Формирование культуры речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа

Описание

Цель: выявление влияния оптимального варианта работы над сочинением в развитии устной и письменной речи;
обосновать систему работы по развитию речевых умений младших школьников в процессе обучения сочинению.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития речевых умений младшего школьника
1.1 Сочинение как вид творческой работы
1.2 Сущность понятия «речевые умения»
1.3 Анализ методического опыта
Глава II. Система работы по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов
2.1 Подготовка учащихся 1 класса к написанию сочинений
2.2 Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах
2.3 Результативность работы по развитию речевых умений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

Способ

 

подготовки:

 

1) коллективный;

 

2) индивидуальный (самостоятельный).

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

Жанр (тип, вид)

 

1 .Повествование;

 

2. описание;

 

3. рассуждение;

 

4. смешанные;

 

5. миниатюры;

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

6. отзыв;

 

7.заметка (статья) в газету;

 

8.письма, поздравления.

 

 

 

В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением приобретенные учащимися ранее. Работу начинаем с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, вводили описание единичных предметов и несложных действий: описание рисунков в сочинении «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами», описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится». Вот некоторые из сочинений учеников. Этот вид работы был для ребят знаком, и они легко справились.

 

Липа

 

У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.

 

Дуб

 

Мое дерево — это старый дуб на краю парка, куда мы часто ходим отдыхать. У него могучий ствол с темной шершавой корой, красивые раскидистые ветви кое-где с кривыми сучьями.

 

Ему уже много-много лет. Он очень старый, ветви его опустились, ствол весь в трещинах. Но все равно он мне очень нравится, этот богатырь.

 

Чтобы описания получились точными, организовывали наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)

 

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого приводим ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка - молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки - зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

 

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарную работу в связи с сочинениями проводим в такой системе:

 

1. Вводим в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).

 

2. Подбираем синонимы или выбираем из синонимического ряда слово, наиболее подходящее для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).

 

День

 

Удивительный чудесный

 

дивный волшебный

 

чудный изумительный

 

поразительный восхитительный

 

необыкновенный таинственный

 

Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, удивился, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, вышел,

 

К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут, шуршат, скребутся, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, лопочут, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.

 

3. Включаем в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (река вышла из берегов - разлилась; спит как убитый - крепко).

 

4. Проводим работу над усвоением сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочетания предлагаем словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, (травка зеленеет, показалась, пробивается).

 

5. От слов - к словосочетанию и предложению. Как оживают лица детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:

 

Веселый маленький лягушонок танцует ламбаду на болотной кочке. Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.

 

Озорной ветерок весело играет шляпками прохожих. Колыбельная песня зимы тихо пролетает над отдыхающим лесом.

 

6. Введение поэтической минутки. (Например, прослушивание стихотворения В. Кокина «У зимушки - у кружевницы»)

 

... У зимушки, у кружевницы

 

В палитре красочен набор.

 

Красны, как зори, наши лица,

 

И вечно зелен старый бор.

 

И небеса синей, чем летом.

 

Все здесь: и охра, и сурьма,

 

Но все-таки любимым цветом

 

Считает белый цвет зима.

 

И вот белы поля, овраги

 

И вся родная сторона.

 

Земля - как чистый лист бумаги,

 

Где будет рисовать Весна.

 

Новые слова в словарный запас детей: зима-кружевница, палитра, охра, сурьма.

 

По содержанию этого стихотворения можно проследить новое, необычное описание на тему, «Какой любимый цвет у зимы?» Описание на уроке составили устно.

 

После такой подготовительной работы дети получили домашнее задание составить устные рассказы. Темы выбирали сами. Со своими рассказами выступали на уроках чтения. Наиболее интересные записывались в тетради «Для подготовки к сочинениям», которые начали вести в 3 классе.

 

Зима

 

Пришла красавица-зима - и сразу выпал крупный снег. И тут же вьюга началась. Все, усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз-волшебник одарил деревья красивым инеем.

 

Продолжением этой работы было составление описания весны.

 

Читаем стихотворение.

 

Зима недаром злится -

 

Прошла ее пора,

 

Весна в окно стучится

 

И гонит со двора.

 

- Что вы, дети, слышите, чувствуете, когда произносите слово весна! А как весна стучится? Вы слышите? Какая она вам представляется? После предварительной подготовки дети составили описание весны.

 

Весна - это маленькая девочка в голубом, зеленом, цветном платье, на голове венок из подснежников. Лицо улыбающееся, иногда грустное. На чем она мчится к нам?

 

У нее упряжка из самых быстрых ручьев. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков. Летите серебряные кони.

 

Было написано сочинение по опорным словам.

 

Тема: «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.

 

Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд, Из вагонов стали выходить пассажиры. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.

 

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. В начале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

 

Постепенно, шаг за шагом раскрываем ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались памятками. (Приложение 1) Учила детей, как нужно собирать материал на основе наблюдений.

 

Тема: Падающие листья...

 

Цель: учить наблюдать предметы.

 

Задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям.

 

Предлагаем вопросы - задания:

 

1. У каких деревьев листьев еще много, у каких - мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?

 

2.Какого цвета осенние листья у разных деревьев?

 

3. Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?

 

4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?

 

5. Как пахнут осенние листья?

 

6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?

 

7. Чем вы любовались в парке?

 

8. Какие картины вы могли нарисовать о том, что вы видели на экскурсии?

 

Ученики записали эти вопросы в тетради и начали проводить наблюдения

 

(дается 3 дня). Была проведена экскурсия в парк.

 

Результаты наблюдений они фиксировали.

 

В процессе обсуждения собранных материалов происходит обмен накопленными впечатлениями, что обогащает детей.

 

Падают бесшумно.

 

Скользят, словно маленькие шлюпки плывут по воде.

 

Медленно и плавно падают.

 

Танцуют под музыку ветра.

 

Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.

 

Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются...

 

На другом уроке русского языка использовали материал, который дал возможность показать, как разные поэты и писатели описывают падающие листья:

 

«Сыплются с дерева листья поблекшие». (А. Плещеев).

 

«Листья, словно птицы, стаей закружились над землей». (В. Степанов)

 

Последний этап подготовки к написанию сочинения - подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины. Ученики записывали их в тетради.

 

Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки - на самых кончиках веток.

Информация о работе Формирование культуры речевого общения