Контрольная работа по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание

Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в большой цикл из двенадцати хоров a cappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской хоровой музыки начала XX века. Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия.

Работа состоит из  1 файл

Развалину башни.docx

— 24.06 Кб (Скачать документ)

Развалину башни, жилище орла"

 

Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в  большой цикл из двенадцати хоров a cappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской  хоровой музыки начала XX века.

Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся  над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия:

 

Развалину башни, жилище орла,

Седая скала высоко подняла,

И вся наклонилась над бездной  морской,

Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит

В глухое ущелье, где ветер свистит;

И слушает башня, и слышится ей

Весёлое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,

Где ветер качает и гонит волну,

И видит - в обманчивом блеске волны

Шумят и мелькают трофеи войны.

1845г.

 

Стихотворению свойственен напряжённый  драматизм в сочетании с повествовательным характером.Живописный колорит наполнен мрачными тонами. Образы природы психологизируются, "очеловечиваются". Скала "смотрит", "видит", вспоминает. Башня "уныло глядит", "и слушает".

Произведение Полонского - яркая, развёрнутая  картина, повествующая о навсегда ушедшем  счастье. В ней заложена философская  глубина мысли. Драматизм, идущий от содержания стихотворения, - контраст статичного образа башни и живого движения ("Веселое ржанье", "шумят  и мелькают"), контраст между прошлым  и настоящим.

Стихотворение делится на три строфы. Анализируя стихотворную стопу произведения, можно сделать вывод, что она  сочетает в себе признаки ямба (активное начало) и хорея (мягкость окончания):

 

Тональный ряд c Es c b F b As f (c)

Тематический ряд Г.П. П.П. разработка

тематический ряд а в а1 c d d1 a2

Масштабный ряд 31т.12т.

15т. 17т.

масштабный ряд 7т. + 8т. 9т. 5т. +5т. +7т. 3т. + 9т.

Структурный ряд экспозиция разработка

структурный ряд период не повтор - 1-е предл. период из 3-х вступит. собственного строения начального предложений, часть но разранеквадратный периода  модулирующий ботка

Функциональный ряд экспозиция главных тем разработка

функциональный ряд изложение  Г.П. развитие изложение П.П. развитие материала Г.П.

 

Анализ формы и  средств музыкальной выразительности

 

Произведение С.И. Танеева написано для четырёхголосного смешанного хора. Начинается звучанием основной темы в тональности c-moll (Adagio ma non troppo) на p в октавный унисон. Мелодия декламационная, повествовательного характера тонко  передаёт содержание поэтического текста. Поначалу точно следует за ним. Размер 44. Затактовое начало лишь подчёркивает слоговое ударение. Мелодия начинается с V ступени - центральной в звукоряде, и постепенно, раскачиваясь в обе стороны, достигает октавного диапазона (d1 - d 2). Чёткий размеренный ритм, октавное звучание, "маршевый" метр придают теме героический характер.

Вторая фраза "седая скала" начинается с видоизменённого начального мотива (ритмическое варьирование, введении мелкой триоли), который получает секвенционное развитие. Унисон сменяется  гармонической фактурой. Изобразительным  является устремление мелодии вверх. И как просветление, достигнув  вершины (g2), появляется Es-dur. Кульминация главной партии подчёркнута ритмическим увеличением, динамически - f, фактурно - дивизией крайних голосов. Отклонение в параллельную тональность осуществляется через сложный оборот: гII43 D7 → Es-dur. Но, достигнув вершины, происходит излом. Мелодия сползает вниз, изображая "старца под ношей ему дорогой". Гармоническая фактура сменяется полифонической в виде канонической имитации. Как приём развития снова использована секвенция, только уже нисходящая. Возвращается главная тональность и прежняя звучность (pp).

Главная партия изложена в форме  периода, состоящего из двух предложений  не повторного строения. Неквадратный (7тактов + 8 тактов).

После общей паузы вновь звучит главная партия "И долго та башня уныло глядит…", только в тональности b-moll. Произошёл тональный  сдвиг - модуляция сопоставление. Главная  партия дана в сокращённом виде (лишь первое предложение). В последних  двух тактах на словах "и слышится ей" подчёркивается триольный ритм, который звучит сначала поочерёдно в разных голосах, а затем одновременно у всего хора на D-ой гармонии F-dur, предвосхищая появление новой темы.

Но как бы не подготавливалась побочная партия, она резко контрастирует  главной. В первую очередь - это внешний  контраст: смена темпа (Allegro vivace), переменный метр: 68, сменяющийся 98; стаккато, "баркарольный" ритм сопровождения (♪| ♪ ч ♪ ♪ ч ч | ♪ ч ч ♪ ч), ритмический рисунок основной темы, имитирующий "топот коней" (можно обнаружить общие черты изобразительности с Р. Шуманом в "Смелом наезднике" из "Альбома для юношества"). Тональность F-dur. Побочная партия стремительно врывается в хоровое звучание. Весь её музыкальный материал вырастает из одной поэтической фразы "весёлое ржанье и топот коней". И вот здесь открывается внутренний философский контраст - побочная партия - это яркое героическое прошлое, которое безвозвратно ушло.

