Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:54, реферат
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицутовара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
2.2.2 Метод определения цены 
В ценообразовании можно выделить 2 основные модели:
· рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;
· централизованное государственное ценообразование – определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладывается издержки производства и обращения
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи
фирмы – продавца, целей, которая она ставит, для расчёта цены
могут быть использованы разумные методы.
1. Метод полных издержек.
Этот метод основан на суммировании всех затрат (переменных и постоянных), которые вне зависимости от происхождения, списываются на единицу товара.
Формула для исчисления цены на основе 
полных затрат имеет вид:                    
P= TC (1+ Rtc / 100), где                     
P - цена
TC – полные затраты на единицу продукции
Rtc – величина рентабельности (прибыльности) к полным затратам, %
Рассмотрим формирование цены методом полных издержек на следующем примере (Таблица 1).
Таблица1- Расчёт цены методом полных издержек
| Основные элементы цены | Товар | ||
| А | В | С | |
| Переменные затраты – всего, в том числе: - сырьё и материалы - оплата труда основных рабочих - прочие переменные издержки - постоянные затраты | 9000 
 5000 3000 1000 2000 | 22000 
 10000 10000 2000 5000 | 15000 
 8000 6000 1000 3000 | 
| Итого затрат | 11000 | 27000 | 18000 | 
| Ожидаемая прибыль Рентабельность (к затратам) % Ожидаемый доход Месячное производство продукции (шт.) Цена товара | 2200 20 13200 1000 13,2 | 4050 15 31050 500 62,1 | 1800 10 19800 750 26,4 | 
Как видно, главным достоинством данного метода является его простота. Он не требует много информации. Вся информация находится внутри предприятия. Метод справедлив как по отношению к покупателю, так и по отношению к производителю. Метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может отпускаться в исключительных случаях.
Однако метод не лишен недостатков: при установлении цены не принимаются во внимание имеющейся спрос на товар, конкуренция на рынке, запросы потребителей в свойствах товара, т.е. метод ориентирован главным образом на производство и в меньшей степени – на рынок.
Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Использование метода возможно при производстве товаров по разовым заказам, при продаже новых товаров, при снижении конкурентоспособности товаров.
2. Метод прямых затрат.
Метод прямых затрат – это метод 
формирования цен на основе определения 
прямых издержек, исходя из конъюнктуры 
рынка и ожидаемых цен продажи. 
Практически все условно-
Формула расчета цены методом прямых издержек имеет вид:
P= VC* (1+Rvc / 100), где (2)
VC- переменные затраты на единицу продукции
Rvc- рентабельность переменных затрат
Таблица 2- Расчёт цены методом прямых затрат.
| Предполагаемая цена | 150 тенге | 147 тенге | 145 тенге | 142 тенге | 
| Переменные затраты на единицу продукции, тг. | 95 | 93 | 92 | 91 | 
| Прибыль на единицу продукции, тг. | 55 | 54 | 53 | 52 | 
| Ожидаемый объём продаж, шт. | 500 | 510 | 515 | 520 | 
| Сумма постоянных затрат, тг. | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 
| Реализованная прибыль, тг. | 5500 | 5540 | 5295 | 5040 | 
Из таблицы 2 очевидно, что наибольшую прибыль фирме обеспечивает цена 147 тенге при объёме продаж 510 единиц товара.
Основное достоинство метода заключается в возможности выявления оптимальной цены, объёма продаж, выгодных видов продукции (если производство многономенклатурное). Фирма может построить программу производства таким образом, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Недостаток: снижение объема сбыта ведет к повышению цены, т.к. постоянные затраты должны в этом случае распределяться между меньшим количеством единиц продукции. Метод не учитывает спрос и требования покупателя к характеристикам товара
3. Метод прямых издержек.
Метод применим тогда, когда все постоянные затраты покрываются за счёт основного заказа. В этом случае в цене учитывается только лишь переменные затраты.
4. Метод на основе анализа безубыточности.
Метод основан на определении точки безубыточности с условие разделения затрат на постоянные и переменные.
