Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, и в связи с большим вниманием, которое уделяется сегодня внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности, возникает потребность в анализе особенностей процесса международной торговли и факторов, влияющих на ее конечный результат для каждой из сторон.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 4
1.1. Виды и особенности международных маркетинговых стратегий 4
1.2. Способы присутствия за рубежом 6
1.3. Характеристика товара 10
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЫНКЕ И АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1. Маркетинговый анализ рынка стран Европейского Союза 14
2.2. Исследование рынка (на примере рынка Германии) 17
2.3. Анализ сильных и слабых сторон предприятия ОАО «АПО «Аврора» 20
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ 26
3.1. Определение цели маркетинга и стратегии 26
3.2. Разработка товарной политики (Product) 30
3.3. Разработка ценовой и сбытовой политики (Price and Place) 34
3.4. Разработка коммуникационной стратегии (Promotion) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Как было сказано ранее, нас интересует такой сегмент рынка, как техническое рапсовое масло, а именно, переработка его на биотопливо. Следовательно, потенциальными покупателями нашего продукта будут являться компании по производству биотоплива.
В настоящее время в Германии существует более 50 крупных заводов по производству биотоплива (биоэтанол и биодизель) и это не считая 8000 установок, производящих биогаз.
В рамках 
Евросоюза страна поставила перед 
собой цель увеличить до 2020 г. долю 
биотоплива в потребляемом объеме транспортного 
горючего до 10%. В 2006 г. этот показатель 
составил 1,6% и сейчас все более 
растет. Также Германия является одной 
из 6 стран ЕС, производящих биотопливо 
на коммерческой основе. Эта страна 
не имеет ограничений по производству 
альтернативного топлива 
Рис. 4. Мировое производство биодизеля
 Большой 
интерес немцы проявляют к 
такому виду топлива в 
По статистическим данным количество биоэтанола, произведенного в 2006 г. в стране, составило 343 тыс т., а биодизеля - 2681 т. Всего в Германии автомобилей приблизительно 40 млн. единиц, следовательно на каждую машину в год в стране приходится по 8,6 и 67 литров биоэтанола и биодизеля соответственно.
 Доля 
биотоплива в общем его 
В стране также существует «Ассоциация производителей возобновляемых источников энергии» (VDB), которая координирует производство и потребление битоплива.
Перспективы 
развития биотопливного рынка в 
Германии очень оптимистичны. Помимо 
желания сделать экологическую 
среду страны более чистой, а также 
улучшить ситуацию с глобальным потеплением, 
имеются еще более действенные 
стимулы для наращивания 
Все вышеперечисленные условия, уже сами по себе создают необходимость развития биотопливной промышленности страны. А объединенные все вместе - обеспечивают прекрасные возможности для развития биотоплива не только в Германии, но и во всем ЕС. В ближайшее время Германия намерена значительно пополнить биотопливную инфраструктуру. Так, Компания «Epuron» («дочка» «Conergy»), кооператив «Agravis Raiffeisen» и «MAN Ferrostaal» (подразделение «MAN») объявили о планах строительства в Германии крупного завода по производству биоэтанола. Инвестиции в проект составят 130 млн евро. Завод в Бюэлстрингене будет запущен в первой половине 2009 года, его мощность составит 200 тыс. кубометров этанола. Ежегодно предприятие будет перерабатывать 600 тыс. тонн пшеницы. Завод будет производить треть всего биотоплива, нужного Германии.
В свою очередь компания «Choren Industries» к 2020 году планирует построить пять заводов по производству биотоплива в Германии.
 Немецкая 
компания «Petrotec» - ведущий производитель 
биодизеля в стране - планирует 
построить завод по 
В качестве основных потенциальных импортеров рассматриваются Россия и США.
Таким образом, страны Европейского Союза будут являться потенциальными покупателями нашего рапсового масла.
Основными рынками сбыта ОАО «АПО «Аврора» являются: Липецкая, Воронежская, Московская и другие области центральной части России.
Предприятия, муниципальные учреждения, а также индивидуальные предприниматели приобретают у ОАО «АПО «Аврора» сахар, муку, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. В 2010 году предприятие впервые вышло на мировой рынок, продав и поставив австрийской компании «Вio Oil Development GmbH» 110 тонн рапсового масла.
Сильными сторонами ОАО «АПО «Аврора» являются:
В деятельности 
предприятия отчетливо 
Рассматривая 
потенциальные возможности 
К потенциальным угрозам, которые имеют большое значение для предприятия, можно отнести следующие:
Из выше перечисленного следует, что комплекс мер по нейтрализации слабых сторон предприятия и усилению ее конкурентных преимуществ на рынке должен быть направлен на организацию, прежде всего, стратегического планирования в области управления в целом и стратегического маркетинга в частности.
По вышеизложенным данным можно провести SWOT - анализ деятельности ОАО «АПО «Аврора». SWOT - анализ помогает систематизировать информацию о деятельности предприятия и позволяет выбрать направление развития предприятия, устранить либо учесть недостатки предприятия, использовать предоставляемые возможности, избежать опасностей и угроз, а также разработать стратегические действия и создать базу для разработки стратегии развития предприятия.
