Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:44, курсовая работа
США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовой технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники
1 Общая характеристика экономики. 
      2 Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая  программа Р.Рейгана. 
      3 Экономический курс правительства  Б. Клинтона. 
      4 Особенности экономики США второй  половины 90-х годов. 
      5 Бюджетная и денежно-кредитная  политика и система социального  обеспечения. 
      6 Социальная политика и система  социального обеспечения. 
      7 Государственная  научно-техническая  и промышленная политика. 
      8 Внешнеэкономическая политика  
      9 Экономика США на рубеже веков: основные проблемы и их возможные последствия для мировой экономики.
В ходе осуществления стратегии Б. Клинтона были сделаны следующие конкретные шаги.
Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги- индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному страхованию.
Система корпоративных 
налогов также была скорректирована 
по образцу индивидуального 
Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая и ставки налогообложения, и пределы налогооблагаемого дохода, американская система бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию в весьма значительный регрессивный налог с очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения и налогооблагаемого дохода общие сборы налогов по социальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным говорить о качественном изменении их функционального строения и финансово- экономической роли.
Во-вторых, коренным образом пересмотрена расходная часть федерального бюджета, которая переориентировалась на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики. Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.
Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической тенденцией к росту в общей численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активной части.
Бюджет и налоги- главная сфера взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими их политическими силами – соответственно демократами и республиканцами.
Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача- поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.
Благодаря роли 
доллара  в международных расчетах 
США, несмотря на высокий уровень 
внешней задолженности и 
 
 
 
Социальная 
политика и система 
социального обеспечения 
 
Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную страховочную сеть, защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.
В стране  исторически 
сложились две независимые 
В целом социальная помощь осуществляется по трем основным каналам:
Активная социальная 
политика американского государства стала 
одним из факторов, обеспечивающих чрезвычайно 
высокий уровень рабочей силы в США. 
 
 
 
 
Государственная 
научно-техническая 
и промышленная политика 
Среди приоритетов администрации Б. Клинтона (впрочем, как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в долгосрочной перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров.
Администрация  
Клинтона сформировала в обществе позитивное 
отношение к федеральной 
За последние 20-25 лет США под влиянием стабильно возрастающей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран значительно изменили зону своей ответственности.
В рамках разделения 
труда по критерию  стран в 
различные стадии  научно- технического 
цикла Соединенные Штаты 
США давно уже не являются мировой кузницей, лидирующей в мировом производстве товаров. Однако им удалось выстроить такой механизм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и техники, которой позволяет им сохранять лидирующие позиции в мировом экономическом развитии.
Основа промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетов государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства- определяется тем, где у страны могут быть значительные преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.
Американское 
правительство реализует 
Важнейшим инструментом государственной поддержки науки и техники является Федеральная контрактная система. Роль федерального правительства сконцентрирована на активной поддержке развития перспективных технологий ( технологий будущих поколений), несущих в себе будущее научно- технического и производственного потенциала страны. Особая задача государственного научно- технического комплекса по финансированию таких технологий и управлению государственными программами- задачами сводится к их поддержке на стадии разработки.
Кроме того, для оказания материальной поддержке корпорациям- федеральным подрядчикам и частному сектору промышленности, которые осуществляют НИОКР, применяется весьма развитый экономико-правовой инструментарий. Он включает налоговые кредиты (т.е право дополнительного списания затрат на НИОКР), льготное налогообложение для корпораций, а также ускоренную амортизацию их основных фондов. Наконец, в рамках федеральной контрактной системы получение льгот открывает по закону доступ к государственным фондам, сырью, материалам, государственному оборудованию, возможность проведения реконструкции или перепланировки производства по государственным льготным ценам. И что не менее важно- доступ к федеральной интеллектуальной собственности: патентам, лицензиям, открытиям, изобретениям.
Комбинирование 
государственных и частных исследований 
и разработок  обеспечивает экономический 
прогресс и определяет наиболее перспективные 
направления НТП. Частный бизнес выполняет 
¾  всех исследований и разработок в 
США. Он обеспечивает внедрение новейших 
научно- технологических достижений в 
конечные продукты и услуги  - основу 
благосостояния нации. Частные фирмы- 
основной источник инноваций, в то время 
как государство – основной заказчик. 
Важнейшая миссия государства заключается 
в создании благоприятного экономического 
климата для привлечения частных инвестиций 
в НИОКР, эффективного использования технологий 
и внедрения инноваций фирмами  и организациями.      
 
