Выдающиеся ораторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Содержание

1
Введение………………………………………………………………...
3
2
Ораторы Древней Греции……………………………………………...
4
3
Ораторы Древнего Рима……………………………………………….
14
4
Риторика в средние века и в эпоху Возрождения …………………...
17
5
Риторика в России……………………………………………………...
19
6
Заключение……………………………………………………………...
22
7
Практическая часть…………………………………………………….
23
8
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 300.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Великие ораторы

История риторики, как науки, началась еще в античную эпоху. В  древнем мире жили великие древние ораторы - Демосфен, Аристотель, Платон, Ксенофонт, Цицерон и другие. Все они отличались импровизацией слова, в совершенстве владели техникой речи, поражали своим искусством убеждать. Каждый оратор  внес свой вклад в развитие речи и  искусства красноречия.

Цицерон был твердо убежден  в том, что общественный человек  должен уметь красноречиво излагать свои мысли, обладать словесной силой  воздействия, которая необходима в  любой сфере деятельности человека. Он обладал безупречным речевым  стилем, а его советы актуальны  и в наши дни.

Цицерон был не только блестящим  государственным деятелем, но и мастером публичного слова, ему принадлежат  такие трактаты, как «Законы», «Республика», «О дружбе», которые по сей день представляют для нас образец риторического  стиля.

Цицерон считал, что любой  человек может научиться толково  и грамотно говорить, если пройдет  всестороннюю подготовку и овладеет техникой речи, если научится обращаться к людям содержательно, смело  и грамотно.

Легенда ораторского  искусства Анатолий Федорович Кони

«Только в творчестве и есть радость, всё остальное прах и суета» (А.Ф. Кони).

Кони А.Ф. был творцом  во всех сферах жизни. В самоотверженной  работе юриста, в бесчисленных публичных  выступлениях, в писательском труде, в устных миниатюрных рассказах, которыми он охотно делился.

Он был мастером живого слова. Любил рассказывать о себе и интересных людях, с которыми он встречался. Истинным удовольствием  было слушать вновь и вновь  даже те рассказы, которые слушатели  знали наизусть. Он всегда сразу  завладевал разговором. При нём все  смолкали. Он говорил так выразительно и живо, что все видели то, о  чём он рассказывал. Это были потрясающие  монологи, убеждавшие ясной мыслью, увлекавшие образностью повествования.  

Все твёрдо считали, что если бы он не выбрал профессию юриста, то стал бы превосходным актером. Станиславский  К.С. включил в свою книгу воспоминаний юмористическую «прокурорскую» речь, в которой Кони А.Ф. «обвиняет» создателей Художественного театра в «убийстве» милой и всеми горячо любимой  рутины и предлагает подвергнуть  «виновных» самому суровому наказанию  – навсегда заключить их в наши сердца…

Юмор не покидал Кони А.Ф. даже в самые трудные и серьёзные  минуты жизни. На предложение портфеля министра юстиции он отказывался, шутя, что предпочитает сохранять независимое  положение и что по этой же причине  он остался холостяком. Журналист  Буренин  на назначение Кони А.Ф. в сенат отреагировал злой эпиграммой:

В сенат коня Калигула привёл,

Стоит он убранный и в бархате, и в злате.

Но я скажу, у нас такой же произвол:

В газетах я  прочёл, что Кони есть в сенате.

Таким был ответ  Кони А.Ф.:

Я не люблю таких  ироний.

Как люди непомерно  злы!

Ведь то прогресс, что нынче Кони,

Где прежде были лишь ослы.

Кони А.Ф. благоговел перед  Пушкиным А.С., он сравнивал судьбу поэта  с тяжким молотом: «Она выковала его талант и, заставив поэта углубиться в самого себя, дала ему богатый материал для поэтических образов».

Об ораторском искусстве  Достоевского Ф.М. Кони А.Ф. пишет: «С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать, а затем расправить свои крылья».

