Судебное красноречие в России 19-20 веках: основные принципы и яркие персоналии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:30, реферат

Описание

Судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Работа состоит из  1 файл

Коллоквиум по ораторскому.docx

— 214.86 Кб (Скачать документ)

Всю жизнь А.Ф. Кони отличала высокая внутренняя культура, унаследованная от родителей и их окружения. Он был  очень начитанным человеком, прекрасным, интересным писателем, собеседником, другом многих великих людей своего времени. Он умудрялся ладить даже с теми людьми, с которыми все были в  ссоре.

Об А.Ф. Кони можно сказать, что это был человек поистине «сделавший себя сам», не пользовавшийся какими-либо связями или протекциями  во власти, человек с независимыми суждениями, с твердыми моральными устоями. Все, чего добился Анатолий Федорович, было достигнуто его личным трудом, незаурядным талантом оратора, умом и высокой нравственностью. Он по праву может быть назван основателем  новой науки - судебной этики, которой  посвящен труд "Нравственные начала в уголовном процессе" (1902 год), в котором А.Ф. Кони писал: «Не  личное счастие должно быть задачей, не отдаленные цели мирового развития и не успех в борьбе за существование, приносящие в жертву отдельную личность, а счастье ближнего и собственное нравственное совершенство». Сам А.Ф. Кони всегда достойно нес высокое звание юриста и человека. Сколько людей, которых мы уже не увидим, могли бы сказать ему человеческое спасибо за справедливость, за правду и нравственность, внесенные в суд. Ведь за каждым приговором стоит не просто наказание человека, но, в условиях российской действительности, - целая жизнь. Многие ли возвращались после "Владимирки" (этап, по которому вели в Сибирь осужденных), так живо описанной Кони в работе, посвященной памяти незаслуженно забытого Ф.П. Гааза, «святого доктора» потратившего все свои сбережения на облегчение участи арестантов?

И двор, и министерство юстиции  смогли подняться выше частных претензий  и увидеть в председателе окружного  суда действительно талантливого юриста, который мог принести пользу Отечеству. Так, в 1885 году он был назначен обер-прокурором Сената, это была высшая прокурорская должность того времени. С 1897 года он становится сенатором. Одновременно он был избран почетным академиком изящной  словесности Императорской Академии Наук вместе с А.П. Чеховым.

Общественно-политическая жизнь  была для Анатолия Федоровича полна  событий. После создания Государственной  Думы он включается в активную законотворческую деятельность, выступая в качестве члена Государственного Совета. Во многом благодаря его поддержке  были приняты законы об условно-досрочном  освобождении, о допущении женщин в адвокатуру. Перед Февральским  переворотом А.Ф. Кони занимал одну из наиболее значительных судебных должностей в России - первоприсутствующий в  общем собрании кассационных департаментов  Сената. Поддерживаемые связи с крупнейшими  литературными деятелями того времени, ленинская политика по привлечению "старых специалистов", абсолютная нравственная чистота позволили  ему в 1917 году если не присоединиться, то, по крайней мере, найти свое место  в новой стране, в новом мире. Во время голода в Петрограде, он сам предложил А.В. Луначарскому сотрудничество в целях просвещения  масс. Результатом стало чтение лекций рабочим Путиловского завода, строителям Волховстроя, студентам. Было прочитано около тысячи лекций, в том числе и на кафедре уголовного права Петроградского Университета, куда он был приглашен. Идеалист, твердый ревнитель духа великих реформ 60-х годов, он верил в возможность воспитать молодое поколение, вложить в него основы нравственности... Но жизнь не подтверждала его веры: "Я стал читать лекции в Александровском лицее и под фирмою уголовного судопроизводства стараюсь знакомить слушателей с началами судебной этики. Но эта молодежь - очень распущенная в смысле нравственном и умственном - не умеет ни слушать внимательно, ни записывать..." (из письма к Чичериной 27 ноября 1901 года)

