Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:56, контрольная работа
В самом общем виде модернизация определяется как усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Одновременно отмечается, что модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы. Если в целом с приведенным определением можно согласиться, то с утверждением о том, что "модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы", можно и поспорить. По крайней мере, применительно к рассматриваемой теме можно смело утверждать, что модернизации подлежит прежде всего общество и его основа - экономика России1.
Введение 
3
1.
Сущность процессов  модернизации и основные причины  модернизации российской экономики
4
2.
Теории постиндустриализации общества
6
3.
Основные направления  модернизации российской экономики
9
4.
Государственное регулирование процессов модернизации российской экономики
12
 	
Заключение 
18
 	
Список литературы
● Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
Эти векторы технологического развития носят стратегический характер, поскольку здесь у России есть значимый научно-производственный задел.
Модернизацию следует понимать не только как замену устаревшего оборудования на более современное, но и как технологическую перестройку, позволяющую повышать эффективность производства и выпускать новые конкурентоспособные виды продукции. Именно инновационная составляющая процесса модернизации позволит преодолеть технологическую отсталость промышленности и обеспечить перспективы развития этого сектора экономики.
Существует несколько возможных решений для первого направления модернизации - технического обновления устаревшей материальной базы производства. Оно может осуществляться с использованием международного опыта создания центров коллективного пользования производственным оборудованием. Такие центры уже действуют в России, но это направление необходимо усилить, тем более, что во всем мире оно получило широкое распространение, доказав свою эффективность. Например, до 20% лазерного производственного оборудования, устанавливается в центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов. Причем, не только малые и средние, а также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.
Обеспечение доступа к 
современным технологиям 
Использование новейших компьютерных технологий в машиностроении – еще одно важнейшее направление политики экономической модернизации России. Эффективность этого направления подтверждена мировой практикой: использование новейших компьютерных технологий означает переход к новому уровню инженерного дела в судостроении, космической промышленности, авиации и других отраслях. Использование подобных компьютерных технологий позволяет на годы опережать своих конкурентов.
При определении факторов 
и условий осуществления 
4. Государственное 
регулирование процессов 
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Основной целью государственного регулирования экономики, отражающей реализацию социально-экономических функций государства, является обеспечение устойчивого экономического роста. Отечественная государственная политика экономического роста должна разрабатываться с учетом имеющегося природного, научного и «человеческого» потенциала, задач догоняющего развития и устойчивого роста, формирования социально-ориентированной системы инновационного типа.
Анализ сложившихся 
Основные приоритеты государственного 
стимулирования экономического роста 
в рамках перехода России на постиндустриальную 
фазу развития должны находиться в 
плоскости решения задач 
Низкая эффективность 
Как свидетельствует опыт наиболее 
развитых стран, адекватная политика экономического 
роста разрабатывается исходя из 
ряда положений. Во-первых, устойчивые 
и высокие темпы экономического 
роста должны, прежде всего, ориентироваться 
на долгосрочную перспективу и отражать 
стратегические решения властей 
в данной области. Во-вторых, устойчивый 
рост сопровождается структурными сдвигами, 
отражающие современные тенденции 
развития. В-третьих, требуемые темпы 
и качество роста обусловлены 
необходимостью сокращения разрыва 
в уровне социально-экономического 
развития между Россией и развитыми 
странами. В-четвертых, следует учитывать 
качество не только роста, но и непосредственно 
инструментария и мер разрабатываемой 
стратегии и политики в данном 
направлении. Осуществление любых 
мероприятий экономической 
Одно из ключевых условий обеспечения экономического роста в ряде стран на основе инвестиционных и инновационных факторов выступает государственное вмешательство. При этом, по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны – усиление централизованного регулирования, с другой – активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.
Софинансирование инвестиционных и инновационных проектов со стороны государства осуществляется при сохранении управления проектами в руках бизнеса, активно привлекаются различные бизнес-посредники, поскольку зачастую правительственные чиновники не обладают достаточной квалификацией для оценки качества представляемых проектов и связанных с ними рисков. Государственная помощь также может предоставляться в виде услуг, а не денежных субсидий (обучение персонала; содействие сертификации продукции; обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР и т.д.).
Необходимо отметить, что серьезные шаги в этом направлении сделаны.
15–16 декабря 2011 г. в 
Институте научной информации 
по общественным наукам 
Для обсуждения в дискуссионной 
части конференции были рассмотрены 
вопросы модернизации в сферах науки, 
образования, экономики и экологии. 
Была затронута тема российских национальных 
интересов и 
В настоящее время при Президенте России сформирована и действует Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. Её основные задачи: «а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России; в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России».
Параллельно функционирует 
Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе. Выступления руководителей страны, политиков, представителей бизнеса, специалистов разного уровня теперь не обходятся без почти уже ритуального использования модернизационно-инновационной терминологии. Но, анализ инновационных и инвестиционных процессов в России демонстрирует их низкую эффективность, во многом связанную с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений научно-технического развития, известной оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием технологических разработок, особенно со стороны крупного бизнеса, отсутствием действенных механизмов стимулирования инновационного процесса. Так, по данным Счётной палаты РФ, в первом полугодии 2010 года Правительство практически не расходовало средства на ускорение процессов модернизации и создание условий, необходимых для решения инновационных задач. Федеральное правительство в июле 2008-го года утвердило Федеральною целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанную на 2009-2013 годы. Но в этой программе не было указано конкретных планов развития ни в экономической, ни в научно-технических сферах. Таким образом, пять приоритетных направлений развития российской экономики не подкреплены ни одним из федеральных планов, что препятствует как выделению бюджетных средств, так и привлечению частного капитала в эти направления и затрудняет сотрудничество научно-исследовательских кругов с государственными и частными компаниями.
Не преодолены бесчисленные правовые и административные барьеры, отсутствуют эффективные, современные государственные и частные институты управления модернизационными и инновационными проектами, льготы и другие стимулы инновационной активности, прозрачная и понятная система финансирования, необходимые кадры. Причём решать эти проблемы надо комплексно, во взаимной связи, а не выборочно последовательно, растянуто во времени, по существу – бесконечно… Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.