Показателен тональный план побочной партии: первые два предложения изложены в тональности F-dur, причём, 1 предложение  заканчивается каденцией на D, второе - на тонике. Третье предложение, больше напоминающее развитие побочной партии, отмечено сразу же отклонением в  тональность гармонической субдоминанты (b-moll), с последующей модуляцией в As-dur.

Но при всей контрастности, можно  обнаружить много общего между главной  и побочной партиями: затактовое начало, восходящая направленность движения, повторность тематического развития, синкопированный ритм, замкнутость.

С возвращения главной партии начинается разработка. Размер 98 сменяется 44. Темп Largo, тональность f-moll, pp: "И смотрит седая скала в глубину", - в низком регистре в октавный унисон она проводится в альтовой и басовой партиях и звучит как эпиграф. После генеральной паузы, отмеченной фермата, начинается собственно разработка (Tempo I). Главная партия плавно переходит из одного голоса в другой. Получает полифоническое развитие. Противосложением служит подголосок "где ветер качает и гонит волну", звучащий в триольном ритме поочерёдно в разных партиях. Его ритмический рисунок напоминает побочную партию, но характер уже совершенно иной. Создаётся впечатление зыбкой морской волны.

Поэтическая строка "и смотрит  седая скала в глубину, где  ветер качает и гонит волну" повторяется неоднократно. По сути, на ней строится весь музыкальный  материал средней части (разработки). Масштаб её невелик, всего 12 тактов. Преобладающая тональность разработки - f-moll представлена в двух видах: натуральном  и гармоническом. Но уже с седьмого такта разработки появляются блики  главной тональности (в качестве побочных аккордов - II7 - D43 → c-moll).

Полифоническое развитие сменяется  гармоническим изложением в каденции (DD43 - D). Заканчивается разработка на доминанте основной тональности.

Реприза начинается звучанием побочной партии в одноименном мажоре (зеркальная). В отличие от экспозиции гармоническая  фактура уплотняется. Разрастаются и масштабы темы: 30 тактов. Побочная партия подвергается тематической и  тональной разработке. Частые отклонения создают особую напряжённость. В  своём развитии достигает поистине фанфарного звучания: ff, тональность Es-dur, quasi tromba - это общая кульминация  всего произведения. Происходят дивизии  в хоровых партиях в кульминационный  момент. На тексте "шумят и мелькают трофеи войны" стремительно проносится главная партия у альтов и басов  в сжатом виде, сближая главные  темы в репризе.

Накал развития прерывается гармонией  уменьшённого вводного квинтсекстаккорда  основной тональности.

После паузы, которая отграничивает  основные разделы хора, проводится главная партия в первоначальном темпе в главной тональности. В своём развитии, также как  и в экспозиции, достигает вершины (g2), но уже на слове "высоко", а не "подняла". Происходит смещение смыслового акцента. Графическая волна идёт на спад со слова "подняла", подчёркивая всю тяжесть "ноши".

Нет и Es-dur-а. Натуральный c-moll (фригийский тетрахорд в басу), поступенное  нисходящее движение раскрывает весь пессимизм происходящего. Звучность  затихает: ff, mf, p, pp. Короткие мотивы, прерываемые  паузами, устремлены вниз. И лишь последний  аккорд - тоника одноименного мажора напоминает о былом величии.

 

Заключение

В результате проведённого анализа  можно сделать вывод, что хор  С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" написан в сонатной форме. Сонатность в данном произведении приобретает  своеобразные черты, не характерные  для инструментальных, изложенных в  тождественной форме.

Особенностью сонатной формы в  вокальной музыке является завершённость  разделов, их чёткая отграниченность, замкнутость. Сонатность приобретает  черты контрастно-составной формы.

Наличие основных тем обусловлено  содержанием поэтического текста. На примере хора "Развалину башни, жилище орла" можно говорить о  двух темах (главной и побочной партии). Связующая и заключительная партии отсутствуют.

Небольшая по масштабу разработка (всего 12 тактов), построенная на материале  главной партии, позволяет судить о нехарактерности сонатной формы  для вокальной музыки, так как  таковая лишена возможности разработочного развития. Своеобразным ограничителем  служит поэтический текст. Но включение  разработочности в экспозиционный раздел и репризу (проведение побочной партии), не оставляет сомнений в  правильности определения формы  данного произведения.

