Античная риторики и периоды ее становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:15, реферат

Описание

Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. "Царицей искусств" называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодежь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу.

Работа состоит из  1 файл

Риторика.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

  • Все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,
  • Все мысли должны быть подчинены одной, доминирующей.

Наиболее разработанный  курс риторики был написан профессором  И.С.Рижским.

И.С. Рижский (1759-1811) – первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище.

«Опыт риторики», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились  несколько поколений русских  учащихся. Учебник состоял из 4-х  частей. Первая часть была посвящена  чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - её чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» - писал он.

Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.

 

Период  расцвета русской научной риторики (нач. XIX - сер.XIX вв)

 

В это время  в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благоговейного). Общество живёт в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России.

На этом оптимистическом  фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины. К этому периоду относятся работы следующих авторов:

  • А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809),
  • Н.Ф. Кошанский. Риторические труды. Общая риторика (1829).
  • Частная риторика (1832),
  • А.И. Галич. Теория красноречия (1830),
  • В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844),
  • К.П. Зеленецкий. Риторические труды. Общая риторика (1849). Частная риторика (1849).

Итак, в начале XIX в. складывается представление о  словесности как о комплексной  науке:

  • искусстве речи,
  • совокупности филологических дисциплин,
  • составе текстов данной культуры (напр., словесность русского народа).

Каждый из названных  выше авторов предлагал свою концепцию  новой науки – словесности.

Остановимся на концепции «словесных наук» замечательного педагога и теоретика риторики Н.Ф.Кошанского.

Н.Ф.Кошанский  – профессор русской и латинской  словесности Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин. Служил в лицее  с 1811 по 1828 год. Его лекцией «О преимуществах российского слова» открывались занятия в Лицее. По учебникам Н.Ф.Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, «Общая риторика» - 10 изданий. Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку.

  • «сила ума» связывается с логикой. Многие риторики начинаются разбором основных логических терминов: понятие, суждение, умозаключение
  • «дар слова» связывается со «словесными науками»: грамматикой, которая занимается «словами»; риторикой, которая занимается «мыслями»; поэзией, которая занимается «чувствованиями».

У Н.Ф.Кошанского предмет риторики – «изобретать, располагать и выражать мысли». Кошанский подчеркивает, что в новое время в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия. Вот как определяет Н.Ф.Кошанский ораторское искусство: «Ораторство – есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».

Кошанский считал, что ораторство в кругу всех родов  прозы занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, т.к. требует еще «произношения – языка действий».

 

Кризис  риторики: период новой теории и  истории словесности (II пол. XIX в.)

 

В это время  происходит становление научного языкознания  и литературоведения:

  • язык изучается как лингвистическая система;
  • словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;
  • риторика выведена из системы преподавания.

Что же произошло? Почему в середине XIX в. риторика утратила свой авторитет?

Дело в том, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в. предмет риторики все более суживался:

  • обособляется теория науки;
  • отделяется стилистика;
  • риторика разделяется на:
  • общую (теория прозы вообще)
  • частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые и др.)

Например, уже  Василий Плаксин так определял  задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами – с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством (1832)» (курсив наш).

В 40-е годы XIX в. поэтика и риторика окончательно получили различные предметы. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.

Наиболее непримиримым критиком риторики как науки, как  учебного предмета в гимназиях был  В.Г.Белинский. Вот одно из его высказываний: «Все ложное, пошлое, всякую форму без  содержания, все это называют риторикой!» - пишет Белинский в 1844 г. «Риторика – вздорная наука и вредное знание. «Сущий вздор», наконец, «вовсе даже и не наука»», - восклицает «неистовый Виссарион».

Таким образом, мы видим, что к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии.

Попытки возрождения  риторики в России можно отнести  к 20-м годам XX столетия. В 1918 г. В Петрограде был создан Институт живого слова. В его работе принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт.

Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько  сборников статей, организовано обучение лекторов.

Однако в  тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и  души сограждан, было более чем опасным. К началу 30-х годов институт фактически прекратил своё существование, слившись с институтом языкознания.

Разработка  теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

 

 

Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 гг.)

 

В cоветское время  на месте старой риторики был создан ряд дисциплин:

  • культура речи,
  • лингвистика текста,
  • функциональная стилистика,
  • прагматика и др.

При всем положительном, что заключают в себе новые  теории, без учета опыта риторики их современный потенциал представляется ограниченным.

Кроме того, результаты «падения риторики» в нашей стране очевидны: немногие наши соотечественники могут похвастаться умением легко и свободно говорить публично, найти нужный тон в беседе, в споре, доказательно и доброжелательно убедить в своей правоте.

 

 

Заключение

 

Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в 70-80 гг. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и многих других.

Таким образом, мы видим, что расцвет риторики пришелся на тот период, когда она рассматривалась  как неотъемлемая часть словесности, а в жизни российского общества происходили положительные перемены.

Сейчас в  России происходит риторический “бум”  при “очередной” смене общественно-политического  стиля. Создание новой идеологии, морали, нового стиля приходится признать как  существующую реальность и необходимость. Благополучие будущей жизни не может не зависеть от языка. А практическим языком как раз и занимается риторика. Какой будет новая риторика не в последнюю очередь зависит от наших конкретных сегодняшних усилий.

Ждет ли риторику новый взлет, покажет уже недалекое  будущее.

 

 

Список  литературы

 

    1. История русской риторики: Хрестоматия / Сост. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 1996
    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г./ Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов - на - Дону, 1995.
    3. Михальская А.К./ Основы риторики. М., 1996.
    4. Чернышев В.И. / Правильность и чистота русской речи. Т. 1-2. М., 1970.
    5. Культура русской речи:/ Учебник для вузов. - М., 1998.
    6. Казарцева О.М. /Культура речевого общения. М., 1998.
    7. Клюев Е.В. /Риторика. М., 1999.
    8. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э./ Секреты хорошей речи. М.,1993.
    9. Кохтев Н.Н./ Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.
    10. Сопер Пол. /Основы искусства речи. М., 1992.



Информация о работе Античная риторики и периоды ее становления