Античная и средневековая риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, контрольная работа

Описание

"Поэтом рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание.

Содержание

Введение.
Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
Понятие об ораторском искусстве
Роды и виды ораторского искусства
Образ оратора и речевой стиль
Личность оратора
Подготовка речи: выбор темы, цель речи
Основные приемы поиска материала
Начало, завершение и развертывание речи

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 51.33 Кб (Скачать документ)

    Содержание.

    Введение.

  1. Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
  2. Понятие об ораторском искусстве
  3. Роды и виды ораторского искусства
  4. Образ оратора и речевой стиль
  5. Личность оратора
  6. Подготовка речи: выбор темы, цель речи
  7. Основные приемы поиска материала
  8. Начало, завершение и развертывание речи

    Заключение.

    Список  литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение. 

    "Поэтом  рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны  вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью  гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

    Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет  пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

    Не  устарели рекомендации оратору великого мастера слова древности Марка Туллия Цицерона. На основе его советов можно выстроить такой алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

    Особое  место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность  снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента. В сущности этого метода лежат принципы гипноза, научные исследования которого были выполнены английским хирургом Дж. Бредом и португальским аббатом Фариа (его трагическая судьба положена в основу одного из персонажей романа А. Дюма "Граф Монтекристо"). Метод эффективно применялся американским врачом-психиатром Милтоном Эриксоном и носит его имя. Тот, кто владеет терапией слова, получает важное преимущество в установлении необходимого взаимопонимания и воздействии на собеседника. Важным показателем ораторского искусства является словарный запас, хранящийся в памяти человека, - тезаурус личности. Тезаурус с древнегреческого переводится как "сокровищница", и этот надежный сейф памяти организован удивительно целесообразно: информационные файлы памяти мобилизуются посредством ассоциаций, что облегчает и ускоряет поиск нужного слова.

    Иное  назначение ораторского искусства  видел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его  риторический идеал переняли гуманисты  средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в  себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в  словесные одежды и дает возможность  увидеть и познать ее. Принося  наслаждение, риторика побуждает людей  к еще более активной мудрости. Она становится особым стимулом к  добру и просвещению человечества».

     Умение  говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором.

     Термин  ораторское искусство античного  происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.

     Выражение ораторское искусство имеет несколько  значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство  построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия  на аудиторию.

     Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

     Под термином риторика, как правило, понимается теория красноречия, сама наука о  красноречии, исследование основ ораторского  искусства, курс обучения красноречию.

     Ораторская  речь - вид монологической речи, употребительной  в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с  целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых средств общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Античная  и средневековая  риторика, современные  тенденции ее развития
 

 

    Древняя Греция по справедливости считается  родиной ораторского искусства. “Царицей искусств” называли античные греки риторику, настолько сильным  было ее влияние на решение государственных  дел, на формирование общественного  мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.

    Античная  риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей  из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря  усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и  риторики. Софисты блестяще владели  мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика в ущерб поиску искомой истины стала злоупотреблять словесной виртуозностью, преднамеренно нарушая законы логики. Софисты искусно использовали гибкость основных понятий, подменяли одно другим и стали культивировать “искусство” вводить в заблуждение, выдавая черное за белое.

    Античная  культура — одна из самых ярких, феноменальных и удивительных страниц  мировой цивилизации. Люди уже сотни  лет восхищаются шедеврами античной архитектуры; в залах Лувра, Британского  музея, Эрмитажа мы часами в немом  восхищении любуемся божественными  произведениями скульптуры и живописи, до сих пор театр Эсхила, Софокла, Еврипида трогает наши сердца. Античное ораторское искусство украшают бессмертные  имена Демосфена, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Цицерона, Тацита — какое уникальное созвездие блистательных умов!

    Вступив в новую эру, человечество стало  постепенно забывать традиции античной риторики, но в V - VI вв. появилась новая духовная и общественная сила — христианство, а еще через столетие распространилась еще одна мировая религия - ислам. Христианские и исламские проповедники дали новый импульс возрождению искусства красноречия и наполнили его новым содержанием. Монастыри, духовные семинарии и медресе (мусульманские высшие и средние школы) в Европе и Азии длительное время были практически единственными культурными центрами, хранителями древних рукописей, просветительскими и учебными организациями. Религиозно-нравственная риторика способствовала укреплению и соблюдению моральных норм, проповедовала с амвонов необходимость соблюдения основных догматов Церкви. Церковное проповедничество выдвинуло немало крупных богословских ораторов, среди которых особое место занимают Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) — лучший византийский церковный оратор, и монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274), причисленный к лику святых и вошедший в историю западноевропейской философской мысли как оригинальный интерпретатор учения Аристотеля, проповедовавший гармонию веры и разума. В 1879 г. философско-теологическая система Фомы Аквинского была официально провозглашена единственно истинной философией католицизма.

    Большим уважением пользовались мастера  риторики в странах мусульманского Востока. Восточное красноречие, призванное “смягчать сердца советами”, за свою тысячелетнюю историю стало глубоко  профессиональным, хорошо ориентировалось  в сфере правовых, религиозных  и государственных отношений. Настоящий  оратор должен уметь соревноваться  в словесных спорах по любому поводу — так гласил один из законов  восточного красноречия. Таким оратором был, например, судья Кози Ушани из Ферганы (ХV—ХVI вв.), автор трактата “Ключи слова”, большой знаток человеческой психологии, умевший убеждать своих слушателей в любой ситуации и в споре по любому вопросу.  Прекрасными ораторами были и такие крупнейшие мыслители, как Ибн Сина Шерозий, великий поэт и ученый ХV в. Алишер Навои, в меджлисе которого изучались и развивались не только теологические, но и философские, нравственные проблемы.

    Эпоха Возрождения дала миру бессмертную  драматургию Шекспира и Лопе де Вега, романы Рабле и Сервантеса, сатиру Эразма Роттердамского, лирику Петрарки и Данте. Эти шедевры прозы и поэзии способствовали повышению культуры речи, развитию эстетического вкуса и стимулировали развитие ораторского стиля.

    Французская революция выдвинула крупных  политических деятелей и выдающихся ораторов, глашатаев свободы, равенства  и братства. Жан-Поль Марат — “друг  народа” и адвокат Максимильен Робеспьер были прекрасными ораторами, признанными трибунами и весьма успешно призывали народ к безжалостному террору против врагов революции.

    Значительный  вклад в развитие теории красноречия  внесли русские ученые. В XVII в. уже  известны несколько трудов по ораторскому  искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

    Решительный шаг на этом пути сделал создатель  Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил  начало русской риторике, написав  «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей  актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается  М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская  грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет  условия успеха публичного выступления.

    Другая  замечательная работа, оказавшая  влияние на развитие теории красноречия  не только в России, но и в других славянских странах, - это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры  публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия  суть страсти», т.е. сила чувства и  живого воображения. Два главных  предмета красноречия, по Сперанскому, - это «склонить ум, тронуть сердце».

Информация о работе Античная и средневековая риторика