Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Педагогические условия – обстоятельства от которых зависит процесс развития детей и обстановка, в которых проходятусловия развития.

Педагогические условия – это те составные части или характеристики среды,в которых развиваются учащиеся.

Как попытка преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность в формировании творческой личности, т.е. такого типа, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и особенности понятия «музыкальное творчество» …………6
2. Специфика развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ………………. 13
3. Принципы и методы развития музыкального творчества учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе ….. 22

Заключение …………………………………………………………………. .. 32

Список литературы ………………………………………………………….. 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Марины.docx

— 68.23 Кб (Скачать документ)

     Процесс развития музыкального творчества младшего школьника происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

     В музыкальном творчестве ведущую  роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать  решение. Творчество ребят связано  с самостоятельными действиями, с  умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в  новых условиях, разных видов музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

     Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство оно представляет собой  познавательно-поисковую музыкальную  практику. Творчество учащихся тем  и ценно, что они сами открывают  что-то новое, ранее не известное  им в мире музыки.

     Воспитательное  значение детского творчества оценивается  достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется  в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю позволять  за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б.М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

     Творческое  начало у младших школьников может  проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении  мелодии на предложенный текст, воспроизведении  несложных мотивов разного характера; в выразительных движениях под  музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной  интерпретации.

     Творческое  начало должно пронизывать процесс  общения с музыкой и у подростков. Оно проявляется не только в оценочном  суждении о воспринятой музыки, интерпретации  произведения, но и в собственном  творчестве.

     На  современном этапе развития общеобразовательной школы существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности, в формировании музыкального творчества детей. Поэтому современному учителю музыки необходимо разрабатыать новые методы, способствующие целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, музыкально- творческой активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алиев, Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников / Ю.Б. Алиев. - М.: Педагогика, 1998. – 138с.
  2. Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности / О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - М. : Музыка. – 1984. - Вып. 3. 
  3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О.А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983. – 224с.
  4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1973. – 144с.
  5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208с.
  6. Бердяев, Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев  – М., 1989.
  1. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв – М.: Издательский дом «Классика-XXI»,2008.- 352с.
  1. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П.Блинова - М.: Просвещение, 2004. - 212с.
  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина - М. : 1968.- 256с.
  1.  Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. - 93с.
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Ярошевского – М. : Педагогика, 1987. – 344с.
  3. Готсдинер, A.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия, в кн.: Проблемы музыкального мышления /  А.О. Готсдинер - М., 1974.
  4. Дмитриева, Л.Г. Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г.Дмитриева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 246с.
  5. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца : Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. – 206с.
  6. Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество / А.М. Коршун. - М. : Политиздат, 1971. - 255с.
  7. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности / В.А.Моляко. – Киев .:Муз. Україна, 1978. – 47с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.
  9. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин - М. : Академический Проект; Трикса, 2008. - 400с.
  10. Пидкосистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкосистый. – М.: Педагогическое  общество России, 2002. – 640с.
  11. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: В 2ч / О.П. Радынова – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1997 Ч.1. – 608с.
  12. Сабанеев, Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса / Л.Л. Сабанеев  – М.: Искусство, 1923.
  13. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова - М.: Педагогика, 1988.-173с.
  14. Теплов, Б.М., Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов -  М-л., изд-во АПН, 1947.- 335с.
  15. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.:  Интерпракс,1994. – 384с.
  16. Яворский,  Л.Б Воспоминания, статьи и письма. – М.: Музыка, 1962. – Т.1. – 670с.

Информация о работе Педагогические условия развития музыкального творчества учащихся начальных классов