Таблица 4 - SWOT – анализ деятельности предприятия
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
| 
 | 
 | |
| Возможности | Стратегические действия | |
| 
 | использование отечественного и зарубежного опыта, в производстве продукции (новые технологии, производственные машины и оборудование); освоение новых зарубежных рынков | привлечение кредитов, для развития и повышения конкурентоспособности; | 
| Угрозы | Стратегические действия | |
| 
 | введение политики экономии (не в ущерб качеству продукции), для поддержания и устойчивости предприятия | поиск новых поставщиков, которые смогли бы обеспечить устойчивые, низкие рыночные цены на сырье; | 
С помощью 
выше изложенного анализа сильных 
и слабых сторон предприятия, а также 
возможностей и угроз её развития 
можно сделать вывод о том, 
что имеется немало благоприятных 
обстоятельств, для развития предприятия 
и путей совершенствования 
Основными российскими конкурентами (иностранных конкурентов не учитываем, так как мы выяснили ранее, что исследуемый рынок является ненасыщенным и на нём присутствует ниша для импортной продукции из России) ОАО «АПО «Аврора», осуществляющими поставки рапсового масла на рынки Европейского союза являются:
Ведущее место в данном списке производителей занимает OOO «ЛИБОЙЛ» - маслоэкстракционный завод в Липецкой области, специализирующийся на переработке рапса. Помимо рапса предприятие перерабатывает подсолнечник. В ближайшем будущем планируется работа с такими масличными культурами, как соя, лён и рыжик. Современное и высокотехнологичное оборудование, которым располагает предприятие, позволяет производить высококачественную готовую продукцию, которая полностью сертифицирована и удовлетворяет не только российским нормативным требованиям, но и всем европейским стандартам.
Проведем оценку сильных и слабых сторон деятельности предприятия ОАО «АПО «Аврора» и ее основных конкурентов с целью выявить недостатки, которые надо будет учесть при разработке маркетинговой стратегии. Выделим основные позиции и проставим баллы от 0 до 1, полученные результаты оформим в виде таблицы.
Таблица 5 - Оценки конкурентных позиций ОАО «АПО «Аврора»и её основных конкурентов
| Группа показателей | Показатели | OOO «ЛИБОЙЛ» | ОАО «АПО «Аврора» | ОАО «КАЗАНСКИЙ МЭЗ» | ООО «МЭЗ ЮГ РУСИ» | ФИЛИАЛ «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ» ООО "МЭЗ ЮГ РУСИ» | 
| Товары | Качество | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 
| Ассортимент | 0,8 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | |
| Престиж торговой марки | 0,9 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | |
| Сумма баллов по группе | 2,6 | 1,7 | 2,2 | 2,2 | 1,9 | |
| Система сбыта | Сбыт через независимых  | 0,9 | 0 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 
| Степень охвата рынка | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |
| Система доставки | 0,3 | 0,9 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | |
| Сумма баллов по группе | 1,5 | 1,1 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | |
| Система продвижения | Реклама для конечных потребителей | 0,9 | 0,6 | 0,7 | 0,4 | 0,4 | 
| Система стимулирования потребителей | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |
| Сумма баллов по группе | 1,7 | 1,2 | 1,0 | 0,6 | 0,6 | |
| Комплексная оценка | 5,8 | 4,0 | 4,4 | 4,2 | 3,9 | |
Анализируя данные таблицы 5 можно сделать следующие выводы: наиболее сильным предприятием является OOO «ЛИБОЙЛ», он получил наиболее высокую балльную оценку конкурентных преимуществ. Наиболее слабый конкурент - ФИЛИАЛ «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ» ООО "МЭЗ ЮГ РУСИ», наше предприятие занимает 4 место, но с небольшим отрывом от тройки лидеров, что говорит о его относительной устойчивости по отношению к конкурентам.
Общую конкурентную ситуацию можно охарактеризовать как спокойную
Из таблицы 5 можно увидеть, что наиболее низкие оценки ОАО «АПО «Аврора» получило по системе сбыта и продвижения. Система сбыта характеризуется отсутствием посредников, то есть реализация продукции осуществляется методом прямых продаж, что не совсем уместно при выходе на зарубежные рынки. Недостаток системы продвижения характеризуется слабой рекламой и системой стимулирования потребителей. Также следует обратить внимание на поднятие престижа торговой марки с точки зрения международных потребителей.
Считаю что дальнейшее совершенствование деятельности предприятия и разработку маркетинговой стратегии ОАО «АПО «Аврора» целесообразно проводить, в направлениях позволяющих учесть и повысить именно эти конкурентные признаки.
К примеру, можно объединить воедино такие показатели как, реклама для конечных потребителей и престиж торговой марки и стимулирование потребителей, т.к. они направлены на достижение похожих целей. Внедряя рекламу и поддерживая высокий уровень производства продукции, возможно осуществление поставленных задач.
Развитие экспортного направления важно для компании с точки зрения долгосрочного развития.
Цели маркетинга – наиболее общие направления маркетинговой деятельности предприятия. Цель маркетинга должна соответствовать разработанным в SWOT – анализе стратегическим действиям и обладать следующими характеристиками:
Учитывая результаты анализа, сделанного в предыдущей главе, можно выделить такую основную цель маркетинговой деятельности: выход на рынки Европейского Союза.
Маркетинговая 
стратегия предприятия