Тропы и фигуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Антитеза - риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

Работа состоит из  1 файл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Фигуры речи:

Антитеза - риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом

Примеры:

1.Твой символ — роза ветров,

Мой — ржавый гвоздь.

Но ради бога давай не выяснять,

Кто из нас гость.

Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса)

2. У людей-то для щей — с солонинкою чан,

А у нас-то во щах — таракан, таракан!

У людей кумовья — ребятишек дарят,

А у нас кумовья наш же хлеб приедят!

У людей на уме — погутарить с кумой,

А у нас на уме — не пойти бы с сумой?

(Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла песни«Песни»)

3. Кто был никем, тот станет всем!

 

Бессоюзие (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между частями целого или однородными словами. Фигура придающая речи насыщенность и динамичность.

Примеры:

1.Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

(А. Блок).

2. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

3. Я ахал, акал.

Пел мезонин. Есенин о земле

плакал, ахая.

 

Гипе́рбатон— фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов.

Примеры:

1.Твердо сердце бедных пусть слезы презирает.

2.На хулящих учения

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

3.Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Гипербола- вид тропа; основана на преувеличении

Примеры:

1. море смеха

2. реки крови

3.Четыре года мы побег готовили,

Харчей три тонны мы наэкономили…

Градация – стилистическая фигура, ослабление силы однородных виразительных средств художественной речи.

Примеры:

1.Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

2. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым

3. В заботе сладостно-туманной

Не час, не день, не год уйдёт…

Инве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.

Примеры:

1. Минутных жизни впечатлений

Не сохранит душа моя…

2. Преданья старины глубокой А.С. Пушкин

3. Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом

Кольцо – лексический или звуковой повтор в начале и в конце какой-либо речевой конструкции.

Примеры:

1. _______________Напрасно!___________________

Куда не взгляну я, встречало везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,

_______________Напрасно!___________________

(А.А. Фет).

2. Как жаль! Растаял снег. Как жаль!

3. Ушел, а так ведь дорог был, ушел!

 

Литота - троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения.

Примеры:

1. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!

Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

2. И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

3. …а любовь к жене охладеет в нём

 

Мезархия — фигура речи: повторение одного и того же слова или слов в начале и в середине следующих друг за другом предложений. Как правило, употребляется для создания ощущения монотонности текста и одновременно усиливает гипнотический эффект.

Примеры:

1. В одном чёрном-пречёрном лесу

Стоит чёрный-пречёрный дом

В этом чёрном-пречёрном доме

Стоит чёрный-пречёрный стол…

— Неизвестный автор

2. Небо голубое голубое

Трава зеленая презеленая

3. В пустой препустой комнате

Стоит пустой препустой ящик

В нем пустая препустая коробочка

 

Многосою́зие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Примеры :

1. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

— Короленко В. Г.

2. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду

— Чехов А. П.

3. И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют…

— Лермонтов М. Ю. Баллада

 

Параллели́зм - риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.

Примеры:

1.Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?

— Пушкин А. С. Руслан и Людмила

2.Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы

— Брюсов В. Китайские стихи

3.Положи меня, как печать, на сердце твоё, как перстень, на руку твою

 

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков.

Примеры:

1. Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.

— Василий Шукшин

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

— Александр Блок

3. Я ахал, акал.

Пел мезонин. Есенин о земле

плакал, ахая.

Перифраза - это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

Примеры:

1. ночное светило» = «луна»

2.  «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт- Петербург

3. Погрузиться в сон» вместо «заснуть»

Период - пространное сложноподчинённое предложение, отличающееся полнотой развёртывания мысли и законченностью интонации.

Временной период.

Модель: в одной из частей периода имеем: когда…, когда…, когда...

в другой части — тогда.

Примеры:

1. Когда нам говорят о великом преступлении…;

2.когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи; когда жертва его — слабая девушка…;

3. каждый из нас, возмущённый, становится на сторону обиженных (П. Сергеич).

Условный период.

Модель: если…, если…, если…, то…

Примеры:

1. Если погода будет хорошая, то мы пойдем гулять

2. Если акции компании упадут в цене, то я их приобрету

3. Если менеджер не подобающим образом себя ведет на рабочем месте, то его увольняют

Определительный период

Модель: кто…, кто…, кто…, тот… и другие.       

Примеры:

1. Кто рано встает, тому Бог подает

2. Кто первый выполнит поставленную задачу, тот победит

3. Кто первый прибежит, тот и разорвет ленту

 

Пролепсис   - (прокаталепсис) фигура речи: 1) опровержение ожидаемых возражений или объяснение ожидаемых сомнений. 2) предсказывание таких вещей, которые при определенных обстоятельствах обязательно наступят.

Примеры:

1) Вдоль стен Флоренции во весь опор

    С убийцами их жертва проскакала.