В советский период А.Ф. Кони переиздает ряд мемуаров, объединенных в сборнике "На жизненном пути". Эти воспоминания, бесспорно, признаны лучшими образцами мемуаристики. Точность, краткость и емкость описания, как отмечали критики, поистине достойны Достоевского. Читатель его мемуаров получает не только информацию об исторических или юридических событиях, но и интеллектуальное удовольствие от приобщения к живому источнику слова. Творчество Кони подтверждает слова Ф. Ницше о том, что "хороший писатель может не быть хорошим оратором, но хороший оратор всегда - хороший писатель". Многие произведения уже упоминавшихся классиков русской литературы были написаны именно по материалам дел, в которых участвовал А.Ф. Кони. Например, роман Л.Н. Толстого "Воскресение", сюжет которого был взят из реального прецедента, существующего в практике Анатолия Федоровича.

Основная часть рукописного  наследия великого оратора хранится в Институте русского языка и  литературы, его книги переизданы в России и за рубежом, его речи цитируются как образцы судебных речей, его мемуары используются для объективного написания биографий  многих известных личностей. Изучение его творчества продолжается, особенно актуальным становится оно сейчас, когда наш суд, как утверждают специалисты, приобретает многие черты  судебной системы 1864-66 годов. И здесь  незаменимыми пособиями будут книги  Кони "Судебная реформа и суд  присяжных", "О суде присяжных  и о суде с сословными представителями", "Заключительные прения сторон в  уголовном процессе". 

 

2.1 Анализ судебной  речи А.Ф. Кони «Об утоплении  крестьянки Емельяновой ее мужем»

15 ноября на дне речки  Ждановки был найден труп неизвестной  женщины, в которой местные  жители признали жену Емельянова, служащего номерным при банях  купца Соловьева, расположенных  недалеко от данной речки. По  осмотру и вскрытию тела было  выяснено, что смерть наступила  от удушения вследствие утопления.  В смерти Лукерьи Фроловой, жены  Емельянова, было усмотрено самоубийство, последовавшее за приговором  Емельянова к семидневному заключению  за нанесение побоев студенту. Но повторное вскрытие тела  Лукерьи показало наличие кровоподтеков  на левом плече и бедре. Кроме  того, жена Емельянова оказалось  беременной. Ввиду обстоятельств  и показаний свидетелей, крестьянин  Егор Емельянов был предан  суду по обвинению в умышленном  лишении жизни своей жены, ее  утоплении на берегу речки  Ждановки.

В данном деле Анатолий Федорович  Кони выступал в качестве обвинителя. Его обвинительная речь, состоящая  из логических выводов и умозаключений, подкрепленная проверенными фактами, была прочитана им на слушании этого  дела и повлекла за собой приговор, которым подсудимый был признан  виновным в убийстве жены с заранее  обдуманным намерением.

В своем вступлении автор  говорит о том, что это дело не из самых легких, оно имеет  много туманных неясных моментов, но этим только ценнее становится задача обнаружить истину.

Далее он последовательно  и точно предоставляет судьям и присяжным все факты дела, раскрывая каждый максимально доступно и доказывая виновность подсудимого  ясными и понятными выводами. Речь А.Ф.Кони имеет такой убедительный характер в связи с ее особенностями композиции. Она построена с помощью логических связок, последовательно соединяющих между собой отдельные факты дела. Исходя из показаний свидетелей, А.Ф.Кони рассуждает об их правдивости и компетентности, сопоставляет их. На этой основе он делает выводы, которые дополняет анализом психологических особенностей участников процесса. Этот анализ, проведенный Анатолием Федоровичем, базируется на событиях, предшествующих убийству Лукерьи, и он подкреплен логичной аргументацией, еще точнее описывающей психологическое состояние героев, повлекшее за собой несчастный случай. А.Ф. Кони в своих размышлениях сам развил и настолько ясно обосновал мотивы совершения преступления, что ничего нельзя было бы сказать защите в их опровержение. Помимо логики, фактов и тонкого психологического анализа, в тексте заранее присутствуют опровержения еще только предполагаемых возражений со стороны защиты. С помощью опять же логики, убедительных доводов, последовательных выводов, А.Ф. Кони изобличает факты, которые могли бы помочь подсудимому. В частности, утверждение Емельянова, что его жену утопила Аграфена Сурина, а не он. Сопоставляя факты и дополняя их психологическими моментами, А.Ф. Кони убедительно доказывает несостоятельность данного утверждения.

