Виды памяти и приемы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общее понятие памяти, изучить ее виды.
2. Рассмотреть основные процессы памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общее понятие о памяти и ее виды
§1. Общее понятие о памяти……………………………………………………….4

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 50.08 Кб (Скачать документ)

          Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающиеся у него большой дифференциацией (особенно “память” на лица, ситуации и т.п.). Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно в известном смысле назвать “профессиональными” типами памяти: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности субъекта.

     Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

     Поскольку память связана с волей, то по характеру  ее участия в запоминании и  воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.

     Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, выступают  в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Так, кратковременная память и долговременная память по существу представляют собой две стадии единого процесса: процессы памяти всегда начинаются с кратковременной памяти.

     Эффективность памяти  зависит от ряда факторов, среди которых важное место принадлежит развитию ее основных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание и реминисценция.

     Параграф 2. Характеристика процессов памяти

     При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие  память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение материала.

     Но, кроме видов памяти, выделяют еще  процессы памяти. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относятся:

     Таблица 1

     Краткая характеристика процессов памяти

     запоминание      - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

     Различаются:

     кратковременное и долговременное

     произвольное  и непроизвольное

     воспроизведение (актуализация,        возобновление)      - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти.

     Внутри  процесса воспроизведения можно  выделить его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание.

     Особое  место занимает воспоминания - историческая память личности

     сохранение      - определяется степенью участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объекту этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним
     забывание                 материала      - зависит от времени. Это впервые экспериментально установил немецкий психолог Эббингауз, который показал, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем замедляется. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Имеет избирательный характер. Устойчиво  значимый материал забывается медленнее

 

     В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как  особых самостоятельных (мнемических) действий.

     Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека

     2.1. Основные принципы запоминания  новой информации

     Информация, поступающая в мозг человека, лучше  запомнится, если установлена связь  между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

     Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение  здесь состоит в том, что он создал теорию относительности.

     Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне.

     Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

     Метод ассоциации

     Методом ассоциации умело пользовался римский  политический деятель Марк Туллий Цицерон  при подготовке своих блестящих  речей, которые произносил, не пользуясь  никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

     Существует  простейший способ создания собственных  упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память. (25, 59)

     Запоминание лиц

     Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

     Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно  его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у  других людей и пр.

     Запоминание имен

     Первое  условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

     Общие условия успешного  запоминания

     1. Когда материал интересен для  запоминающего.

     2. Когда у запоминающего есть  уже большой объем знаний в  той области, к которой относится  заучиваемый материал.

     3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания.

     4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации.

     5. Когда при заучивании материала  до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги  обычных размеров), он внимательно  прочитан один - два раза с разбивкой  его на смысловые фрагменты  и затем воспроизводится путем  активных и с подглядыванием  повторений.

     6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество  их, которое требуется для первого  безошибочного воспроизведения. (Со  средней памятью человек может  безошибочно воспроизвести 7-9 слов  сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

     7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

     8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут.

     §3. Приемы развития памяти

     Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих  возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами –  мнемотехникой.

           Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский в 6 веке до н. э. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

     Теперь  рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

     1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

     2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

     3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова — чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила» ).

     4. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт – «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

     5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, – все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

     6. При запоминании цифр, чисел можно  использовать приемы:

     а) выявить 'арифметическую зависимость  между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

     б) выделить знакомые числа – например, в числе 859314 выделить 85 –  год  рождения брата, 314 – первые цифры  числа «пи» и т. д.;

     в) «метод зацепок» – замена цифр образами. Например, 0 – круг, 1 – карандаш, 2 – очки, 3 – люстра, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – жук, 7 – неделя, 8 – паук и т. д.

     Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 – один – Н, 2 – два, В. 3 – три – Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 – 4,5  Π-6 – Щ, 7 – С, 9-Д.

     Замена  словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 —  В (Вой). 3 —Ρ (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 — Π (Πα), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы). 8 —M (яМа), 9 —  Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19— АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 ВиВа, 23 — ВаР, ....ЗА — РеПа, ..., 44 — ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа, .... 67 — иШиаС, .... 78 — СоМ, .„, 84 — МяЧ, .... 93 — ДаР. ..., 99 — ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.

     Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму» — этот номер Вы. уже не перепутаете.

Информация о работе Виды памяти и приемы ее развития