Общим 
для всех стран иммиграции является 
положение о том, что, несмотря на имеющееся 
законодательство, его применение зависит 
от колебаний конъюнктуры рынка труда, 
специальности и квалификации мигранта, 
от страны его происхождения. (4, с.306-309)
     3.2. 
Эмиграционная политика
 
     Двойственное 
воздействие на экономику и демографию 
отражается и в эмиграционной политике 
государств, из которых идет отток трудовых 
ресурсов.
     Можно 
выделить следующие направления 
эмиграционной политики государств:
     - 
стимулирование трудовой миграции;
     - 
ограничение трудовой миграции;
     - 
создание условий для реэмиграции;
     - 
создание условий для адаптации 
реэмигрантов на родине.
     Эмиграционная 
политика включает в себя следующие 
инструменты:
  - жесткие требования 
  к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой 
  рабочей силы, по предоставлению ими финансовых 
  и юридических гарантий трудоустройства 
  и создания нормальных жизненных условий 
  для эмигрантов;
- лимитирование 
  выдачи загранпаспортов; запрет (прямой 
  или косвенный) на выезд отдельных категорий 
  работников и введение эмиграционных 
  квот; установление сроков обязательной 
  работы после завершения образования 
  за государственный счет;
- проведение 
  валютной и банковской политики поощрения 
  валютных переводов из-за рубежа; предоставление 
  льгот по валютным вкладам (более высокий 
  процент по депозитам, освобождение их 
  от налогов, льготные почтовые и телеграфные 
  тарифы на инвалютные переводы и т.д.); 
  продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, 
  не облагаемых налогами;
- проведение 
  таможенной политики, предусматривающей 
  таможенные льготы для возвращающихся 
  трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш 
  правительство разрешает мигрантам ввозить 
  в страну по льготным таможенным тарифам 
  свыше 40 наименований изделий;
- разработка 
  программы рабочих мест для реэмигрантов;
- выдача кредитов 
  и предоставление льгот реэмигрантам 
  на постройку и приобретение жилья;
- выдача кредитов 
  для открытия собственного бизнеса.
     В 
рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» 
в статье 20 записано: «Когда сохранившие 
свое гражданство трудящиеся-мигранты 
или члены их семей возвращаются 
на родину, данное государство должно 
предоставлять им право на любые находящиеся 
в силе виды помощи неимущим и безработным, 
а также право воспользоваться мероприятиями 
по трудоустройству безработных путем 
освобождения их от всякого предварительного 
условия проживания или работы в данной 
стране или местности». (4, с.309-310) 
     3.3. 
Регулирование миграции 
в России 
     Границы 
СССР для миграционных потоков практически 
были закрыты. 20 мая 1991 г. Верховным 
Советом СССР был принят закон 
«О порядке выезда из СССР и въезда 
в СССР граждан СССР», вступающий в 
силу с 1993 г., который предоставлял гражданам 
страны возможность выезжать, жить и работать 
за границей. Он стал правовой основой 
для международной миграции российских 
граждан, в том числе и в целях трудоустройства 
за рубежом. Принципиально новым моментом 
в законе стала отмена выездной визы – 
внутреннего разрешения на выезд российских 
граждан. Всем гражданам дано право на 
получение заграничного паспорта сроком 
на пять лет. Исключение составляют лишь 
лица, осведомленные в области государственных 
тайн, имеющие невыполненные обязательства 
перед государством (в частности, по обязательной 
воинской службе), а также уголовные преступники. 
Верховный Совет РФ своим постановлением 
от 22 декабря 1992 г. подтвердил легитимность 
этого закона на территории России.
     В 
дальнейшем в целях регулирования 
миграционных потоков в Россию и 
регламентирования использования 
в стране иностранной рабочей 
силы были приняты указы Президента 
РФ «О мерах по введению иммиграционного 
контроля» и «О привлечении и 
использовании в Российской Федерации 
иностранной рабочей силы» от 16 декабря 
1993 г. Эти указы имели целью обеспечить 
приоритетное право граждан России на 
занятие вакантных рабочих мест, установить 
определенные процедуры, правила и квоты 
на привлечение иностранной рабочей силы 
и навести порядок в процессе въезда иностранных 
граждан на территорию России.
     Регулирование 
миграционных потоков в России осуществляет 
Федеральная миграционная служба, созданная 
в соответствии с Указом Президента 
РФ. (1, с.140-141)
     15 
января 2007 года значительно изменилось 
миграционное законодательство: вступили 
в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ 
"О миграционном учете иностранных 
граждан и лиц без гражданства в РФ" 
и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных 
граждан в РФ". (13) В соответствие с законами, 
упростился процесс регистрации иностранных 
граждан и лиц без гражданства. В частности, 
установился уведомительный порядок миграционного 
учета, произошел ввод преимущества для 
граждан тех стран, с которыми у России 
установлен безвизовый режим. В первую 
очередь, это касается государств СНГ. 
Одновременно изменился механизм миграционных 
квот, которые учитывают не только количественные, 
но и качественные характеристики, профессию, 
квалификацию, состояние здоровье, а также 
региональные особенности российского 
рынка труда. (17) 
 
