Формирование культуры речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

 

В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

 

По-моему, доброта - это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло... Почему необходимо делать добро, для чего нужно быть добрым? Мне кажется, что злому человеку очень трудно жить на свете...

 

Не знаю, умею ли я быть доброй? Пусть об этом судят мои друзья и родные, но я очень хочу быть такой!

 

Отзыв о книге

 

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая-либо общая схема, невозможен единый образец. Сочинение-отзыв - одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в 5-8 классах в сочинения на литературные темы. (Предлагаю одно такое сочинение.)

 

Самая интересная книга, прочитанная мною, - это «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

 

Эта книга очень увлекательна по своему содержанию. На необитаемый остров попадает одинокий человек. Он должен там жить и бороться за жизнь. Вместе с героем переживаешь его лишения, боишься за него, когда он встречается с дикарями-людоедами.

 

Автор очень ярко описывает природу необитаемого острова. Вместе с Робинзоном Крузо любуешься закатами и восходами солнца, невиданными цветами и деревьями.

 

Больше всего мне понравились в книге те места, в которых описывается, как Робинзон устраивает свое жилище, приручает зверей, выращивает растения.

 

Книга производит сильное впечатление и надолго запоминается. Я советую прочитать ее всем ребятам. Они научатся у героя твердости, смелости и трудолюбию.

 

В 4 классе мои ученики работали над сочинением в жанре интервью.

 

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом

 

И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.

 

- Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.

 

Вот одна из таких работ.

 

У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович - ветеран Великой Отечественной войны.

 

- Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?

 

- Да, я помню, что писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Я хотел, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.

 

- Но ведь это было опасно. Вам было страшно?

 

- На войне всем было страшно. Но об опасности в ту минуту не думал. Мне хотелось помочь шоферу, и еще я знал, что машину со снарядами снедали солдаты.

 

- Как оценил ваш поступок отец?

 

- Отец погиб.

 

- Какую награду вы получили?

 

- Меня наградили медалью за Отвагу.

 

-Чем вы занимались после войны?

 

-Я окончил военное училище и стал военным.

 

- Что вы любите?

 

-Я люблю бродить по лесу, собирать грибы, люблю животных.

 

- Какие планы у вас на будущее? О чем мечтаете?

 

- Я хочу закончить книгу воспоминаний о войне. А мечта у меня одна. Я хочу, чтобы был мир, чтобы люди больше никогда не увидели ужасов войны,

 

- Пусть ваши мечты сбудутся! Спасибо за интересную беседу.

 

Очерк

 

Передо мной пожилой человек. Очень трудно себе представить в нем того мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.

 

После окончания войны он остался совсем один. Окончил военное училище и стал военным. Архат Тимурович любит природу, людей, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире и никогда не увидели ужасов войны. Такой человек — герой.

 

Сочинения проверяю к следующему дню, чтобы у детей не пропал интерес к своей работе. Большое значение я придаю анализу сочинений. Иногда провожу индивидуальные занятия с детьми, допустившими большое количество ошибок.

 

В начале урока объявляю о результатах, читаю несколько лучших сочинений. На первых уроках я сама отмечала, почему сочинения считаю удачным, подчеркивала образность и яркость языка, его эмоциональность.

 

Позже, во 2-3 четверти (3 класс) к анализу сочинения стала привлекать самих учащихся. Надо сказать, что ребята - строгие и беспристрастные критики. Они начинают, требовательнее относится к слову, их интерес к языку растет. Вниманию класса я предлагаю два сочинения.

 

Задачи: составить у учащихся представление о том, что в тексте не должно быть предложений «не на тему», а также неоправданных повторов, отклонений от темы (избыточной информации).

 

Вопросы для анализа: все ли предложения в этих текстах на тему? Нет ли в текстах лишних предложений?

 

Первый снег.

 

Стоял тихий осенний вечер. Я легла спать. А утром посмотрела в окно и увидела кругом снег. Он падал тихо и густо. Я оделась на скорую руку и выбежала на улицу. А снег все падал и падал. Он был такой белый-белый и чистый, что я взяла снежок в ладони и умылась им.

 

Как хорош этот первый снежок!

 

Первый снег.

 

Однажды утром я проснулась, посмотрела в окно и увидела не черную, а белую землю. Я встала, умылась и позавтракала. Потом оделась, взяла портфель и пошла в школу.

 

Когда я вышла на улицу, то увидела много снега. Снег был чистый и белый.

 

Дети отметили, что в первом сочинении говорится о том, как выпал снег и как ему обрадовалась девочка, что сочинение написано на тему, в нем нет ничего лишнего. Во втором сочинении есть предложения не на тему, без которых можно обойтись, они лишние.

 

Проводится редактирование текста.

 

Делаются выводы.

 

Нужно создавать тексты точно на тему, тему раскрывать полно, Текст должен соответствовать теме.

 

При анализе сочинений провожу разные виды работ.

 

1. Упражнения на замену повторяющихся слов. Я читаю детям короткий интересный рассказ. Они отмечают, что в тексте часто повторяются одни и те же слова. Ребята знают, что повторений можно избежать. Эту работу мы проводим устно, а затем 2-3 предложения учащиеся записывают в тетради. Например: рассказ «Еж».

