Методика музразвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:37, контрольная работа

Описание

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.

Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение проблемы развития творчества начинается с раннего детства.

Работа состоит из  1 файл

методика музразвитя к.р..doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     О.П. Радынова для развития детского инструментального  творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.7

     В самостоятельной деятельности детей  и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

     Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

     - соблюдение принципа свободы;

     - накопление впечатлений от восприятия  искусства;

     - накопление опыта исполнительства  (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

     - развитие основных музыкальных  способностей;

     - оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

     Таким образом, развитие музыкальных способностей развивает у ребенка и  чувство  ритма, такта, любовь к прослушиванию  высокохудожественных произведений.

1.2.Взаимосвязь обучения  и развития музыкального творчества детей

     Творчество  – это активный  процесс овладения общественным  опытом, достижениями  культуры.  На  протяжении  своей   жизни   человек   осваивает различные  виды  деятельности,  в  результате  которых  у  него  формируются психические качества  и свойства  личности.  Некоторые  из  них  приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В  избирательных  отношениях,склонностях  к  определенным  видам  деятельности   проявляются   личностные качества  человека.  В  деятельности  совершенствуется  восприятие,  памяти, мышление, воображение, ощущения.

    В процессе любой творческой деятельности ребенок осваивает определенные  действия,которые ведут к   определенному   внешнему   результату,   и   внутренние,психические действия,  которые  составляют  основу  содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же  и музыкальное творчество  многочисленных  действий.  Например,  при усвоении песни ребенок внимательно слушает  вступление  к  песни, старается  вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее  исполнении  отражает  несложные оттенки, одновременно с  своими  сверстниками  заканчивает  исполнение.  Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок  поет,  двигается,дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними:  воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью,  сравнивает  сольное и хоровое звучание,  прислушивается  к  собственному  пению.  Если  действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается  и  переходит  в  навык. Совокупность этих навыков  позволяет  ребенку  справиться  затем  с  новыми, более сложными действиями. Все  виды деятельности взаимосвязаны   и взаимодействуют между собой.  Каждый  вид деятельности  служит  средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия  музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.  Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех  видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух  видах исполнительства -  пении и игре  на  музыкальных инструментах  по  слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую  очередь в музыкально- ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка  в  хлопках,  на музыкальных инструментах, в  пении.  Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.    В то же  время  в  развитии  музыкальных  способностей  различные  виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например,  звуковысотный  слух может быть развит в пении или  игре  на  музыкальных  инструментах;  чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д. 8

Таким образом,  все  виды музыкальной  деятельности  являются  средствами  музыкального  воспитания  и развития детей.    В музыкальном воспитании детей выделяются  следующие  виды  музыкальной деятельности:   восприятие,   исполнительства,    творчество,    музыкально- образовательная  деятельность.  Все  они  имеют  свои  разновидности.   Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный  вид  деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным  видам.  Исполнительство  и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях  и  игре на  музыкальных  инструментах.  Музыкально-   образовательная   деятельность включает в себя сведения общего  характера  в  музыке  как  виде  искусства, о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так  же специальные  знания  о  способах  исполнительства. 9

Исходя  из этого,каждый  вид  музыкальной деятельности, имея свои  особенности,  предполагает  овладение  детьми  теми способами  деятельности,  без  которых  она  не  осуществима,  и   оказывает специфическое влияние на музыкальное  развитие  дошкольников.  Поэтому  так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

1.3.Вариативность заданий, их усложнение  с учетом  возраста детей

     Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходим повышенный интерес к музыкальным занятиям, эмоциональный комфорт, что будет способствовать повышению активности детей, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребенка.

Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий:

Традиционные занятия, на которых решаются задачи по всем видам музыкальной деятельности. Эти занятия гибкие по структуре. Следовательно, чередование видов музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, детское элементарное музицирование) может быть различным, иметь варианты. Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:

  • возрастные особенности детей;
  • основные задачи;
  • физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
  • характер предшествующей и последующей деятельности;
  • условия проведения занятий.

Доминантные занятия – занятия, в которых доминирует один из видов музыкальной деятельности. Использование таких занятий способствует коррекции отставаний детей в тех или иных видах музыкальной деятельности. Основой для доминантных занятий может служить любой вид деятельности во всех возрастных группах. Рекомендуется проводить этот тип занятий примерно раз в месяц.

