Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

econom14.docx

— 122.07 Кб (Скачать документ)

Экономика 50 ответов

 

1) Предмет  экономической теории

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет  свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого  предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

Представления о  предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной  деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время  считалось, что предметом науки  являются причины роста материального  благополучия людей. Недаром главный  труд великого английского ученого  Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе  и причинах богатства народов». В  дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Экономическая теория изучает экономическое поведение  людей, т.е. такие их действия, которые  связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Существует много  различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей  точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом  Роббинсом: «Экономическая наука - это  наука, изучающая человеческое поведение  с точки зрения соотношения между  целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное  употребление».

Экономическая теория тесно связана со многими другими  науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и другими. Экономическая  теория изучает деятельность людей  в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических  благ в условиях альтернативности целей  и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей  наиболее эффективного использования  редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных  затратах.

Задачей экономической  теории является объяснение следствий, вытекающих из реального изменения  обстоятельств.

Видно, насколько  тесно связаны между собой  экономическая теория и государственная  экономическая политика. В самом  общем виде государственная экономическая  политика может быть определена как  комплекс мер, направленных на регулирование  поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или  последствий деятельности этих агентов  для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения  доходов, полной занятости и других. Для достижения поставленных целей  государство использует богатый  арсенал средств - от административных запретов на выброс вредных веществ  в атмосферу до методов «тонкой  настройки» экономики путем кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

2 Неценовые  факторы, влияющие на предложение

Предложение благ способно изменяться в зависимости  от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственно" производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они  способны повлиять на объемы выпуска  и продажи фирмами своей продукции  при существующем уровне рыночных цен.

К числу неценовых  факторов относятся, например, следующие.

Во-первых, это любые  способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции  при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.

Во-вторых, политика налогообложения, политика поддержки  субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия  способны существенно повлиять на уровень  издержек производства. Следовательно, эти факторы могут существенно повлиять на расширение или ограничение выпуска продукции данного вида.

В-третьих, при неизменной цене и прочих равных условиях предложение  и объемы выпуска любой продукции  зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства. Кроме того, существенное влияние могут оказать такие обстоятельства, как наличие или отсутствие взаимно дополняемых и взаимозаменяемых ресурсов по сырью, техническим приспособлениям и др. факторам, необходимым для выпуска каждой конкретной продукции. Например, дорогостоящие натуральные ресурсы сырья могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества выпускаемых изделий.

С точки зрения теоретического анализа, функцию производства и предложения можно представить  как алгебраическое уравнение следующего вида:

S = f(Р,Y1 , Y2,... Yn),

где P — цена благ,

Y1 , Y2,... Yn — неценовые факторы предложения.

Рис. 8. График изменения  предложения под влиянием неценовых  факторов

В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках цене выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конкурентную способность в отрасли, а также создает предпосылки монополизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.

3 Краткий  обзор становления и развития  экономической мысли

Изучение истории  общества начинают с Древнего Египта. Возникнув примерно 7 тыс. лет назад, возникли и первые отношения, обусловленные экономическими явлениями. Как правило, это были своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Особое внимание в них уделялось вопросам укрепления власти рабовладельцев, охране частной собственности, эффективности функционирования финансового ведомства государства.термин «экономика» произошел от «экономия», состоящего из: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон, - «домоводство».

Экономическая мысль  Древней Греции нашла отражение  в работах— Ксенофонта, Платона  и Аристотеля, которые сумели поставить сложнейшие экономические вопросы, и дать на них ответы. Вклад состоит в следующем:

1. Они выдвинули  идею о разделении труда. 

2. Ввели двоякое  понимание богатства: как совокупности  потребительных стоимостей и как накопления денег

3. деньги являются  концентрированным богатством, средством  обмена и мерой стоимости. 

4. Провели различие  между простым товарным обращением  и обращением денег как капитала.

5. Предположили, что  в основе равенства между различными  товарами лежит нечто общее,  делающее их сравнимыми,

Однако в основе экономическая наука возникла в XVII веке. Принято считать, что экономик как наука стала формироваться  с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана  де Монкретьена «Трак политической экономии». В ней королю Франции  давались рецепты проведения экономической  политики, направленной на всемерное  поощрение торговли: недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Проблема государственного управления приобрела  актуально с началом развития капиталистических экономических  отношений. Так возникла первая в  истории экономической мысли  школа, впоследствии получившая название «меркантилизмъ"

Эта школа представляла единство идеологии, политики и практики.

Меркантилизм прошел два этапа: ранний (XIV—XVII века) и поздний (XVII—XVIII века). Общими идеями

1. Отождествление  богатства с деньгами.

2. Рассмотрение  производства как средства отвлечения  денег из оборота, то есть  как негативного явления. 

3. Отнесение к  производительному труду только  труда по добыче золота и  серебра. 

4. Убеждение, что  богатство страны может расти  за счет военной добычи, захвата  колоний и внешней торговли.

.

Главной заслугой учения меркантилистов была попытка  рассмотреть общеэкономические  проблемы (проблемы доходов, денег, богатства, торговли) на уровне национальной экономики  в целом..

Дальнейший научный  анализ капиталистического производств  был осуществлен А.Смитом, Д.Рикардо, Т.Мальтусом, К.Марксом.

