Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание

Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим. Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.

Содержание

Введение 3
1 Художественный стиль речи 4
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа состоит из  1 файл

худож стиль речи.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

     В художественном стиле речи очень  широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем  дополнительные смыслы и смысловые  оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Приведем небольшой пример:

     «В  трактире Евдокимова уже собрались  было гасить лампы, когда начался  скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, нынче бог миновал – ни одной битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

     – Батюшки светы, – лениво изумился хозяин, – вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать, черт!»

     (Окуджава  Б. Похождения Шипова).

     На  первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность  изображения. Многие слова, которые  в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают – как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например прилагательное «свинцовый» в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

     Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение  обычного порядка слов в предложении  с целью усилить смысловую  значимость какого-либо слова или  придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой "Все мне видится Павловск холмистый..." Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

     Синтаксический  строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. Так, Л. Петрушевская, чтобы показать неустроенность, "заморочки" семейной жизни героини рассказа "Поэзия в жизни", включает в состав одного предложения несколько простых и сложных предложений:

     В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой  двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь -- муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, не знающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли.

     Это предложение воспринимается как  бесконечная жалоба несчетного количества несчастных женщин, как продолжение темы печальной женской доли.

     В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные  художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа:

     «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер... Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву?.. Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю..Чистый ампир-с... Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать»

     Речь  главного героя характеризует его  очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить  впечатление барина, господина, Шипов употребляет элементарные французские слова (мон шер) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся, которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.  
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучение  стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию  языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается  с умением ясно мыслить, со знанием  предмета речи и значения слов. Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества. Стиль речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.

     Таким образом, в данной работе был подробно рассмотрен художественный стиль речи. По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1 Вахрушина, М.А. Культура речи: учебник для вузов/ М.А. Вахрушина. 7-е изд. - М.: Омега-Л, 20010. – 570 с.

     2 Вачугов, Д.Д. Основы культуры  речи учебник для вузов/ Д.Д.  Вачугов. 3-е изд. -.М.: ЮНИТИ, 2009. –  512 с.

     3 Виханский, О.С. Культура русского  слова/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономиста, 2005. – 670с.

     4 Друри, К. культура речи/ К. Друри. 10-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 345с

Информация о работе Культура речи