Тематические  занятия – занятия, темы которых посвящены явлениям общественной жизни, природе, творчеству композиторов и т.п.

Тема  должна проходить через все виды музыкальной деятельности. Содержание и характер музыки способствуют более активному сопереживанию тому или иному событию, явлению. Выбор тем подсказывают текущие события (например, к юбилею А.С. Пушкина – «Пушкин и музыка»; «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского», время года («Осенины», «Зимушка – зима») и любые формы досугов («фольклор – детям», «Делу время – потехе час» и т.д.).

Музыкально-тематические занятия - занятия, темы которых посвящены  особенностям музыкального языка («О чем  рассказывает музыка?», «Жанры в музыке») и развитию определенной музыкальной способности – чувству ритма, звуковысотности и т.д.).

Комплексные занятия – здесь решаются задачи с помощью различных видов искусства и художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой, художественно-продуктивной. Конкретная тема – единый художественный образ, объединяет все виды художественной деятельности. Такие занятия позволяют понять детям, что один и тот же художественный образ реализуется различными видами искусств. 10

Темы  комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов, обрядов (например «Чудо Гжели», «Кружева», «Сороки»).

Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию. Рекомендуется проводить данные занятия не чаще одного раза в два месяца, и может быть проведено в форме досуга.

    Музыкально образовательная деятельность  не существует  изолированно  от других видов. Знания, сведения  о музыке даются детям не сами по  себе,  а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу,  к месту. Каждый  вид музыкальной деятельности  требует определенных  знаний.   Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания  о  способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь  пению,  ребята приобретают  знания,   необходимые   для   овладения   певческими   навыками (звукообразование,  дыхание,  дикция  и  т.д.).   В   музыкально-ритмической деятельности  дошкольники  осваивают  различные  движения   и   способы   их исполнения, что также требует  специальных  знаний:  о  слитности  характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и  его  зависимости  от характера музыки, от средств музыкальной выразительности  (темпа,  динамики, акцентов,  регистра,  пауз).  Дети  узнают  названия   танцевальных   шагов, усваивают названия  танцев,  хороводов.  Обучаясь  на  игре  на  музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах,  способах, приемах игры на разных инструментах.

    Дети   проявляют   склонности   к   определенным   видам    музыкальной деятельности. Важно  заметить  и  развить  у   каждого  ребенка  стремление  к общению с музыкой  в  том  виде  музыкальной  деятельности,  к которому  он проявляет  наибольший  интерес,  в  котором  его   способности   реализуются наиболее  полно.  Это  не   означает,   что   остальные   виды   музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать  положение психологии о ведущих видах деятельности,  оказывающих  влияние  на  развитие личности.  Если  эти  ведущие  виды  деятельности  проявились  в  дошкольном детстве,  нужно  принимать  во   внимание  особенности  каждого  ребенка   и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на  развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как  мы уже отмечали, процесс обучения  сводится  к  «натаскиванию».  Если  обучение осуществляется  без  индивидуально  -   дифференцированного   подхода,   она перестает быть развивающим.

2. Песенное творчество

2.1. Песенное творчество  дошкольников и  его роль в развитии  детского творчества

       Песенное творчество дошкольников  играет немаловажную роль в  общем музыкальном развитии. Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития1. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества—накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Были  определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А. Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).11

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть  мелодию, у него необходимо развить  ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность  творческих проявлений детей зависит  от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.12

Тем не менее песенное творчество важно  формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового  опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное  нахождение тоники: закончить без  сопровождения знакомую мелодию,  начатую воспитателем; найти топику  после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание  к звукам: игра типа «Музыкальное  эхо» — точное воспроизведение  заданных интонаций;

3) различение  мажорного и минорного ладов:  различить и воспроизвести мажорное  и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение  и воспроизведение соотношений  звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального  букваря»);

5) транспонирование  простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.13

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного  творчества:

1) импровизация  имен, звукоподражаний, мелодий без  слов;

2) импровизация  музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение  попевок контрастного характера  на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.14

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые  не содержат развернутого текста; поэтому  им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без  слов, на слошля-ля. та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.

Информация о работе Методика музразвития