Традиции древнерусского красноречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Содержание

Введение 3
1. Виды красноречия 5
2. Особенности древнерусского красноречия 7
3. Развитее риторики в России 11
4. Подготовка к выступлению 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Риторика.docx

— 39.97 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

Факультет менеджмента

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

РИТОРИКА

 

 

На тему:

 

ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕРУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка  специальности «Государственное и  муниципальное  управление» по форме  обучения экстернат с дистанционным  сопровождением

Кохтенко  Е.А.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург - 2012

Содержание

Введение 3

1. Виды красноречия 5

2. Особенности древнерусского красноречия 7

3. Развитее риторики в России 11

4. Подготовка к выступлению 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

Введение

Выражение ораторское искусство  имеет несколько значений. Под  ораторским искусством понимается высокая  степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство  построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия  на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

Под термином риторика, как  правило, понимается теория красноречия, сама наука о красноречии, исследование основ ораторского искусства, курс обучения красноречию.

Ораторская речь - вид  монологической речи, употребительной  в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с  целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными  особенностями композиции, стиля (и  вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

Термин ораторское искусство  античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.

Искусство красноречия ценилось во все времена  у всех народов. "Перед кем же люди трепещут? На кого взирают потрясенно, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди  людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и образами, вводя даже в самую прозу некий  стихотворный размер, - одним словом, красиво", - утверждал великий  оратор древности Цицерон.1

Русский оратор М.М. Сперанский в "Правилах высшего  красноречия" добавлял: "Красноречие  есть дар сотрясать души, переливая  в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий".2

Не умея владеть речью, трудно добиться успеха на любом поприще: военном, дипломатическом, торговом. Поэтому еще в Древней  Греции возникло ораторское (лат) искусство. Его синонимами являются греческое  слово "риторика" и русское  слово "красноречие".

Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно  языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств  для формирования новых или изменения  старых стереотипов восприятия и  поведения.

Красноречие, как отмечали античные философы, - это  способ познания, толкования сложных  явлений, оно должно нести людям  знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она  опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика - это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.

Риторика - это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она  близка поэзии, актерскому и режиссерскому  мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.

Условием  появления и развития ораторского  искусства является демократия, свободное  участие граждан в общественно-политической жизни страны.

1. Виды красноречия

Каждое  выступление соответствует своей  ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В  ораторской деятельности выделяют отдельные  роды и виды.

В настоящее  время роды и виды красноречия  соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое  красноречие.

Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие  сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством  пропаганды научной мысли, передовых  научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик  Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев  и др.

Характерными  чертами академического красноречия  являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора  с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное  владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение  выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - - вот задача, которую должен ставить  перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить  сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.3

Судебное  красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и  присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало  гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся  судебные ораторы прошлого - В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная  речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и  слушающих. Цель судебного процесса - законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить - составляющие судебной речи. Особенности судебной речи - знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность  содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника  и обвинителя. Предметом спора  является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и  условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

Образцом  высокого слога могут служить  речи Ф.Н. Плевако.

"Покойный  был борцом за права, за честь;  покойный спасал обвиняемых, защищал  сирого и обиженного. Так неужели  ему нужна тризна, неужели ему  приятнее слезы осужденного, как  благоухание кадильника?

Нет, иную услугу хотелось бы оказать ему, иное слово, чем беспощадное обвинение, хочется услышать в помянные дни  по нем".4

Социально-бытовая  речь самая распространенная. В настоящее  время даже неподготовленному человеку приходится выступать перед коллегами, родственниками, друзьями. Традиции социально-бытовой  речи в России восходят к придворному  красноречию XVIII в. Для придворного  красноречия было характерным использование  сравнений, метафор, образность и витиеватость. В XIX в. слог меняется, становясь все  более свободным и простым. В  настоящее время сложились традиции произнесения социально-бытовой речи с использованием определенных речевых  клише.

"В  этот праздничный день разрешите  мне по поручению нашего коллектива  от всей души поздравить уважаемого  Ивана Ивановича с днем рождения  и пожелать ему долгих лет  жизни, здоровья и плодотворной  работы".

2. Особенности древнерусского красноречия

 

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские  ораторы-проповедники в своих речах  утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных  мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям  культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве  Древней Руси. Но по документам и  сохранившимся литературным произведениям  можно составить представление  об основных особенностях и принципах  древнерусского красноречия. Первоначально  оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и  особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения  к народу, закрепленные в типе вечевой  речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

Известно в Древней  Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических  акций относится еще к X веку, когда  после знаменитой победы князя Олега  под Царьградом княжескими послами  был заключен «Договор русских с  греками».

Достойным образом в  Древней Руси было представлено военное  красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще  один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей  не обходились без соответствующих  речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное  и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в  «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и  достижения восточного христианского  проповедничества.

Одно из самых замечательных  произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о  Законе и Благодати». Создано оно  было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком  широкого кругозора, отмеченным мудростью  и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к  созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем предполагаемого  «Сказания о принятии христианства на Руси». Некоторые историки считают, что именно он и князь Ярослав  были инициаторами сооружения собора Софии в Киеве. И не исключено, что именно в этом храме - тогда  самом величественном и роскошном - в присутствии самого князя и  членов его семьи и произнес он свое «Слово».

«Слово о Законе и  Благодати» впитало в себя большое  количество литературных источников, а очень скоро и само стало  источником для заимствований и подражаний. Его часто читали и неоднократно переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники».

Столетие спустя после  митрополита Иллариона развернул  свою деятельность другой церковный  писатель, замечательный мыслитель  и проповедник - Кирилл Туровский. Его  интересовал, прежде всего, человек - «венец творения», его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком  уровне древнерусского ораторского  искусства, а также том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.

Любимейшим чтением  русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале  на Руси, естественно, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать  и на собственном материале. Так  появились жития первых русских  святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений - о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском - был монах  Нестор, один из составителей «Повести Временных лет». Позднее жития  включались в различные книги - «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники, содержащие жития  святых, «Слова» и «Поучения», расположенные  по календарному принципу - в соответствии с днями памяти каждого святого), «Патерики» (сборники, в которых  описывались отдельные эпизоды  жизни и деяния подвижников - монахов, отшельников - какой-либо одной местности). Особой любовью у русских людей  пользовался сложившийся в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором  описывались деяния монахов Киево-Печерской  лавры.5

В житиях русских святых выразились три основных национальных идеала человеческого поведения: добровольный кроткий и страдающий мученик-страстотерпец во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб); суровый аскет, живущий в уединении и обнаруживающий при этом великую силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий); кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

Огромно значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича  для русской риторики. Первые русские  руководства по риторике XVII века написаны вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Информация о работе Традиции древнерусского красноречия