В заключение А.Ф. Кони напоминает о сложности данного дела, выражает полную уверенность в компетентности судей и в справедливости приговора, который они вынесут подсудимому, принимая во внимание все факты дела.

Специфика обвинительной  речи Анатолия Федоровича состоит в  том, что он не использует одних сухих  фактов или только эмоционального давления на судей и присяжных заседателей. Как идеальный судебный оратор, Анатолий Федорович умело сочетает факты  и возбуждает соответствующее чувство  в сердцах присяжных заседателей. А.Ф. Кони сочетает в себе комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно  с требованиями закона, умение построить  объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, умение воздействовать на правосознание  людей. Задача судебного оратора  в том, чтобы склонить судей к  нужному ему решению, а присяжных  заседателей к вердикту, желательному для него. Для успешного выполнения этой задачи ему необходимо знание ораторских способов и приемов, пригодных  для данного вида красноречия  и умение ими пользоваться. Анатолий Федорович Кони неустанно на практике демонстрировал свою компетентность в сфере судебного красноречия, доказывал свою состоятельность как судебный оратор и как человек высоких нравственных и моральных устоев. Его речь отвечает эталонам ораторского искусства и включает в себя основные принципы ее изложения. А.Ф. Кони строил речь так, что она оставляла судьям только одну возможность - вынесения бескомпромиссного, справедливого приговора. Это большая заслуга А.Ф. Кони как судебного оратора и как человека строгих правил и высоких моральных качеств.

Свою речь А.Ф. Кони делает понятной и доступной при помощи последовательных выводов, вытекающих один из другого, понятных фраз, лишенных тяжелой терминологии. Живость речи придает манера А.Ф. Кони говорить, повествуя  и одновременно рассуждая о предмете высказывания. Его речь изобилует  обращениями не только к судьям, но и ко всем присутствующим. Обращаясь  ко всем слушателям, он заинтересовывает каждого, заставляет разобраться в  деталях всем вместе. («Давайте посмотрим  теперь на его жену».). Используя риторические вопросы, вопросно-ответную форму изложения, он склоняет задуматься об ответах на них («Существуют ли условия в показаниях Аграфены Суриной?», «Может быть показание это имеет своей исключительной целью коварное желание набросить преступную тень на Егора? Такая цель может быть объяснена только страшной ненавистью»). Дабы не делать речь монотонной, автор часто использует инверсию, анафору, множество причастных и деепричастных оборотов.

Речь А.Ф. Кони по праву  считается образцом русского судебного  ораторского искусства начала XX века.

 

Заключение 

 

В данном исследовании была проведена работа по изучению качеств  идеального оратора и особенностей эталона судебного красноречия. Для этого мы изучили изменение  риторического идеала с развитием  истории риторики и рассмотрели  особенности развития судебной риторики.

Для анализа деятельности ораторов XX столетия, был взят как  образец ораторского искусства  великий русский юрист и судебный оратор Анатолий Федорович Кони. На основе этой личности, мы выявили основные черты, присущие великим судебным ораторам, рассмотрели, как успех ораторской деятельности зависит от личностных качеств и умения владеть аудиторией и какими способностями должен обладать человек, чтобы уметь воздействовать речью на других.

На основе одной из самых  выдающихся судебных речей А.Ф. Кони «по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем» мы на практике доказали состоятельность этой личности как великого оратора XX века. Мы проанализировали приемы речи А.Ф. Кони, которые позволяют  ему соответствовать требованиям, предъявляемым к оратору.

Сила ораторского искусства  А.Ф. Кони выражалась не в изображении  только статики, но и динамики психических  сил человека; он показывал не только то, что есть, но и то, как образовалось существующее. В этом заключается  одна из самых сильных и достойных  внимания сторон его таланта. Рассмотренные  нами психологические этюды трагической  истории отношений супругов Емельяновых  с Аграфеной Суриковой, завершившихся  смертью Лукерьи Емельяновой  представляют высокий интерес. Только выяснив сущность человека, и показав, как он реагировал на сложившуюся  житейскую обстановку, Анатолий Федорович  раскрывал «мотивы преступления»  и искал в них основания  как для заключения о действительности преступления, так и для определения  свойств его.