     
     Заключение 
     Исследование 
процессов международной миграции 
рабочей силы на современном этапе 
развития мировой экономики дает 
возможность сделать некоторые 
выводы.
     Проделанная 
работа в области теоретических аспектов 
международной трудовой миграции показала, 
что
  - существует 
  классификация форм трудовой миграции, 
  с помощью которой можно определить характер 
  миграционных потоков;
- основными 
  причинами трудовой миграции являются 
  экономические причины;
- точками притяжения 
  наибольших потоков мигрантов являются 
  такие страны как США, Канада, Австралия 
  и страны Зарубежной Европы;
- существует 
  система количественных показателей миграции, 
  которая включает в себя три статьи: трудовой 
  доход мигранта, перемещение мигрантов 
  и их переводы на родину;
- иммиграция 
  в большей степени положительно влияет 
  на экономику принимающих стран, в то время 
  как эмиграция напротив – оказывает, в 
  основном, негативное воздействие. Это 
  можно объяснить тем, что основным направлением 
  иммиграции являются развитые страны, 
  а источником эмиграции – развивающиеся.
     Анализ 
современных миграционных процессов 
выявил, что
  - в настоящее 
  время в мире около 200 млн. человек являются 
  мигрантами;
- миграция 
  рабочей силы как форма международного 
  сотрудничества в России появилась сравнительно 
  недавно, однако за последние годы наблюдается 
  динамичный рост численности мигрантов. 
  Легально в стране сегодня работают около 
  2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть 
  составляет 5-7 млн. человек.
- трудовые 
  мигранты не оказывают отрицательного 
  воздействия на рынок труда Белгородской 
  области. Каждый год в область приезжают 
  порядка нескольких сотен тысяч иностранных 
  граждан.
     Изучение 
методов целей, задач и методов 
государственного регулирования позволило 
сделать выводы о том, что
  - государственное 
  регулирование трудовой миграции является 
  необходимым элементом экономической 
  политики любой страны и проявляется в 
  виде иммиграционной или эмиграционной 
  политики;
- выделяют 
  три основных направления иммиграционной 
  политики: ограничение срока пребывания 
  иммигранта в стране, политика без ограничения 
  срока пребывания и разрешение на постоянное 
  жительство с правом получения гражданства 
  данной страны. Однако большинство стран 
  используют селективный подход – разрешение 
  на беспрепятственный въезд самым «нужным» 
  работникам.
- существует 
  четыре основных направления эмиграционной 
  политики: стимулирование трудовой миграции, 
  ограничение трудовой миграции, создание 
  условий для реэмиграции и создание условий 
  для адаптации реэмигрантов на родине;
- регулирование 
  миграционных потоков в России осуществляет 
  Федеральная миграционная служба. В начале 
  2007 г. значительно изменилось миграционное 
  законодательство: упростился процесс 
  регистрации иностранных граждан, изменилась 
  система миграционных квот.
     Итогом 
данного исследования является определение 
международной миграции рабочей 
силы как основы функционирования мирового 
рынка труда и одного из наиболее 
сложных элементов международных 
экономических отношений. 
 
     
     Список 
литературы 
     
  - «Хартия основных 
  социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 
  1989 г.
- Рекомендация 
  №86 Международной организации труда «О 
  трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.
- Закон РФ 
  «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР 
  граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ
- Указ Президента 
  РФ «О мерах по введению иммиграционного 
  контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145
- Указ Президента 
  РФ «О привлечении и использовании в Российской 
  Федерации иностранной рабочей силы» 
  от 16 декабря 1993 г. №2146
- Закон РФ 
  «О миграционном учете иностранных граждан 
  и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. 
  №109-ФЗ
- Поправки 
  к закону РФ «О правовом положении иностранных 
  граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ
- Басовский 
  Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – 
  М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.
- Борисов В.А. 
  Демография: Учебное пособие – М., 2001.
- Бутов В.И. 
  Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова 
  – М.: МарТ, 2003. – 176-207с.
- Ломакин 
  В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов 
  – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 294-317с.
- Пузакова 
  Е.П. Мировая экономика и международные 
  экономические отношения: Экзаменационные 
  билеты – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Международные 
  экономические отношения: Учебное пособие 
  для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.: 
  ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 148-168с.
- Мировая 
  экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. 
  И.С.Королева – М.: Наука, 1999.
- Экономика: 
  Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 
  2005. – 762-775с.
- Глущенко 
  Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции 
  // Вопросы статистики. 2008. №2
- Рыбаковский 
  О. Миграционный опыт и миграционные установки 
  // Социальная и демографическая политика. 
  2007. №6
- Рязанцев 
  С. Миграция населения // Социальная и демографическая 
  политика. 2007. №2
- Иноземцев 
  В. «Мы, европейский народ», Ведомости. 
  2008. http://www.demoscope.ru
- Коршунов 
  А., Экономика и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru
- Сас И. «Открытые 
  двери или проходной двор?», Независимая 
  газета. 2008. http://www.demoscope.ru
- Серков Д. 
  «Трудовые резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru
- Тюрюканова 
  Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru
- Интервью 
  со спикером Госдумы Борисом Грызловым. 
  2007. http://www.demoscope.ru
- Интервью 
  с начальником УФМС России по Белгородской 
  области С.Ф.Нерубенко. 2006. http://www.bel.ru
- Интервью 
  с начальником УФМС России по Белгородской 
  области С.Ф.Нерубенко. 2008. http://www.bel.ru
- Интервью 
  с начальником отдела по вопросам трудовой 
  миграции УФМС России по Белгородской 
  области Н.С. Чуевой. 2008. http://www.bel.ru
- Информация 
  о направленных с начала 2008 года в УФМС 
  России по Белгородской области уведомлениях 
  от работодателей и заказчиков работ (услуг) 
  о привлечении и использовании для осуществления 
  трудовой деятельности иностранных граждан http://www.uvd.bel.ru