Объем продаж, при котором убытки 
фирмы становятся нулевыми, называется точкой 
безубыточности. Точку безубыточности 
можно определить и арифметическим способом 
с помощью формулы:                      
 ТБ =FC/ (P-VC), где                           
P - цена
FC – постоянные затраты
VC – переменные затраты
5. Метод рентабельности инвестиции.
Основная задача данного метода оценка полных затрат при различных программах производства товара и определение объёма выпуска, реализация которого по определённой цене позволяет окупить соответствующие капвложения. Метод замечен в определении 3-х уровней цены: цены предельной, цены технической, цены целевой.
Цена предельная – нижняя граница 
цены равна переменным издержкам на единицу 
изделия.                      
 Рпред.=VC                    
Цена техническая – соответствует 
точке безубыточности, определяется суммой 
затрат (переменных и постоянных) на единицу 
изделия                       
Pтехн    = VC+FC                       
Цена целевая – устанавливается путём надбавки к технической цене, определяемой инвестированным капиталом
Pцел. = P + K*R /Q = VC+FC+K*R/Q, где (6)
К - инвестиции
R- рентабельность инвестиций
Q – объем продаж
Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию.
Различают:
2.3.1 Метод следования за рыночными ценами - предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его. Если данная фирма усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она праве установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
2.3.2 Метод следования за ценами 
фирмы-лидера на рынке - означает, 
что фирма негласно определяет 
свои цены исходя из уровня 
цен фирмы-лидера, обладающей самой 
большой рыночной долей, то 
есть занимающей в данной 
2.3.3 Прежде чем перейти к методу ценообразования 
на основе привычных, принятых в практике 
данного рынка цен, необходимо дать определение 
термину «привычные цены». Привычные цены 
- это цены, которые сохраняются на установленном 
и ставшем обычным уровне в отношении 
определенных товаров в течение длительного 
срока на довольно широком рыночном пространстве. 
Особенностью таких цен является следующее: 
независимо от того, мала или велика рыночная 
доля, занимаемая данной фирмой на рынке, 
даже при незначительном повышении цены 
происходит резкое сокращение продаж 
соответствующих товаров и услуг, и наоборот, 
при незначительном ее снижении можно 
ожидать резкого увеличения сбыта. Данная 
сфера ценообразования является весьма 
трудной для реализации политики  изменения 
цен в сторону повышения, так как в течение 
длительного времени сохраняется ставший 
для покупателей и продавцов привычным 
определенный уровень цен. 
Конечно, и такое положение не исключает 
ситуации, создающей возможность повышения 
цен. Это обычно наблюдается в тех случаях, 
когда по той или иной причине  среди покупателей 
или продавцов широкое распространение 
получает мнение, что можно отменить или 
изменить привычные цены. В качестве конкретного 
примера такого ценообразования можно 
назвать такие товары, как жвачка, шоколад, 
сок.
Как правило, чтобы разрушить привычные 
цены и произвести их повышение, предпринимается 
коренное улучшение качества товара, 
его функциональных свойств, упаковки, 
стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают 
большую привлекательность и 
таким образом адаптируют его 
к целевому рынку прогнозируемых 
покупателей, обеспечивая тем самым 
новое место товара на рынке. Без 
этого успешно осуществить 
2.3.4 Престижное ценообразование - имеет по своей сути характер, очень схожий с методом привычных цен, который был описан выше. Примерами товаров такого типа могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом. Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам, и каждый потребитель сможет приобрести их, т. е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Поэтому продавать их по низким ценам не представляется возможным.
2.3.5 Состязательный метод - определения 
цен (тендерный метод) 
Методика ценообразования на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число продавцов стремятся продать товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все конверты собирают и в присутствии участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовывали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высокую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену. Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д., в свою очередь, подразделяясь на две разновидности:
2.3.5.1 повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену.
2.3.5.2 Понижающий, или голландский, 
метод ведения аукциона, когда 
вначале называется самая