В 30—40-е годы XIX в. ведущее место занял социализм. «социализм» ввели

ученики мыслителя  Сен-Симона

Сен-Симон был  первым теоретиком индустриального  общества, который предложил в  качестве критерия общественного прогресса  рассматривать уменьшение эксплуатации человека человеком.

Сен-Симон сформировал  такие принципы организации нового строя, как «всеобщий труд», «возрастание ассоциации», «централизованное государственное управление» на основе научных исследований и низкопроцентного банковского кредита.

Направления экономической  теории, «неоклассическим».разделом между  «классикой» и неоклассической  явилась «маржиналистекая революция» 70-х годов XIX в.

В ее основу легли  следующие пять постулатов:

законы экономики  свободного рынка универсальны;

поведение индивида рационально: с минимальными затратами  он стремится к удовлетворению своего интереса;

ценность благ определяется предельной полезностью;

ценность производительных благ определяется ценностью предметов потребления;

предложение и спрос  уравниваются автоматически.

Неоклассическая теория развивалась прежде всего как  микроэкономика и исследовала индивидуальное поведение на рынке потребителей и фирм.

В современной экономической мысли Запада выделяются три основных направления: неоклассицизм (неолиберализм), кеинсианство и социально-институциональное направление.

Неоклассическое направление  экономической теории включает в  себя несколько школ, в числе которых  монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий.

Монетаризм —  одна из наиболее влиятельных школ — рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.

Кейнсианство —  одно из ведущих направлений экономической  науки — получило свое имя в  честь Джона Кейнса, Его книга  «Общая теория занятости, процента и  денег» произвела подлинную революцию  в экономической науке 

Кейнс утверждал, что  основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного (потребительского и инвестиционного) спроса и факторов, влияющих на его изменение. Кейнс обосновал необходимость наращивания эффективного спроса на потребительское товары и инвестиции в реальный сектор экономики, стимулирования капитализации прибыли, создания государством благоприятных условий для повышения эффективности рыночной экономики.

Государственная деятельность на макроуровне должна быть систематической и включать в себя:

— денежно-кредитную  политику, направленную на регулирование процентных ставок за кредиты;

— активную бюджетную  политику — перераспределение доходов  в пользу групп населения, имеющих  наименьшую склонность к сбережениям (рабочих, служащих, предпринимателей-инвесторов);

— политику увеличения прямых государственных инвестиций.

4 Изменения  в спросе и изменения величины  спроса

Одним из важнейших, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Своеобразие экономического закона спроса — в обратной зависимости между ценой любого блага и его количеством, покупаемым по этой цене. Чем выше цена, тем меньшее количество данного блага будет куплено потребителями. И наоборот

Законом спроса объективно регулируются также и различные  изменения состояний рынков, то есть их дефицитность, насыщение, равновесие, избыточность (излишки, перенасыщение). Например, если количество данного блага на рынке возрастает и возникает ситуация перенасыщения, то при прочих равных условиях продажа избыточных товаров (благ, услуг) возможна лишь при снижающейся цене.Другой важной особенностью этого экономического закона является поведение покупателей в сфере купли-продажи разнообразных благ. В данном случае можно утверждать, что закон спроса — это закон постепенного и неуклонного убывания покупательского спроса на, казалось бы, постоянно покупаемые товары, блага, услуги. Убывание покупательского спроса может происходить вследствие насыщения покупательских потребностей в благах данного вида. Зачастую это явление имеет сходство со снижением спроса на морально устаревшие товары, в том числе и вне зависимости от их снижающейся цены. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая единица одного и того же товара приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущая.

Для покупателя становится субъективно ощущаемым, но очевидным снижение полезного потребительского эффекта от денежных затрат на эти покупки и его спрос «переориентируется» на взаимно заменяемые или иные блага с идентичными или принципиально новыми потребительскими свойствами.

объем продаж (Q), а на оси ординат — цены этих благ (Р). Кривая dd (demand — спрос)

рост цен вызовет  снижение продаж, а снижение цен, наоборот, будет способствовать росту количества продаж.

При сформировавшемся, неизменном спросе первопричиной изменения  ситуации на рынках может быть не только движение цен, но и наличие в продаже  тех или иных благ, то есть степень  насыщения рынков каждым данным товаром, объемы и темпы его поставки. То есть при неизменном спросе меняющееся количество данного товара на рынке способно привести в движение цены этого товара.

Что же означает изменение  спроса и как его характеризовать?

Неценовые факторы изменения  спроса

Спрос — это  платежеспособная потребность покупателя, выраженная готовностью оплатить и реально осуществить покупку того или иного блага. В этом смысле рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на куплю-продажу влияют не только цены, не только количество доставленных на рынки товаров, но и собственно платежеспособный покупательский спрос, который сам по себе подвержен изменениям: росту, стабилизации или снижению. Спрос — это реально осуществленные сделки купли-продажи товаров, благ по данной цене. Изменение спроса (его снижение или повышение) может быть выражено в соответствующем изменении объема совершенных сделок купли-продажи, но происходит оно под влиянием не цен товаров в этих сделках, так называемых неценовых факторов. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества покупаемых благ происходят по существующей цене, а зачастую независимо от ее уровня и движения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"