Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:46, реферат

Описание

Музыкальное воспитание в детском учреждении сочетает в себе разные виды музыкальной деятельности, которые направлены на развитие музыкальных способностей с целью становления творческой личности ребенка. Частью общего музыкального воспитания является русское народное творчество, где уделяется внимание фольклору: т.е. знакомству с народной музыкой, традициями, праздниками, обычаями русского народа. В русском фольклоре, по моему мнению, каким – то особым образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.

Работа состоит из  1 файл

doclad_Davidova (1).doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ИСТОКАМ  РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ 

   

Приобщение  детей к истокам русской народной

 культуры является средством формирования

духовно-нравственного  развития человека.  

      Музыкальное воспитание в детском учреждении сочетает в себе разные виды музыкальной деятельности, которые направлены  на развитие музыкальных способностей с целью становления творческой личности ребенка. Частью общего музыкального воспитания является русское народное творчество, где уделяется внимание фольклору: т.е. знакомству  с народной музыкой, традициями, праздниками, обычаями русского народа. В русском фольклоре, по моему мнению, каким – то особым образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей,  и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.

      В сфере современного дошкольного  музыкального образования происходит большой творческий подъем, создаются  различные программы и технологии по отдельным видам деятельности, но ознакомлению дошкольников с фольклором отводится незначительное место. Познание детьми народной музыки в единой системе планируется недостаточно. В результате яркий художественный и воспитывающий потенциал народной отечественной культуры остается невостребованным. Осознав важность данной проблемы, определила для себя направление для дальнейшей работы с дошкольниками:

Формирование  базиса личностной культуры ребенка  дошкольного возраста посредством  музыкального фольклора.

    Реализуемая в детском саду комплексная программа « Детство» направлена на приобщение детей к истокам народной культуры и включает  раздел «народное творчество». Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, пользуюсь дополнительной программой  «Ладушки», развивающей музыкальные способности  детей дошкольного возраста.

Особое  внимание в своей работе уделяю народному  творчеству и нацеливаю ее на решение  следующих задач:

- формировать  у детей целостное восприятие  народной культуры;

- организовать творческую деятельность малышей посредством активного включения их в процесс народного исполнительства;

- развивать  эмоциональную сферу ребенка  с помощью привлечения доступных  его пониманию разных видов  фольклора; 

- развивать  музыкальный слух, голос путем ознакомления детей с музыкальным фольклором.

     Для работы с детьми в данном направлении  разработала систему тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального фольклора, который отражает различные виды музыкальной деятельности и куда входит:

-слушание  народной музыки;

-пение  народных песен;

- народная  хореография (танцы, хороводы)

- музыкально  – фольклорные игры;

- игра  на народных инструментах.

Тематические  занятия составила в соответствии с возрастными категориями дошкольников:

-младший дошкольный возраст (2 – 3 года) – введение в мир фольклора;

-средний  дошкольный возраст (4 – 5 лет)  – знакомство с азами народной  культуры;

-старший  дошкольный возраст (6 – 7 лет)  – активный этап освоения фольклора.

     Занятия выстроила с учетом возрастных особенностей детей и тесного взаимодействия со всем учебно – воспитательным  и оздоровительным комплексом занятий в дошкольном учреждении.

      В 1,5 – 2 года ребенок  начинает реагировать  на звучание музыки, которая воздействует на ребенка на самых ранних этапах, а потому основными видами деятельности детей в этом возрасте  на занятиях с элементами фольклора, являются слушание - восприятие и игры (музыкальные и словесные).

     Вводя в мир фольклора, знакомлю детей  с песенными и стихотворными  детскими жанрами: колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, закличками. Песенный материал подбираю несложный по мелодичному и ритмичному строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик.) Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес  к выполнению того или иного задания.

      В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарем, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т.д., народный быт раскрываю в теме «Народный костюм». Музыкальный материал для детей данного возраста более развернут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается игра на детских музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещетках, рубеле.

    Целенаправленная систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что к подготовительной группе дети имеют углубленные знания о народном календаре.  В детском саду традиционно отмечаются народные праздники:  8 сентября – рябинник, 14  октября – покровская  ярмарка, в рождество  дети колядуют, весной празднуют масленицу, пасху, где дети выступают в роли ряженых, поют частушки, водят хороводы, играют в народные игры, играют на народных инструментах.  Все праздники проходят ярко, красочно, эмоционально. Все мероприятия в детском саду проходят совместно с родителями. Старшие дошкольники являются активными участниками городских мероприятий.

      В результате комплексного и творческого  подхода достигнута положительная  динамика в овладении детьми культурными ценностями русского народа.  

      Народная  музыка вызывает большой интерес  детей, развивает их творческие способности, приносит радость, создает хорошее  настроение. Нельзя прервать связь  времен и поколений, чтобы н6е  исчезла душа русского народа. Наши дети должны быть участниками традиционных на  Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

Опыт  моей работы показал, что широкое  включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры