Внешние эффекты в рыночной экономике.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение проблемы внешних эффектов в рыночной экономике. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
изучение понятия внешних эффектов;
анализ воздействия внешних эффектов в рыночной экономике;
практическое использование внешних эффектов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
Частные и социальные издержки и выгоды…………………………………...5
Положительные и отрицательные внешние эффекты…..…………………….9
Проблемы внешних эффектов и ее решение………………………..……..…12
Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.….………..14
Государство и внешние эффекты……………………………………………..18
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды………………………….………………………..24
2.2 Механизм государственного регулирования экономики……………………………………………………………………..…….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

курсач по микроэкономике.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

QG=QS (рис. 5.4).


P


             G                MSC


                                      MSB


                                     MPB        Q


                       Qp     QG      


                     Рис. 5.4

Однако реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и трансакионными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы

22

сторон: производителей и потребителей продукции и получателей  внешних эффектов. Тем не менее  некоторые налоги и субсидии уже  используются в практике отдельных стран.

Создание рынков прав на загрязнение. Важная сфера деятельности государства – создание прав собственности  там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и  подключить рыночный механизм к решению  проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего – на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения.

Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнение. Рыночная цена P' определяется с учетом спроса D на загрязнения (рис. 5.5).


P                              S


 


P`                                  D


                Рис. 5.5    Q`       Q

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать

23

такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции – или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Глава 2. Особенности  России внешних эффектов. Регулирование  внешних эффектов

2.1 Загрязнение  внешней среды

Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих  от естественных и антропогенных  источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относят: пыль (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающую при эрозии почвы, частицы морской соли); туман; дым и газ от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного происхождения и др.

Естественные  источники загрязнений бывают либо распределенными, например, выпадение космической пыли, либо локальными, например, лесные и степные пожары, извержения вулканов. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

В нашей стране повышенная кислотность осадков (рН == 4...5,5) отмечается в отдельных промышленных регионах. Наиболее неблагополучны города Тюмень, Тамбов, Архангельск, Северодвинск, Вологда, Петрозаводск, Омск и др. Плотность выпадения осадков серы, превышающая 4 т/(км•год), зарегистрирована в 22 городах страны, а более 8...12 т/(км2•год)) в городах: Алексин, Новомосковск, Норильск, Магнитогорск.

Состояние и  состав атмосферы определяют во многом величину солнечной радиации в тепловом балансе Земли. На ее долю приходится основная часть поступающей в биосферу теплоты:

 

25

 Теплота  от солнечной радиации .......

Дж/год 25 ·1023

% 99.8

Теплота от естественных источников (из недр Земли, от животных и др.) ...... ......

37,46·1020

0,18

Теплота от антропогенных  источников (энергоустановок, пожаров и др.) ...........

4,2 ·1020

0,02


Экранирующая  роль атмосферы в процессах передачи теплоты от Солнца к Земле и  от Земли в космос влияет на среднюю  температуру биосферы, которая 

длительное  время находилась на уровне около + 15°С. Расчеты показывают, что при отсутствии атмосферы средняя температура биосферы составляла бы приблизительно –15° С.

Загрязнители  делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Биологические загрязнения попадают в водоемы  с бытовыми и промышленными стоками, в основном предприятий пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Например, целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет воду так же, как город с населением 0,5 млн чел.

Биологические загрязнения оценивают биохимическим  потреблением кислорода –БПК. БПК5 –это количество кислорода, потребляемое за 5 сут микроорганизмами –деструкторами для полной минерализации органических веществ, содержащихся в 1 л воды. Нормативное значение БПК5 = 5 мг/л. Реальные загрязнения сточных вод таковы, что требуют значений БПК на порядок больше.

26

Химические  загрязнения поступают в водоемы  с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся: нефтепродукты, тяжелые металлы и их соединения, минеральные удобрения, пестициды, моющие средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

2.2 Механизм  государственного регулирования  экономики

Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.

Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы - эффект будет невелик. Это творческая задача, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы.

Следует иметь  в виду и то обстоятельство, что  не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и

 

28

внешних условий  функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

Механизм регулирования  экономики включает:

  1. ресурсы регулирования,
  2. объекты регулирования,
  3. формы регулирования,
  4. методы регулирования,
  5. концепции регулирования,
  6. инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования  относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые  поступления); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем  центрального банка; законодательное  право; возможность сбора и обработки  информации.

Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п.

Формы регулирования  современной смешанной экономики: конкурентно-рыночная; корпорационная; государственная; межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения,

 

29

 ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Соотношение между  данными формами подвижно и определяется конкретно-историческими факторами  каждой страны на различных этапах ее развития. Так, если после "кейнсианской революции" в экономической науке четко обозначилась тенденция к усилению государственного регулирования экономики, то в последние десятилетия - в условиях "монетаристской контрреволюции" стала преобладающей тенденция к дерегулированию, когда все больше проблем решаются рынком и корпорациями [14, c. 58].

Особенность современного этапа - развитие новых форм взаимодействия четырех форм регулирования: появляются разнообразные формы координации деятельности государств (и их группировок), крупного, среднего и мелкого бизнеса, их совместных действий в сфере разработки и реализации целевых программ, выработки промышленной стратегии. Одной из таких форм является создание смешанных государственно-частных предприятий (в том числе совместных). Их преимуществами выступают дополнение достоинств функционирования предприятий в условиях конкурентного рынка реализацией на микроуровне целей макроэкономической политики; гибкое маневрирование объемом государственного капитала; воздействие правительства на инвестиционную, инновационную, структурную, ценовую политику фирмы. В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгосударственных институтов, а также транснациональных корпораций.

 

30

Но дерегулирование  не означает демонтажа системы государственного вмешательства в экономику вообще. Просто государство освобождается в индустриально развитых странах от части своих прежних функций - с тем, чтобы эффективнее решать другие, остающиеся за ним задачи, которые более решать некому. Государственными приоритетами все больше становятся денежная, валютная, кредитно-финансовая и налоговая политика, антимонопольные меры. Во всех странах со смешанной экономикой, даже в тех, где политика дерегулирования осуществляется наиболее последовательно, важнейшей функцией государства остается "социальное корректирование", социальная защита.

Выделим главные  формы и методы вмешательства  государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные (прямые) методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические (косвенные) методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. При этом преобладающими являются экономические регуляторы, которые органично вписываются в рыночную систему, не разрушая ее структуру.

Проведенное разграничение  методов регулирования довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования: он контролируется той или иной государственной службой, которая изменяет его после принятия соответствующего политического решения - например, снижение ставки налога на добавленную стоимость с 28 до 20%. С другой стороны, в каждом административном регуляторе должно быть нечто экономическое - воздействие на интересы хозяйственных субъектов. Например, переход правительства к прямому контролю над ценами, установление

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике.