Античная риторики и периоды ее становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:15, реферат

Описание

Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. "Царицей искусств" называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодежь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу.

Работа состоит из  1 файл

Риторика.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской литературе, а её влияние на поэзию на народном языке было длительным, но весьма неравномерным.

 

Византия

 

В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к  азианизму, и в таком виде эта  наука передаётся и Древней Руси, где художественные образцы её влияния  мы можем видеть в произведениях  митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.

 

 

Основные этапы развития риторики в России

 

История русской  риторики непосредственно связана  с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает со временами  общественных ломок и преобразований.

По мнению одного из исследователей истории русской  риторики проф. В.И. Аннушкина (История русской риторики. Хрестоматия: Уч. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Академия, 1998.-С.14), в истории русской риторики можно выделить шесть следующих периодов:

 

Риторика  Древней Руси (XII-XVII вв.)

 

Красноречие Древней  Руси начиналось на площадях старинных  русских городов. На главной городской  площади – на сходах решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.

Самая знаменитая из речей, отраженных в летописи, - это обращение к варягам:

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней  нет. Так идите княжить и володеть нами.

В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного  характера обычно назывались терминами:

  • поучение,
  • беседа,
  • слово

Они писались для молодежи, для учеников и произносились  вслух чаще всего на разговорном обиходном древнерусском языке, но всегда содержали и элементы церковно-славянского языка. К дидактическому красноречию следует отнести такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в.), «Житие Сергия Радонежского» (1418 г.), «Житие протопопа Аввакума»(1673г.).

В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к христианской морали, но и к высокому стилю речи, к сложившейся в Европе культуре.

Кирилл Туровский –  один из выдающихся древнерусских ораторов («достопамятный вития наш 12-го века», «воссиявший паче всех на Руси»), оставил  богатейшее наследие образцов ораторского  искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращённых к прихожанам. Просвещенность, образованность, знание тонкостей ораторского искусства и психологии слушателей – вот качества, благодаря которым его имя осталось в истории русского красноречия.

В XI в. на Руси уже  были известны имена многих знаменитых церковных ораторов. Среди них, например, имя Иоанна Златоуста (в старославянском переводе насчитывалось более 200 его речей). У него и у многих других античных, византийских мастеров учились древнерусские ораторы.

Однако учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII века. Риторические понятия обозначены множеством терминов:

  • ветийство/витийство,
  • риторикия (риторика – только в XVII в.),
  • благоязычие,
  • доброречие,
  • красноглаголание,
  • хитрославие,
  • златоустие,
  • сладкоречие,
  • красноречие,
  • хитроречие и др.

Первый русский  учебник риторики датирован 1620 г. В  русской истории — это окончание  смутного времени, начало царствования династии Романовых, установление новой  государственности и стиля правления. Такое время не может не требовать  реорганизации в области образования, и они, видимо, произошли не только в Московии, но и на Украине, откуда шла ученость в московские земли. Однако, если на Украине с бурным развитием школ и созданием Киевской Духовной академии (1631 г.) воцаряется латинское образование, в среднерусских и московских землях существует четкая ориентация на тривиум гуманитарных дисциплин (грамматика, риторика, диалектика), описанных по-русски в ряде памятников. До 1620 г. было создано “Сказание о седми свободных мудростях”, чьи главы о грамматике, диалектике и риторике становились соответствующими предисловиями к трем сочинениям, которые регулярно переписывались и соседствовали в рукописных сборниках: “Грамматике” Мелетия Смотрицкого, “Диалектике Иоанна Домаскина” и “Риторике” 1620 г.

 

Петровский  период (конец XVII в.-I пол.XVIII)

 

Как ни стремилось в течение XVII в. общество к созданию академии и заведению “школ”, настоящий  перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., удивительным образом сконцентрировано в период с конца XVII в. по 1710 г. В это время написаны “О риторической силе” Софрония Лихуда (пер. Козмы Афоноиверского) (1698 г.), Риторика Михаила Усачева (1699 г.), “Риторическая рука” Стефана Яворского (1698 г., пер. Федора Поликарпова — 1705 г.), несколько риторик Андрея Белобоцкого (до середины первого десятилетия XVII в.), Риторика Козмы Афоноиверского (1710 г.), Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (1706 - 1712 гг.). Каждое из этих сочинений имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности. Так, сочинение Софрония Лихуда “О риторической силе” вместе с богословскими толкованиями происхождения “слова” при необыкновенной стилевой выразительности охватывает все ситуации политической и семейной речи, ясно указывая, как надо развивать те или иные темы. Риторика Михаила Усачева тяжеловесна в толковании отдельных разделов, но оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора: в “науке” человек сначала “удивляется”, а затем “в разум” принимает учение. Исключительно популярны были риторики Андрея Белобоцкого — прежде всего потому, что стремились к универсальной полноте в охвате описываемых предметов: люллианские сочинения претендовали на универсальное знание о любой вещи. В “Науке проповедей” Белобоцкого были изложены все компоненты содержания различных тем церковной речи, а в “Краткой риторике” объяснены основные богословские понятия (Бог, Богородица, пророки, ангелы, святые и т.д.). “Риторическая рука” Стефана Яворского оригинальна краткостью и выразительностью примеров, а в посвящении, адресованном И.А. Мусину-Пушкину, прославляются “учение”, Москва — “жилище муз” и, конечно, “московский орел” Петр Великий, насаждающий науки в своем отечестве. Вершиной риторической украшенности стала Риторика Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славено-российский язык настолько, что во множестве его “прикладов» - примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были предложены ясные определения риторической терминологии. Наконец, обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве — старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами.

 

Ломоносовский период (II пол.XVIII в. - нач.XIX в.)

 

Следующий период начинается в 1743 - 47 гг. с созданием  М.В. Ломоносовым своих руководств — в истории это начало царствования Елизаветы Петровны с переходом после серии дворцовых переворотов в “век” Екатерины. Ломоносов возвышается над всеми другими авторами XVIII в. как создатель первой научной риторики: «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

  • «О изобретении»,
  • «О украшении»,
  • «О расположении».

Вот как он обосновывает построение своей книги:

«Риторика есть учение о красноречии вообще…  В сей науке предлагаются правила  трех родов. Первые показывают, как  изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

Основные теоретические  положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение  риторики:

«Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство  убеждения.

Именно М.В.Ломоносов  утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов.

Интересно, что  М.В. Ломоносов различал термины:

  • риторика – «наука», «учение», «правила»,
  • красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство  к красноречию» издавалось при жизни  Ломоносова не менее трех раз. Все  позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и  сегодня.

Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования

  • душевные (острый ум и память),
  • телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка).

Однако одних  природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей:

  • вступление,
  • пояснение,
  • утверждение,
  • заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности  речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы  разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»

  • образность речи,
  • выразительность стиля,
  • убежденность оратора.

В своём учебнике Ломоносов приводит очень много  метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые мы условно относим к ломоносовскому периоду:

  1. 1792 г. – А.С.Никольский «Основания российской словесности»,
  2. 1792 г. – М.М.Сперанский «Правила высшего красноречия»
  3. 1796 г. – И.С.Рижский «Опыт риторики»

Опыт А.С.Никольского  по логике, риторике, а затем и  словесности были наиболее влиятельны благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:

  • Структуры публичного выступления,
  • Аргументации,
  • Композиции,
  • Выразительности речи.

Сперанский  считал, что «основание красноречия  суть страсти», т.е. сила чувств и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому – это «склонить ум, тронуть сердце». М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:

  • Изобретение,
  • Расположение,
  • Изложение речи.

Информация о работе Античная риторики и периоды ее становления