 

Вырыл еж на зиму нору под деревом. Хороша нора, только постельки нет. Побежал еж (зверек) за постелькой. Нашел еж (колючий) листья и давай кататься по земле. Листья пристали к иголкам ежа (к его иголкам).

 

2.Упражнения в подборе синонимов к данным словам (мальчик смелый, отважный, храбрый).

 

3.Упражнения в подборе антонимов (игра «Наоборотки»)

 

4. Упражнения в составлении предложений с указанными заранее словами и выражениями.

 

5. Коллективные сочинения, коллективные описания.

 

6. Составление сложных предложений с использованием пунктуационных знаков препинания. Например, работала над юмористическим этюдом А. Каневского «О пользе знаков препинания».

 

Цель: показать роль сложных предложений для передачи собственных мыслей.

 

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

 

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире...

 

Еще через пару лет он потерял двоеточие и престал объяснять людям свои поступки.

 

К концу жизни у него оставались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

 

Берегите знаки препинания!

 

Учащиеся пришли к выводу, что сложные предложения помогают излагать собственную мысль. А при помощи знаков препинания передается смысл и структура предложения.

 

Последний этап в работе над сочинением - его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются. Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.

 

Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).

 

Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.

 

Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме. Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)

 

Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)

 

А вот как эта ученица писала во 2 классе:

 

Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)

 

В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения.

 

 

2.4 Результативность работы по развитию речевых умений

 

 

Система работы по развитию речи на протяжении четырех лет обучения была отработана. Результат - детские сочинения.

 

Например, сочинение-повествование с элементами описания на тему «Зимние гости». Эпиграф:

 

Тихо, тихо сидят на снегу снегири.

 

На головках бобровые шапочки.

 

У самца на груди - отраженье зари.

 

Светло-серые перья на самочке.

 

Это было в середине зимы. Земля тихо спала под теплым одеялом. Деревья были одеты в белые меховые шапочки.

 

Все в природе замерло. А мороз все крепчал.

 

Однажды мы сидели в теплом классе и писали. Учительница попросила нас посмотреть в окно. Мы все вскочили со своих мест, подбежали к окнам и стали смотреть в сад. На ветках деревьев мы увидели очень красивых птиц. Грудки у них были ярко-красного цвета. Сначала мне показалось, что это яблоки остались висеть с осени. А потом мы увидели, что эти яблоки порхают с ветки на ветку. Это были зимние гости - снегири. Прилетают они к нам только зимой. И никакой мороз им не страшен.

 

И как будто снегири хотят нам сказать: «Помните о птицах всегда, так как это красота, радость людям навсегда»!

 

Анализ сочинений.

 

1. Количество учащихся, писавших работу - 24.

 

2. Количество учащихся, правильно раскрывших тему и не допустивших в работе орфографических ошибок - 4 человека.

 

3. Количество учащихся, допустивших ошибки в содержании:

 

а) не раскрыт ни один пункт плана - 0 уч-ся;

 

б) не все пункты плана раскрыты - 3 уч-ся.

 

4. Количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений:

 

а) нарушен порядок слов в предложении -2 уч-ся;

 

б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложениях - 3 уч-ся;

 

в) неуместное употребление слов - 3 уч-ся;

 

г) ошибки в связи слов в предложениях - 2 уч-ся.

 

Проведенный анализ показывает, что ученики моего класса к концу 4 класса научились излагать свои мысли по плану с минимальным количеством речевых недочетов и ошибок содержательного характера.

 

Тексты сочинений содержат большое количество прилагательных, помогающих сделать описание более точным. В работах ребята использовали и эпические приемы, которые сделали язык образным и ярким. Это позволяет сделать вывод, что работа над сочинением в процессе обучения русскому языку оказало положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи. Это подтверждается результатами творческих работ в 5 классе. (Сейчас мои ученики учатся в 5 классе.) Учитель русского языка в III триместре предложила детям написать сочинение-описание на тему «В окно повеяло весною».

 

Цель: формирование умения раскрывать тему сочинения, развивать наблюдательность, учить видеть прекрасное вокруг себя, прививать любовь к этому прекрасному.

 

Анализ сочинений показал, что составленные детьми тексты соответствуют заданной теме; предложения логически связаны между собой, соответствуют заданному типу речи, содержат большое количество разнообразных прилагательных, помогающих сделать описание более точным и выразительным.

 

Сочинения писали 30 учащихся. Правильно раскрыли тему и не допустили в работе орфографических ошибок 5 учащихся.

 

Были допущены ошибки в построении предложений:

 

а) нарушен порядок слов в предложении - 2 уч-ся;

 

б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложений - 4 уч-ся;

 

в) неуместное употребление слов - 2 уч-ся;

 

г) ошибки в связи слов в предложениях - 3 уч-ся.

 

То есть ребята с минимальным количеством ошибок, как и в 4 классе, справились с творческой работой. Учитель русского языка отметила, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучила детей к культуре чтения. Ученики не проходят мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, они обязательно читают и дивятся красоте описываемого писателем предмета. (Например, «Мещерская сторона» К. Паустовского.) А многие предложения записывают в дневники «Для подготовки кнаписанию сочинений», чтобы потом использовать в своих творческих работах.

Информация о работе Формирование культуры речевого общения