Традиции древнерусского красноречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Содержание

Введение 3
1. Виды красноречия 5
2. Особенности древнерусского красноречия 7
3. Развитее риторики в России 11
4. Подготовка к выступлению 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Риторика.docx

— 39.97 Кб (Скачать документ)

Во всех речах древнерусских  ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг  перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

Древнерусский оратор –  это, прежде всего, проповедник, несущий  христианское мировоззрение.

Духовное (церковно-богословское) красноречие  имеет в России давние традиции. В Киевской Руси выделяли два его  подвида: дидактическое, имеющее целью  наставление, поучение, и панегирическое, торжественное, посвященное торжественным  событиям или датам. Проповедники Древней  Руси избирали для своих проповедей философские, политические, нравственные темы. Известны проповеди Кирилла  Туровского - XII в., Тихона Задонского - XVIII в., патриарха Московского и  всея Руси Пимена - XX в. и др.

Особенностью  духовного красноречия в России является осмысление истории, элемент  воспитания, обращение к внутреннему  миру человека.

Духовное  красноречие изучает специальная  наука - гомилетика.

Роды  красноречия не замыкаются в себе, между ними нет четких границ, часто  они переплетаются по тематике.

3. Развитее риторики в России

 

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и  соотношения с другими областями  знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

Значительный вклад  в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому  искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах  еще сильно влияние богословско-церковной  риторики. Подлинное же искусство  светского публичного слова в  России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских  форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории  живое слово имело возможности  свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского  университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил  основы современной литературной русской  речи. Ломоносов положил начало русской  риторике, написав «Краткое руководство  к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и  сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.6

Другая замечательная  работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В  этой работе детально рассмотрены вопросы  структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности  речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия  суть страсти», т.е. сила чувства и  живого воображения. Два главных  предмета красноречия, по Сперанскому, - это «склонить ум, тронуть сердце».

Среди других теоретических  работ следует назвать "Краткую  риторику" А.Ф. Мерзлякова, учебник  риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского  и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие  было уже в XVII в., а также в более  поздний период наиболее передовым  жанром русского ораторского искусства.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе  образования появляется новый предмет  – теория словесности. Под этим названием  выходили школьные нормативные руководства  с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии  в школе все больше ориентируется  на изучение фольклора и художественной литературы.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто  хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом  – необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин  – лингвистики текста, прагматики и др.

В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных  школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.

Однако единого подхода  к определению предмета и содержания современной риторики как научной  дисциплины и учебного предмета в  настоящее время не существует.7

4. Подготовка к выступлению

Прежде  всего, чтение и изучение нового в  данной области, информированность  о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и  анализ полученного материала, применение полученной информации в материале  выступления. Также необходимо владеть  техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго  до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого  ученого X. Леммермана, таких:

сбор  материала,

отбор материала  и его организация,

обдумывание материала,

подготовка  тезисов или плана,

стилистическое  оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий  этап - это подготовка к конкретному  выступлению. Она определяется видом  ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.8

Подготовка  речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или  ее может определить случай, ситуация.

Тема  раскрыта, если освещены все выбранные  аспекты, приведено достаточное  количество нужных фактов, когда вывод  логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем  определяют цель выступления, так как  в одном случае цель - информировать  слушателя, в другом - заставить слушателя  переживать, в третьем - принять позицию  автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления  и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется  делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски  ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет  много преимуществ. Его можно  проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает  все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы  оратор не уклонялся от темы, нужно  расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна  композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные  части ее могут отсутствовать.

 

Заключение

 

Нет ни одной области  человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя  была бы благом. Речь, не содержащая в  себе новых мыслей, новых соотношений  между старыми мыслями, наполнена  уже известными сентенциями, а нередко  не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может  научить предмет риторики.

Можно с достаточной  степенью уверенности сказать, что  если все студенты и учащиеся любых  учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой  как учебной дисциплиной, то общий  показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость  ответа и достоинство отвечающего  в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного  вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение риторикой  необходимо каждому человеку: нанимаясь  на работу, надо уметь рассказать о  себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих  сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно  говорить; отчитаться о проделанной  работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального  роста.

Тот, кто обладает риторическими  навыками и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, бытового, делового и профессионального общения. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Вряд  ли нужно доказывать, что все виды красноречия нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это  и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

Сравнительно  недавно предметом риторики стала  и бытовая речь, кроме дружеской  беседы, которой уделил внимание Аристотель.

Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное  красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…

 

Список  использованной литературы

 

  1. Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ», 1999
  2. Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М., МГУ, 1986
  3. Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. «Культура русской речи», М., 1988
  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001
  5. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. — М.: Издательский центр “Academia”, 1996
  6. http://www.rodchenko.ru/

 

1 Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. с. 87 — М.: Издательский центр “Academia”, 1996

2 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001

3 Апресян Г.З. «Ораторское искусство», с.100. М., МГУ, 1986

4 Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. с.38. «Культура русской речи», М., 1988

5 Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. с 47. «Культура русской речи», М., 1988

6 http://www.rodchenko.ru/

7 http://www.rodchenko.ru/

8 Александров Д.Н. «Риторика», с. 65. М., «ЮНИТИ», 1999

 


Информация о работе Традиции древнерусского красноречия