 
Внешнеэкономическая 
политика 
Не смотря на солидные успехи американкой науки и промышленности острота международной конкуренции требует от властей серьезных усилий во внешнеэкономической политике. Высшие американские чиновники в ультимативной форме настаивают на изменении подходов к решению основных международных экономических проблем со стороны Европейского союза, Японии и других государств. Вашингтон более не заинтересован в помощи развитым и развивающимся странам, которую он оказывает, потребляя основную часть их экспорта, расплачиваясь за то увеличением дефицита собственного платежного баланса по текущим оперциям.
Кроме того, в последние два десятилетия США имели устойчивый дефицит торгового баланса, 65 процентов которого пришлось на три азиатских государства – Японию, Китай и Тайвань. Справедливости ради следует заметить, что покрытие этого дефицита не представляет серьезных проблем, поскольку ему приблизительно соответствует чистый приток капитала в США. Несмотря на все сдвиги в мировой валютной системе американский доллар остается неоспоримо ведущей резервной валютой и накапливается другими странами в виде счетов в американских банках, государственных ценных бумаг США и американских банкнот. Благодаря этому Соединенные Штаты могут с определенным равнодушием относится к состоянию торгового и платежного балансов.
США имеют большие возможности влияния на импортные потоки товаров и услуг в мировой торговле, поскольку емкость американского внутреннего рынка привлекает к себе все без исключения страны. Причем всякий раз, когда интересы американских фирм в той или иной мере ущемляются либо на территории США, либо на рынках других стран, федеральное правительство, не колеблясь, встает на защиту американских производителей, используя различные ограничения на импорт.
Особую актуальность и значимость приобрели в последние года для США проблемы функционирования мировых финансов. Влияние тех или иных событий в мировой экономике на национальное хозяйство происходит через финансовую систему. Со всей очевидностью это обнаружилось во время мирового финансового кризиса, который начался в 1997 г. в Юго- Восточной Азии, а затем вовлек в свою орбиту другие регионы и страны. Кризис обнаружил накопившиеся за послевоенный период проблемы мировых финансов. Он показал, что деловой риск и авантюризм на финансовом рынке несовместимы. Чем больше развивается в мировых финансах, тем больше должны быть дисциплинированы все участники мирового рынка капиталов.
Еще одной важной особенностью наступающего века является то, что человечество вступает в него на волне информационной революции, которая, с одной стороны, есть прямое развитие НТР, а с другой- привносит в систему национальных и мировых коммуникаций электронную сеть, позволяющую, в частности, решать все вопросы в разных уголках земного шара в режиме реального времени.
Вышесказанное означает, что в настоящее время от стабильности функционирования американской экономики во многом зависит не только благополучие самих американцев, но и жителей большинства стран мира. Это требует рассмотрения основных социально-экономических проблем США на рубеже веков.
Информационный 
фактор стал решающим в конкурентной 
борьбе, и на информационном поле США удалось 
закрепить за собой ведущую роль. Можно 
сказать, что благодаря мировой сети Интернет 
США получил возможность активно влиять 
на все хозяйственные процессы и тем самым 
еще более укреплять свои конкурентные 
позиции по многим параметрам, а не только 
в информационной сфере. 
 
 
Экономика 
США на рубеже веков: 
основные проблемы и 
их возможные последствия 
для мировой экономики 
 
Одной из наиболее насущных проблем американской экономики конца ХХ в. является, как ни парадоксально, беспрецедентный по продолжительности экономический подъем, который побил предыдущий рекорд 60-х годов. Рост экономики США, начавшийся в марте 1991 г., к началу 2000 г. продолжался уже более 106 месяцев.