Яркость образов композитор достигает  с помощью главных средств  музыкальной выразительности. На первом месте, конечно, мелодия. Мелодизм Танеева  тесно связан с поэтическим текстом. Единство музыки и слова способствует целостности художественного образа. Но композитор углубляет, в некоторых  случаях переосмысливает текст, расставляя собственные смысловые  акценты. В хоре "Развалину башни" 4-стопный амфибрахий сказался в  квадратности группировок тактов и  введении мелкой триоли. В целом  в музыке хора по отношению к слову - ярко выраженный свой, "встречный  ритм". Основывая музыку хора на контрасте, идущем от содержания стихотворения, - образов статики ("Развалину башни") и живого движения ("Веселое ржанье", "шумят и мелькают"), делая  расчленение по смыслу слова, Танеев ради этого жертвует ритмическим  строем строфы, решительно отщепляя отдельные  строки, перенося их в соседние разделы  музыкальной формы. Кроме того, для  репризного замыкания на теме Г.П. он добавляет возвращение двух строк  из 1-й строфы (со слов "Развалину  башни").

Органично сочетает гармоническую  и полифоническую фактуры. Полифоническое развитие сменяется гармоническим  изложением в каденции. В экспозиционных участках использует преимущественно  гармоническую фактуру, в разработочных  разделах прибегает к полифонии.

Ясность, академичность гармонического языка. Частое использование плагальных оборотов. Логика тонального развития. Сближение главных тем, не в последнюю  очередь тонально (одноимённые C-dur и c-moll), в репризе.

Для стройности формы прибегает  к повторению начальной строки поэтического текста. Как результат - зеркальная реприза. Повторения строф (или начальных  строк) связаны с важнейшей проблемой  музыкальной формы - проблемой репризности. Поскольку в вокально-хоровых  формах ведущим является музыкальное  начало, композиторы позволяют себе преобразовывать структуру словесного первоисточника, чтобы соблюсти музыкальную  закономерность в композиции. Литературно-поэтический  текст, преобразованный тем или  иным путем, целенаправленно приближен  к запросам музыкальной формы.

Примерами могут служить и другие хоры С.И. Танеева: "Посмотри, какая  мгла", "Вечер", "На могиле", "Прометей". Тяготение композитора  к обрамлённости, завершённости, но при этом с трансформацией главных  образов.

Точные авторские указания темпов, характера музыки, тонкая динамическая нюансировка помогают в раскрытии  образов и являются характерной  чертой композитора.

Произведение С.И. Танеева для  хора a cappella "Развалину башни, жилище орла" на стихи Я. Полонского является не только одной из вершин хорового творчества, но служит примером индивидуализированной  и при этом стройной сонатной формы.

 

В хоре "Развалину  башни, жилище орла" (соч. 27, № 3) с  большой силой проявилось мастерство смыслового переинтонирования тематического  материала. Хор показателен и  во многих других отношениях. Уже в  экспозиции (хор написан в форме  сонатного аллегро) выявлена контрастность  главной и побочной партий. Произведение говорит о навсегда ушедшем счастье  и строится на сопоставлении картины  печального настоящего и воспоминаний о светлом прошлом. Начало стихотворения  Полонского рисует безрадостную картину. Но музыка, звучащая на этих словах, противоречит им. Она динамична, устремлена вверх, буквально вырывается из до минора в радостный ми-бемоль мажор [Вспомним ми-бемоль мажор в хоре "На корабле" на словах "Заря... Друзья, заря!"]. Музыка здесь скорее говорит о некогда сильной и гордой башне и могучей скале, которая вознесла башню на своих плечах, соединила с нею свою судьбу. После большого взлета наступает резкий спад ("и вся наклонилась), который постепенно приводит к начальному звуковому уровню и прежней тональности. Прошлое столкнулось с настоящим. Таким образом, уже с самого начала обнажена основная мысль произведения. Вновь звучит первая тема ("и долго та башня уныло глядит"). Теперь она проходит в тональности на большую секунду ниже (си-бемоль минор). Это первое несколько иное освещение темы.

Вступает побочная партия (фа мажор). Легко и быстро проносятся воспоминания о прошлом ("веселое  ржанье и топот коней"). Следует  разработка. Проходит первая тема в  октавном унисоне альтовой и басовой  партий. Теперь в ее облике уже нет  ничего героического. После выразительной  паузы музыка принимает несколько  элегический оттенок. Тема плавно переходит  из голоса в голос. Смежные голоса "омывают" тему мелодически выразительными триолями ("где ветер качает и  гонит волну"). Создается одновременно впечатление и зыбкой морской  волны, и размышлений – поначалу чуть грустных, а в кульминации (тема у басов, затем у альтов) не лишенных, может быть, и горечи.

Информация о работе Контрольная работа по "Музыке"