Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Она стала, частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого понятия теневой экономики не сформулировано. Ее называют – криминальной, подпольной, черной, серой, второй, незаконной, параллельной, неофициальной. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системе, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ 4
1.1 Сущность  и содержание понятия «теневая  экономика» 4
1.2. История  формирования теневой экономики  России 7
1.3. Происхождение  теневой экономики. 9
1.4. Факторы  и структура теневой экономики. 10
1.5. Социальные  функции теневых экономических  отношений 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ  В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ. 15
2.1. Способы  измерения теневой экономики 15
2.1.1. Прямые  методы оценки теневой экономики 15
2.1.2. Косвенные  методы оценки теневой экономики 17
2.2. Масштабы  теневого сектора в РФ 20
ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ»  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ 25
3.1 Законодательные  методы борьбы с теневой экономикой 25
3.2 Возможные  подходы к решению проблем  теневой экономики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В государственных властных 
структурах, общественных организациях 
и научных учреждениях 
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов Российской Федерации законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
И для повышения эффективности 
борьбы с организованной преступностью 
в сфере экономики нужен 
К наиболее предпочтительным 
направлениям борьбы с организованной 
преступностью в сфере 
- ограничение  деятельности 
контролируемых 
- выявление и нейтрализация 
лидеров (руководителей) 
- привлечение к уголовной 
ответственности участников 
Для повышения эффективности 
работы правоохранительных органов 
следовало бы расширить возможности 
применения поощрительных мер к 
лицам, оказывающим содействие правоохранительным 
органам в борьбе с организованной 
преступностью в сфере 
- ввести в законодательство 
институт "сделки с преступником", 
т.е. освобождение от 
- предусмотреть возможность 
освобождения от уголовной 
Теневая экономика стала 
проблемой не только правоохранительных 
органов, но и всего государства 
в целом. Поэтому уже давно 
назрела необходимость в 
При разработке такого комплекса 
мер, не отрицая необходимости силовых 
мер, первостепенной задачей следует 
считать изменение общих 
Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:
• постоянная корректировка 
правово-хозяйственных условий 
• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;
• реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
• изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;
• освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
• перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;
• создание на территории России 
специальной инвестиционной зоны с 
наличием депозитариев, реестров ценных 
бумаг и дополнительными 
• налаживание общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.
Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:
- формирование позитивного 
образа легальной 
- формирование негативного 
образа теневой экономики - осуждающего 
отношения к тем видам 
- формирование представлений 
о дозволенности и моральности 
инициативной помощи рядовых 
граждан правоохранительным 
Важность этих мер доказывается от противного - демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений.
 
В процессе выполнения данной курсовой работы, была изучена одна из наиболее интересных областей научного исследования, как теневая экономика. При выполнении данной курсовой работы были выявлены сущности теневой экономики России, ее специфика и трудности преодоления, а также выяснено, в чем состоит сущность и механизм действия теневой экономики, оценены масштабы теневой экономики в современной России. В работе раскрыты некоторые формы проявления теневой экономики. Выполнив все цели, поставленные, перед этой работай, можно сделать небольшие выводы.
По данной работе понятно, 
что теневая экономика 
В оценке масштабов мы видим, 
что теневая экономика в России 
достаточно развита.  К настоящему 
времени в России сложилась система 
правового обеспечения 
Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся 
недостатков законодательства, а 
также в целях прогнозирования, 
появления новых способов совершения 
экономических преступлений необходимо 
на государственном уровне создать  
систему криминологической