2)Знаю, он будет рыдать и божиться, себе на подмогу

   Добрых представит друзей; а вы все же расследуйте дело.

3)Подсудимый, вам предоставляется слово. Бледный молодой человек поднялся со скамьи подсудимых и откашлялся  «Да, я убил его! -  сказал юноша звонким голосом. Я убил его  беспощадно, но виновным себя не признаю». Ишь, как научно  говорит! – вздыхает заседатель. Суд приговорил подсудимого к штрафу

Силлепс — синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения.

Примеры:

1. «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках».

2. «Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в университет».

3. «Я пил чай с коньяком и поручиком».

 

Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о не высказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком.

Примеры:

1. Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б… но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже…

— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей

2. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!

— Иван Бунин. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...

3. «Спаси и помилуй», – молили в России,

но эхо съедало последний глагол,

туманный, абстрактный, расплывчатый, мол,

хотя его цензором быть не просили.

«Спаси и помилуй», – молили в России,

но слышался богу лишь возглас: «Спаси-и…»

 

Эмфаза - эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков.

Примеры:

1) Будь мужчиной!

    Ну, и хорош ты.

2)Чему смеетесь?

    Над собою смеетесь!

3)Я помню тот день, и тот час- как оно началось.

 

Эпифора - стилистическая фигура; противоположная анафоре: повторение последних фраз или слов. Вид эпифоры это рифма (повтор последних звуков).

 

Примеры:

 

1. Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости…

2. Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

3. И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие.

Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие.

 

 

 

Микрофигуры:

Метатеза— взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции.

Чаще всего встречается, когда слово из одного языка переходит в другой, то есть при заимствовании иноязычных слов, при переходе слова из городского литературного языка в диалекты и при освоении детьми речи взрослы

Примеры:

1. В заимствованых словах: футляр (из нем. Futteral), тарелка (раньше: талерка, ср. польск. talerz, шведское tallrik, немецкое Teller с тем же значением), мольберт (из немецкого Malbrett — «доска для рисования»), Фрол (из латинского floris — «цветок»), Селиверст (из латинского silvester — «лесной»); русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было neuron, откуда невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия;

2. При переходе слов в диалект: ведмедь (вместо медведь)

3. В детском языке при усвоении речи взрослых: салатка (из ласатка, то есть лошадка), макейка (из камейка, то есть скамейка) и т. п.

 

Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Примеры:

1. Но и в РЕАЛИЗМЕ, при желании,

обнаружат сговор с ИЗРАИЛЕМ.

Ян Сатуновский

2. Лун

нуль

Воз

зов

Чертог

горечь

Днесь

снедь

Константин Кедров

3. Анаграммы из длинных слов

вертикаль — кильватер

апельсин — спаниель

старорежимность — нерасторжимость

австралопитек — ватерполистка

покраснение — пенсионерка

равновесие — своенравие

полковник — клоповник

стационар — соратница

внимание — Вениамин

 

Гендиадис - фигура речи, выражающая одно понятие двумя лексическими единицами.  Примеры:

1)Кричать и плакать, жадина-говядина.

2)девочка-дюймовочка.

3)марксизм-ленинизм, лисичка-сестричка, усушка-утруска и др.

 

Проте́за — присоединение неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения в начале слова.

Примеры:

1.укр. вулиця «улица»,

2. лат. spērāre > фр. espérer, исп. esperar «надеяться».

3. укр. Ведмедь "медведь"

Апокопа -  фонетическое явление, выпадение одного или нескольких звуков в конце слова, как правило конечного безударного гласного. Относится к метаплазмам.

Примеры:

1) Вот мельница вприсядку пляшет

    И крыльями трещит и машет:

    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

    Людская молвь и конский топ!

2)В журналах осуждали слова хлоп, молвь и топ как неудачное нововведение.

3)Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ.

Парагога— добавление звука или слога к концу слова; эпентеза, возникающая на конце слова в целях облегчения произношения на стыке слов.

Примеры:

1)плач – плакса

2)человек любит – человеколюбие

3)взаимные отношения – взаимоотношения.

 

Полиптотон -  Повторение одного и того же слова в разных грамматических формах, как риторическая форма

Примеры:

1. Пусть хорошим будет хорошо, а плохим — плохо

2) Бездна бездну призывает голосом водопадов своих.

3)Рука руку моет.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков.

Примеры:

1. У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

М.Ю.Лермонтов

 

2. По небу голубому

Проехал грохот грома.

В последнем примере встречается как и ассонанс, так и аллитерация.

 

3. Вол около коков, оков, колов,

но около мокко

молоко он волок в око,

в око колоколов.

 

Деструктивные фигуры:

Хиазм -  риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.

Примеры:

1)Честь нашей части — это часть нашей чести.

 

2) Суббота для человека, а не человек для субботы.

Информация о работе Тропы и фигуры