Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:15, контрольная работа
Цель написания работа на данную тему является уточнение сущности социальной политики государства и ее места в рыночной экономике.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
1.	 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..5
2.	ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ         БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………...8
3.	ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ ……………………..................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..31
         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………..……...34
В 2012 году произведены перерасчёты:
с 1 января – пенсий неработающих пенсионеров в возрасте 75 лет и старше, пенсионируемых в органах по труду, занятости и социальной защите, в связи с установлением доплат;
с 1 февраля:
с 1 мая:
с 1 августа:
Таблица 2.2.
Информация о размере пенсий (август, сентябрь, октябрь 2012 года)[15]
| 
 Пенсия | Средний размер (руб.) | Превышение (%) | |
| за период: | |||
| Август, сентябрь, октябрь 2012г. | Декабрь 2011г. | ||
| Всех видов | 1657253 | 940442 | 176,2 | 
| Трудовая | 1676900 | 949410 | 176,6 | 
| По возрасту | 1721358 | 973738 | 176,8 | 
| Минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней) | 1209956 | 683714 | 177,0 | 
| По инвалидности | 1516700 | 874670 | 173,4 | 
| По случаю потери кормильца | 1078324 | 627758 | 171,8 | 
| За выслугу лет | 2190856 | 1262902 | 173,5 | 
| За особые заслуги перед республикой | 2515009 | 1447470 | 173,8 | 
| Социальная | 782382 | 530772 | 147,4 | 
По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что средний уровень пенсии всех видов в текущем году вырос по отношению с сопоставимым на 76,2 %, что в денежном эквиваленте составляет 716811 тыс. руб.
В условиях сложившейся демографической ситуации в Беларуси в центре внимания социальной политики находятся вопросы усиления государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей.
По состоянию на 1 января 
2012 года численность населения 
Число родившихся составило 109 364 человека, что на 1241 человек или 1,1 процента больше, чем в 2010 году. Увеличение рождаемости отмечено как в городских поселениях (101,4 процента), так и в сельской местности (100,2 процента). Небольшое снижение рождаемости произошло в Витебской (99,8 процента) и Гомельской (99,2 процента) областях. Рост числа родившихся произошел в Брестской (103,5 процента), Гродненской (102,8 процента), Минской (101,1 процента) и Могилевской (102,1 процента) областях, а также в г. Минске (100,1 процента).
В республике 2011 году умерло 135 099 человек, что на 2206 человек, или на 1,6 процента меньше чем в 2010 году. Снижение смертности произошло также в сельской местности (96,1 процента). В городских поселениях отмечено увеличение числа умерших на 0,1 процента.
Отмечается снижение общего коэффициента смертности до 14,3 на 1000 человек населения (в 2010 году – 14,4).[14]
Основные усилия были сосредоточены на осуществлении мер, направленных на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни семей с детьми, в первую очередь через повышение размеров пособий на детей, решение жилищных вопросов многодетных и молодых семей.
На сегодняшний день системой государственных пособий в нашей стране охвачено свыше 500 тыс. детей. Размеры данных пособий систематически пересматриваются с учетом изменения бюджета прожиточного минимума (табл. 2.3).
Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей на август, сентябрь, октябрь2012 год (в руб.), [14]
Таблица 2.3
Размеры государственных пособий семьям воспитывающим детей
| Виды пособий | С 01.01.12 по 31.01.12 | С01.02.12 по 30.04.12 | С 01.05.12 по 31.07.12 | С 01.08.12 по 31.10.12 | 
| Пособие в связи с рождением ребенка (единовременное) при рождении первого ребенка при рождении второго и последующих детей | 5747900 8047700 | 7068800 9896320 | 7430200 10402280 | 8438700 11814180 | 
| Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) | 574790 | 706880 | 743020 | 843870 | 
| Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) | 574790 | 706880 | 743020 | 843870 | 
| с надбавкой 75% | 1005880 | 1237040 | 130290 | 1476770 | 
| с надбавкой 40% | 804710 | 989630 | 1040230 | 1181420 | 
| Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное) | 287400 | 353440 | 371510 | 421940 | 
| с надбавкой 40% | 402350 | 494820 | 520110 | 590710 | 
| Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) | 574790 | 706880 | 743020 | 843870 | 
| Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) | 402350 | 494820 | 520110 | 590710 | 
В последующем предполагается установить размеры пособий на уровне, позволяющем компенсировать семье как недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми, так и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Главными задачами социальной политики на 2011- 2015 гг. являются:
Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе для Республики Беларусь являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Рейтинг по индексу развития 
человеческого потенциала (ИРЧП) на 
ежегодной основе рассчитывается Программой 
развития ООН – крупнейшим учреждением 
в системе ООН, оказывающим содействие 
в области развития, – в рамках 
докладов о развитии человека. Данный 
индекс представляет собой сравнительный 
анализ 187 государств-членов ООН по 
ряду показателей уровня жизни населения. 
Индекс  является комплексным показателем, 
вычисляемым на основе трех основных 
измерений человеческого 
По сравнению с прошлогодним докладом индекс человеческого развития для Беларуси увеличился с 0,732 до 0,756. С таким показателем наша страна по-прежнему занимает прочное место в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Выросли и основные компоненты этого индекса. Например, показатель валового национального дохода на душу населения вырос с 12926 долларов США в докладе 2010 года до 13439 долларов США в докладе 2011 года, показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении увеличился с 69,6 лет до 70,3 лет.
 Республика Беларусь 
занимает в рейтинге 
Главными приоритетами в 
социальной политике являются рост уровня 
рождаемости при одновременном 
увеличении продолжительности жизни. 
В развитии демографических процессов 
наметились положительные тенденции 
к росту рождаемости и 
Главная цель демографической 
политики – последовательное повышение 
ожидаемой продолжительности 
В целях стимулирования рождаемости 
и создания предпосылок для рождения 
трех и более детей 
- увеличение размера государственных пособий на детей, включая увеличение за пятилетие размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до уровня 35–40 процентов от средней заработной платы по стране;
- предоставление финансовой поддержки в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений:
- молодым семьям на общих основаниях при рождении первого ребенка – в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80, при рождении третьего и последующих – 100 бюджетов прожиточного минимума;
- многодетным семьям по льготным кредитам при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых – 100 процентов от суммы задолженности.[9]
Реализация названных 
направлений демографической 
Первоочередными задачами в области повышения уровня жизни народа являются: увеличение реальных денежных доходов, оплаты труда, приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам.
Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать: повышение уровня заработной платы работников как основного источника денежных доходов, инвестиций в человеческий капитал и важного стимула трудовой деятельности; рост инвестиционного потенциала и платежеспособного спроса населения; создание равных прав и условии на труд и его оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
В результате решения поставленных задач численность работников в экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам.[10]
Борьба с бедностью является одним важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
Пенсионное обеспечение 
- важнейшее направление 
Для совершенствования системы социальной защиты населения требуется адаптация действующей модели пенсионной системы к изменяющимся социально-экономическим условиям, дифференциация социальной поддержки в отношении различных групп населения, углубление адресности, развитие и улучшение системы социального обслуживания населения.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. В перспективе в соответствии с социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:
Информация о работе Сущность социальной политики государства