Выдающиеся ораторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Содержание

1
Введение………………………………………………………………...
3
2
Ораторы Древней Греции……………………………………………...
4
3
Ораторы Древнего Рима……………………………………………….
14
4
Риторика в средние века и в эпоху Возрождения …………………...
17
5
Риторика в России……………………………………………………...
19
6
Заключение……………………………………………………………...
22
7
Практическая часть…………………………………………………….
23
8
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 300.76 Кб (Скачать документ)

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать  истину относительно любой вещи, о  которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с  этой истиной; подлинного искусства  речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а  гоняется за мнениями, у того искусство  речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится  в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте -- изложение, на третьем -- доказательства, на четвертом -- правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона -- идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.» Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990 г. С. 242.

Итак, по мнению Платона, подлинное  красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Риторика Аристотеля

«Достижения греческого ораторского  искусства были обобщены и возведены  в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384--322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг.

В первой книге рассматривается  место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей -- благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных -- обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей -- понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель -- восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена  проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле -- это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение.» http://argumentator.org.

«Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.» http://ru.wikipedia.org.

«Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал  Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить  кого-либо в чём-либо. Сообразуясь  с этим, он разделил свой трактат  на три части. Первая часть посвящена  анализу тех принципов, на основании  которых оратор (то есть всякий говорящий  о чём-нибудь) может побуждать  к чему-нибудь своих слушателей или  отклонять их от чего-нибудь, может  хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех  личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим  слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить  или отговорить их. Третья часть  касается специальной (технической) стороны  риторики: Аристотель говорит здесь  о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.» Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.

С. 101.

«Множество тонких психологических  замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о  значении юмора, пафоса, о влиянии  на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь. Приняв многие положения Аристотеля как догматические истины, риторика в Древней Греции, и, позднее, в Западной Европе, однако уклонилась от эмпирического метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.» Корнилова Е.Н. Риторика -- искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. -- М.: Изд-во УРАО, 1998 г. С. 250.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Слово есть великий  властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно  может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и  сострадание пробудить»,-- очень метко и образно заметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово -- это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово -- могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей.

Виднейшие ораторы и теоретики  красноречия Древней Греции смогли проникнуть в тайны слова, расширить  границы его познания, выдвинуть  теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь  на собственном богатом опыте  и на анализе многочисленных блестящих  речей известных ораторов.

На протяжении всего периода  античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних  ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они  внесли значительный вклад и в  развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы  поднимают проблемы, актуальные и  сегодня. Их интересовал вопрос о  том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный  оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

В их работах настолько  интересный и глубокий анализ искусства  убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, исследователи находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990 г.

3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.:Агентство "Издательский сервис", 2000.

4. Корнилова Е.Н. Риторика -- искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. -- М.: Изд-во УРАО, 1998 г.

5. http://pravouch.com.

6. http://argumentator.org.

7. http://ru.wikipedia.org.

Размещено на Allbest.ru

Ораторское искусство. Типы ораторов

Новосибирский государственный  аграрный университет

Экономический институт

Кафедра философии

 

Реферат

 

Тема: "Ораторское искусство. Типы ораторов"

 

Выполнила: студентка 1 курса,

415 гр., Паничева Евгения

Проверила: Трубицина Е.А.

 

Новосибирск 2007

Содержание

 

Введение

Понятие об ораторском искусстве

Личность оратора

Роды и виды ораторского  искусства

Подготовка речи: выбор  темы, цель речи

Основные приемы поиска материала

Начало, завершение и развертывание  речи

Заключение

Список используемой литературы

Введение

 

Давно стало привычным  выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших ту информацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.

Иное назначение ораторского  искусства видел древнегреческий  мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые  полагали: «Окружающий мир воплощает  в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особым стимулом к добру и просвещению человечества».

Перед людьми, которые хотят  совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится  ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают  словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует  заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотели выселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но , занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».

Цель данной работы заключается  в том, чтобы ответить на следующие  вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает  об успехе на поприще риторики? Как  правильно подготовить речь для  публичного выступления?

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия  ораторского искусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского  искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.

При работе мной были изучены  труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.

На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне  осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об  ораторском искусстве

 

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный  предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

2. Перен. Эффектность, внешняя  красивость речи, напыщенность.

3. В старину – название  младшего класса духовной семинарии.

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная  на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Выражение ораторское искусство  также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень  мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство  построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого  воздействия на аудиторию.

Подобное толкование ораторского  искусства было принято еще в  античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета»

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

Г.З. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства  с наукой.

Что же позволяет, по мнению Г.З. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

Во–первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.

Во-вторых, многие идеи или  гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

В-третьих, ораторское искусство  опирается на категориальную систему  соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и  суждения, доказательств и обобщений.

Информация о работе Выдающиеся ораторы