Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:58, реферат

Описание

Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5
2.Формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..стр.8
3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки ………………………………………………………………………………..стр.11
4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15
Заключение………………………………………………………………….стр.18
Библиографический список………………………………………………………………………..стр.19
Терминологический справочник…………………………………………..стр.20

Работа состоит из  1 файл

реферат развитее эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыки - копия.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  общего профессионального  образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра образования периода детства 
 
 

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыкой 

Исполнитель: студентка 24Н группы

                  Вощикова  В. Г. Специальность 050709

                  «Преподавание в начальных классах».

                  Научный руководитель:

                                                                        Пономарева Е.В. 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………стр.3 

1.Характеристика понятия «эмпатия» ……………………………………...стр.5

2.Формы проявления  чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..стр.8

3.Музыка как вид искусства. Понятие классической музыки ………………………………………………………………………………..стр.11

4.Способы развития эмпатии средствами музыки………………………стр.15

Заключение………………………………………………………………….стр.18

Библиографический список………………………………………………………………………..стр.19

Терминологический справочник…………………………………………..стр.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Проблема развития чувства эмпатии младших школьников в настоящее время достойно актуальности, это подтверждает концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности;

    Развитие  социально-педагогического партнерства  должно стать приоритетной сферой государственной  политики.

    Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом  отечественной педагогики 90-х г  г. ХХ в.  и остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

    Педагогическая  поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. 
 

Именно  в школе должна быть сосредоточена  не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является  индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

       Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

       Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

       Цель работы: раскрыть проблему, развитие чувств эмпатии, средствами классической музыки.

    1. Дать характеристику чувству эмпатии
    2. Определить формы проявления чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста
    3. Актуализировать роль классической музыки
    4. Выявить способы развития эмпатии средствами музыки

Методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, реферирование. 

1.Характеристика  понятия «эмпатия»

       Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии, а так же это умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

       При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

       С помощью искусства можно воспитать человека, что в свою очередь является одной из качеств личностной характеристики. 

       Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

       Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

      Личность, должна сформировывать в себе, социально ориентированный взгляд на мир, в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

      А так же, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

            Выделяют две формы эмпатии:

    1. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Принципиально иной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическом взаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, что сопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).

    1. Сочувствие - состояние человека вызывающее, какую либо переживание по поводу чувств другого человека, но отличных от них, без соотнесения с собой.

Сочувствие выражается в понимании другого человека, его мыслей, чувств и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствие определяется как более высокая форма эмпатического реагирования.    

       Сострадание – самая высокая форма эмпатического реагирования, поскольку предполагает возможность человеку поставить себя на место другого, оказать ему помощь. Способность к состраданию, сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности.   

       Таким образом, можно сделать вывод, что  эмпатия, это эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. Структуру эмпатии составляют сочувствие, жалость, сопереживание, куда входят компоненты направленность, сила, глубина, продолжительность чувства сострадания. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Формы  проявления  чувства  эмпатии у детей  младшего школьного  возраста

       Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте  
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека.  
Термин "сострадание" непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личности, как особая форма активности человека. Благодаря переживаниям осознаётся личностный смысл происходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта. Значение переживаний в жизни ребёнка наиболее последовательно изучалось Л. С. Выготским, А.В.Запорожцем, Л.И. Божович, Я.З.Неверович, С.Л. Рубинштейном и другими.

       Л.С. Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения.

       Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования нравственной сферы личности, в том числе и чувства сострадания.  
Новообразованиями младшего школьного возраста являются личностная и интеллектуальная рефлексия. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища. 

        
           Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сообразование, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние являются переживания завистью)

         В младшем школьном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя.  
Девятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями.

       Некоторые дети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьного возраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.

       Таким образом, сострадание, эмпатия - важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка к другому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше - к сверстникам и другим людям.

       Таким образом, специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте проявляется в том, что сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причем ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, меньше к сверстникам и другим людям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе ознакомления с классической музыкой