Анатолий Федорович Кони навсегда останется бриллиантом  в сокровищнице русской судебной практики.

 

 

 

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847-1918)

Очень талантливый дореволюционный  адвокат. После окончания в 1869 году юридического факультета Харьковского университета был кандидатом на судебную должность при прокуроре Харьковской  судебной палаты, судебным следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора  Казанского окружного суда, где проявил себя как талантливый обвинитель. В 1873 году при непосредственном участии А. Ф. Кони, с которым он был близок по совместной работе, С. А. Андреевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда.

В 1878 году царская юстиция  подготавливала к слушанию дело по обвинению Веры Засулич в покушении  на убийство Петербургского градоначальника  Трепова. В недрах Министерства юстиции  тщательно обрабатывались вопросы, связанные с рассмотрением этого  дела. Большое внимание уделялось  составу суда и роли обвинителя в  процессе. Министерством юстиции  было предложено выступить в качестве обвинителя по этому делу - С.А. Андреевскому и В. И. Жуковскому. Однако оба они  участвовать в процессе отказались. Уже первый процесс в котором выступил, Андреевский (речь в защиту обвиняемого в деле об убийстве Зайцева), создал ему репутацию сильного адвоката по уголовным делам. В отличие от Александрова, он не заботился о глубоком, всестороннем анализе материалов дела, недостаточно уделял внимания выводам предварительного следствия. Основное внимание им уделялось личности подсудимого, анализу обстановки, в которой тот жил, и условий, в которых подсудимый совершил преступление. Психологический анализ действий подсудимого Андриевский давал всегда глубоко, живо, ярко и убедительно. Его без преувеличения можно назвать мастером психологической защиты. Раскрытые им образы всегда составляют неотразимое впечатление. В делах, где требовалось не только последовательность и непогрешимая логика, но и строгое юридическое мышление, исследование законодательного материала, он, как адвокат был не на высоте, и успех ему изменял. Как судебный оратор С. А. Андреевский был оригинален, самостоятелен. Основной особенностью его является широкое внесение литературно-художественных приемов в защитную речь. Рассматривая адвокатскую деятельность как искусство, он называл защитника «говорящим писателем». В своей работе «Об уголовной защите», отмечая роль психологического раскрытия внутреннего мира подсудимого, Андреевский писал: «…художественная литература, с ее великим раскрытием души человеческой, должна была сделаться основною учительницей уголовных адвокатов» С. А. Андреевский, Драмы жизни, Петроград, 1916 . Отмечая необходимость внесения в уголовную защиту приемов художественной литературы, он считал, что «…приемы художественной литературы должны быть внесены в уголовную защиту полностью, смело и откровенно, без всяких колебаний» Там же.. Эти взгляды на защиту он не только высказывал в печати, но и практически осуществлял в суде. Речи Андриевский всегда тщательно отделывал. В них много ярких образных сравнений, метких слов, правдивых воспроизведений событий преступления. Правда, речи его не лишены некоего пафоса, стремления к чрезмерной красноречивости. Его современники говорили, что слог Андреевского прост, ясен, хотя несколько напыщен. Речи его стройные, плавные, тщательно распланированные, полные ярких запоминающихся образов и красок, но увлечение психологическим анализом нередко мешало ему дать глубокий анализ доказательств, что в ряде случаев сильно ослабляло речь. С. А. Андреевский занимался и литературной деятельностью. Его перу принадлежит много поэм и стихотворений на лирические темы. С начала 80-х годов он печатается в «Вестнике Европы», в книге «Литературное чтение» опубликован ряд его произведений и критических статей о Бартынском, Некрасове, Тургеневе, Достоевском и Гаршине. В 1886 году опубликован сборник его стихов.Судебные речи Андреевского изданы отдельной книгой.

Информация о работе Судебное красноречие в России 19-20 веках: основные принципы и яркие персоналии