Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:54, контрольная работа
Сущность рынка и условия его возникновения.	
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Раскройте два способа осуществления координирования экономических выборов (стихийный порядок и иерархия), Сущность понятия «рынок» и условия его возникновения.
Координирование экономических выборов.
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.
    В 
экономической теории главным примером 
действия стихийного порядка является 
координирование решений в 
    Как 
покупателям необходима информация 
о длине очередей, чтобы координировать 
свои действия, так и участники 
рыночного процесса нуждаются в 
информации о редкости и альтернативной 
стоимости различных товаров 
и факторов производства. Рынки передают 
информацию в основном в форме 
цен. Если товар или фактор производства 
становится более редким, то его 
цена растёт. Рост цен даёт потребителям 
сигнал, что нужно экономить этот 
товар, а производители начинают 
стремиться производить больше этого 
товара. Предположим, например, что 
открытие нового способа применения 
платины привело новых 
    В 
дополнение к знаниям о том, как 
использовать ресурс наилучшим образом, 
людям также нужны стимулы, чтобы 
они действовали на основе этой информации. 
Рынки, опять же, с помощью цен, 
осуществляют мощное стимулирование продажи 
благ и производительных ресурсов именно 
там, где эта продажа будет 
происходить по наиболее высокой 
цене; ценовые стимулы также 
    Адам 
Смит, которого часто называют отцом 
экономической науки, видел в 
достижении на рынке стихийного порядка 
основание процветания и 
Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».
В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.
Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.
    В 
последнее время не принято разделять 
эти способы координации. Плановая 
экономика и рыночная экономика 
— две части одной 
Сущность рынка и условия его возникновения.
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
    Не 
менее важным условием возникновения 
рынка является специализация. Специализация 
- форма общественного разделения 
труда, как между различными отраслями 
и сферами общественного 
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).
    Улучшение, 
совершенствование 
    Схема 
специализации, т.е. набор специальностей, 
становится все более сложной, поскольку 
усложняется и углубляется сам 
процесс труда. В старину человечество 
владело несколькими 
    Важной 
причиной возникновения рынка является 
естественная ограниченность производственных 
возможностей человека. Даже самый 
способный человек может 
Условия возникновения рынка
Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Раскройте существо рыночного равновесия, равновесной цены и равновесного количества. Когда возникают ситуации избыточного спроса, избыточного предложения и каким оброзом происходит коррекция цены в условиях стабильного равновесия.
Рис.1. Равновесная цена
    В 
результате взаимодействия спроса и 
предложения уста- 
навливается рыночная цена в точке пересечения 
кривых спроса 
и предложения. Эта точка называется точкой 
рыночного рав- 
новесия, а цена, сформированная в результате 
этого взаимо- 
действия, — равновесной ценой.
    Установленная 
равновесная цена на рынке отражает 
дос- 
тижение оптимального состояния, при котором 
товаров про- 
изведено и предложено на рынке столько, 
сколько требуется 
и способен купить покупатель. Такое равновесие 
демонстри- 
рует оптимальное состояние рынка, при 
котором достигается 
максимальная эффективность. В этих условиях 
и покупатель, 
и продавец достигают намеченных целей, 
в полном объеме 
реализуют свои интересы.
Информация о работе Сущность понятия «рынок» и условия его возникновения.