Живая мысль всегда светилась  в его взгляде. Он чувствовал великолепие  родного языка, которым владел безупречно. Переживал о засорении его, об употреблении чуждых ему оборотов и  слов. Язык был для него силой, которая  находила способы выразить его чувства  и мысли.

Кони А.Ф. подытоживает свой жизненный путь, говоря: «Я прожил жизнь  так, что мне не за что краснеть». Его книги на тему риторики будут вдохновлять ещё много поколений.

Большая часть рукописей  Кони находится в Институте литературы и русского языка, его произведения издаются в зарубежных странах, слова  и выражения цитируются, как образец  судебного красноречия. Творчество этого человека изучается и сегодня, тем более что сегодняшний  суд, по мнению специалистов, имеет  многие черты системы судов 1864 – 1866 годов.

Выдающиеся ораторы

Поэзия - высшая форма риторики. Потому Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Есенин - это не просто выдающиеся поэты, но и непревзойденные мастера  слова. У них мы учимся приемам  достижения цели, используя языковые средства.

Каждая эпоха оставила нам имена известных, выдающихся и знаменитых ораторов.

Клеопатра обладала магнетическим обаянием благодаря голосу сирены, способному заворожить любого человека. Ее речь была убедительна, а в каждом слове сквозило обаяние. Плутарх сравнивал ее голос с многострунным инструментом, который легко  настраивался на любой лад.

Екатерина Медичи имела удивительный талант располагать к себе важных персон.

Наполеон понимал роль искусства слова в карьере. Всем известны его слова: "Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает".

Марк Твен и его выступление  "Погода в Новой Англии", напутственная речь "Как лечить простуду"  до сих пор вызывают восхищение у многих людей.

Они стали великими. О них  говорят, снимают кино, их образу оратора подражают. Они восхищают и вызывают бурю эмоций. Их слушают и покоряются. Они заслужили это. Они - великие ораторы.


О центре | Обратная связь | Карта сайта

© 2011, ООО «Конкиста» - риторика и ораторское искусство, г. Челябинск, ул. Колхозная д. 36 А, оф. 22

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

История возникновения ораторского  искусства

Выдающиеся ораторы Древней  Греции

Риторика Аристотеля

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к  слову. Риторика - дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения: во времена  греческой античности (V - I вв. до н. э.) одной из ведущих была формула: «риторика - искусство убеждать» (в трудах Аристотеля, Аполлодора). В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: риторика - искусство говорить хорошо. Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить. Общественные задачи риторики состоят: в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; в создании норм публичной аргументации; в организации речевых отношений, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок; в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.

Традиционно риторика подразделяется на частную и общую. Общая риторика изучает историю вопроса, принципы построения целесообразной речи, проблему формирования личности ритора, интегрирующей в себе знания и умения из области философии, психологии, Аристотелевой логики, этики, техники речи, культуры речи и стилистики текста. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Объектом исследования является искусство риторики. В своей работе я бы хотела дать представление о развитии риторики в Древней Греции, изучить историю возникновения ораторского искусства, рассказать о выдающихся ораторах Древней Греции, в частности о феномене риторики Аристотеля.

1.  

История возникновения ораторского  искусства

ораторский искусство красноречие риторика

Родиной красноречия считается  Эллада, в которой в 5 в. до н.э. развивалась рабовладельческая демократия. Изначально риторику называли «царицей всех искусств».

«На раннем этапе развития риторика (древнегреческая и древнеримская) сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук». Согласно пяти ведущим канонам  искусства речи классическая риторика содержала пять важнейших составных  частей:

1) Нахождение (в латинской  терминологии -- инвенция) -- систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.

2) Расположение (в латинской  терминологии -- диспозиция) -- деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.

3) Словесное выражение  (в латинской терминологии -- элокуция) -- учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.

4) Запоминание (в латинской  терминологии -- мемория).

5) Произнесение (в латинской  терминологии -- пронунциацио).» Корнилова Е.Н. Риторика -- искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. -- М.: Изд-во УРАО, 1998 г. С. 89.

Так, даже герои Гомера Одиссей, Нестор, Феникс были ораторами героического века. В Гомеровских произведениях  настоящим героем считался тот, кто  не только проявлял доблесть, но и умел красиво говорить. Войску Агамемнона, завоевавшего Трою, очень помогал  своими выступлениями старый Нестор, хотя он уже не мог непосредственно  принимать участие в битвах. Другие герои Гомеровской «Илиады» провозглашали  речь так, что они раскрывали характер оратора, производили необычайное  впечатление своей утонченной способностью изложения мыслей.

«С давних времен риторику подразделяли на три отрасли: судебная риторика, риторика политическая (публичных  выступлений), торжественная риторика.

В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для  расцвета красноречия. Верховным органом  в таком городе было Народное собрание, и политический деятель непосредственно  обращался к народу (демосу). Суд  также совершался публично. Обвинителем  мог выступить любой человек. Кто в Древней Греции начинал  перед судом свой иск, должен был  сам произнести речь, хотя иногда и  давал написать ее опытным специалистам, которые готовили выступления для  судебного рассмотрения. Те же ее не только составляли, но и разрабатывали  теорию риторики. Большое внимание уделяли они подбору доказательств, усовершенствованию фраз с целью  усиления их влияния. Обвиняемый защищался  сам, убеждая в своей невиновности.» http://argumentator.org.

«С развитием государственности, после греко-персидских войн в V в. до н.э. в результате политической борьбы усилилось влияние демократической  партии, оживилась деятельность народных масс, была создана необыкновенно  высокая духовная атмосфера в  демократических Афинах, что и  способствовало развитию риторики. К этому времени уже существовала древнейшая изустная традиция эпической и лирической поэзии, в собственных целях и жанровой специфике создавшая образцы ораторского искусства.

Художественная риторика как разновидность творчества сформировалась на основе практической риторики. Первую теорию риторики создали в 5 веке до н.э. сицилийские греки в Сиракузах. Самым известным из них был Горгий, который усовершенствовал теорию ораторского искусства и познакомил с ним Афины. Необычный стиль его изысканных выступлений поразил афинян, сделав Горгия известным и желанным учителем. Он сумел превратить риторику в искусство, которое своей красотой и силой влияния сравнялось с поэзией.

В соответствии с древними традициями риторику делят на пять частей: «Изобретение мыслей», «Расположение  мыслей», «Украшение мыслей», «Запоминание», «Произнесение речи». Четвертый  и пятый разделы иногда объединяют, называя их «Подготовкой речи».» http://argumentator.org.

«Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном. У истоков риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством. Но одновременно молодая риторика базировалась и на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. И мы можем по праву говорить, что в создании риторики участвовал не только артист, но также и логик, философ, ученый. И больше того. Уже древние остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов, и что сумму таких знаний дает наука.

Наконец, в самом становлении  риторики было и третье начало. Оно  объединяло оба вида познания - эстетический и научный. Таким началом была этика, учившая различать честное  и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно быть.» Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. С. 112.

Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью  слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом  убеждения, основанном на моральных  принципах.

Выдающиеся ораторы Древней  Греции

«Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых  лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства -- риторику.» http://pravouch.com.

«Первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла  Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора -- не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.» Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990 г. С. 215. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». «Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь) Горгий противопоставлял утверждению истины. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве.

Школа софистов продолжила развитие теории ораторского искусства. Ораторское мастерство софисты ценили больше, чем содержание провозглашенной  речи.» Корнилова Е.Н. Риторика -- искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: Учебное пособие. -- М.: Изд-во УРАО, 1998 г. С. 112.

«Риторике софистов, которую  Платон не считает наукой, он противопоставляет  подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное  только философу. Эта теория красноречия  изложена в диалоге «Федр», в котором  представлена беседа философа Сократа  с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет».

Информация о работе Выдающиеся ораторы