Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

46. В чем заключается экономический смысл расчета парных показателей в матричной модели? Ответ объяснить на примерах
Другие показатели в настоящее время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену.docx

— 548.76 Кб (Скачать документ)

46. В чем заключается  экономический смысл расчета  парных показателей в матричной  модели? Ответ объяснить на примерах

Другие показатели в настоящее  время остаются без должного внимания и не имеют точных наименований (например, соотношение производственных фондов и материальных затрат и др.). Но они тем не менее характеризуют ту или иную сторону деятельности предприятия и имеют экономический смысл.

Эти расчетные показатели образуют третью группу показателей – эффективности хозяйственной деятельности предприятия – и являются локальными показателями эффективности.

Число показателей «на  входе» может быть, как указывалось  выше, различным, «на выходе» –  значительно большим, оно равно (n–1)2, где «n» – число показателей «на входе». В рассматриваемом примере (табл. 1.1) число исходных показателей равно 8, расчетных показателей – 49 (8–1)2. Если показателей будет достаточно много, можно получить как бы экономический срез всего предприятия, точнее и лучше выявлять его проблемы и резервы. Приведенная матрица показателей эффективности хозяйственной деятельности состоит из парных локальных показателей эффективности. В каждой паре (например, рентабельность затрат и затратоемкость прибыли) один показатель (прямой показатель эффективности) должен расти при повышении эффективности, а другой (обратный показатель) – уменьшаться. Прямые показатели эффективности расположены под главной диагональю матрицы, а обратные – над ней.

 

 
47. Каково аналитическое  значение показателя «Добавленная  стоимость» в матричной модели?

В первую группу входят показатели, характеризующие конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия или его структурных единиц:

1) прибыль до налогообложения  (от продаж, чистая).

2) добавленная стоимость  (определяется как разница между  товарной продукцией и материальными  затратами).

3) товарная продукция (объем производства).

Из всех существующих показателей, предназначенных для  оценки процесса создания стоимости  компании, самым известным и распространенным является экономическая добавленная стоимость (EVA — Economic Value Added).

Этот показатель сочетает простоту и возможность  проведения оценки эффективности как  предприятия в целом, так и  отдельных его подразделений. EVA служит индикатором качества управленческих решений, так как ее постоянная положительная  величина свидетельствует о создании дополнительной ценности компании, тогда  как отрицательная — о ее снижении.

Показатель EVA — разница  между чистой операционной прибылью после налогообложения (NOPAT) и затратами  на капитал, то есть базируется на трех основных составляющих: доход на капитал, затраты на капитал, величина инвестированного капитала.

Экономическая добавленная  стоимость является показателем  годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию  создать дополнительную стоимость. EVA может служить также в качестве цели системы мотивации для высшего  руководства.

Экономическая добавленная  стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости организации и оценку эффективности деятельности организации через определение того, как это организация оценивается рынком.

Вопрос 48.С какой целью при осуществлении факторного анализавыделяют экстенсивные и интенсивные факторы.

Экономический анализ, изучающий влияние отдельных факторов на экономические показатели, называют факторным анализом. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.

Показатели, характеризующие  результативный показатель, т. е. участвующие  в аналитической задаче как его  характеристики, называются факторными показателями.

Факторы могут подразделяться на экстенсивные (количественные) и интенсивные (качественные) по признаку сущности их влияния на экономические показатели. Так, например, если изучается влияние на объем выпуска продукции трудовых факторов, то изменение численности рабочих будет являться экстенсивным фактором, а изменение производительности труда одного рабочего — интенсивным факторов.

ЭКСТЕНСИВНЫЕ И ИНТЕНСИВНЫЕ  ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА

Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как  экстенсивный, так и интенсивный  характер. Экстенсивное использование  ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются  на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация экономики  состоит в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем  затраты на него, чтобы, вовлекая в  производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. База интенсивного развития – научно-технический  прогресс. Экстенсивные факторы:

1) увеличение количества используемых ресурсов:

а) увеличение количества средств труда;

б) увеличение количества предметов труда;

в) увеличение численности рабочей силы;

2) увеличение времени использования ресурсов:

а) увеличение времени использования рабочей силы;

б) увеличение времени использования средств труда;

в) увеличение продолжительности функционирования основных производственных фондов;

г) увеличение продолжительности оборота (запасов) оборотных производственных фондов;

3) устранение непроизводительного использования ресурсов:

а) устранение непроизводительного использования средств труда;

б) устранение непроизводительного использования предметов труда;

в) устранение непроизводительного использования рабочей силы.

Интенсивные факторы:

1) совершенствование качественных характеристик используемых ресурсов:

а) совершенствование используемых средств труда;

б) совершенствование используемых предметов труда;

в) совершенствование используемой рабочей силы;

2) совершенствование процесса функционирования используемых ресурсов:

а) совершенствование технологии производства;

б) совершенствование организации производства; в)совершенствование организации труда;

г) совершенствование организации управления;

д) совершенствование воспроизводства и ускорения оборачиваемости основных производственных фондов;

е) ускорение оборачиваемости оборотных производственных фондов. Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности развития выражается в показателях:

1) экстенсивности развития (количественные показатели использования ресурсов): численность работающих, величина израсходованных предметов труда, величина амортизации, объем основных производственных фондов и авансированных оборотных средств;

2) интенсивности развития (качественные показатели использования ресурсов): производительность труда, трудоемкость, материалоотдача, материалоемкость, фондоотдача, фондоемкость, количество оборотов оборотных средств.

В реальной действительности в масштабе страны и продолжительном  времени чисто интенсивного или  чисто экстенсивного типа развития быть не может, поэтому выделяют преимущественно  интенсивный или преимущественно  экстенсивный путь развития. Конечные результаты хозяйственной деятельности складываются под воздействием и  интенсивных, и экстенсивных факторов производства. Особенность экстенсивного  и интенсивного использования ресурсов – взаимозаменяемость.

Пример: недостаток рабочей силы можно восполнить повышением производительности труда.

 

Вопрос 49.Каким образом можно охарактеризовать показатель «товарная продукция»И какого его значение в матричной модели.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:

- стоимость  произведенных в данном периоде  (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

- стоимость  работ и услуг промышленного  характера по заказам со стороны;

- стоимость  полуфабрикатов собственного производства  и продукции вспомогательных  цехов для реализации на сторону;  стоимость полуфабрикатов и продукции  для поставки своему капитальному  строительству и непромышленным  хозяйствам своего предприятия;

- стоимость  нестандартного оборудования, приспособлений  общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды  предприятия или реализуемых  на сторону;

- стоимость  работ и услуг для непромышленных  хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих  и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

Следовательно, товарная продукция - это та часть валовой продукции, реализованной за пределы предприятия  разным потребителям. Она определяется в натуральной и стоимостной (денежной) форме. На каждом предприятии стоимость  товарной продукции рассчитывается по текущим ценам реализации, уровень  которых зависит от канала и сроков реализации продукции, ее качества, конъюнктуры  рынка и других факторов. Денежные поступления от продажи товарной продукции называют денежным доходом  или денежной выручкой предприятия. Это - важный показатель хозяйственной  деятельности, на основе которого определяют прибыль по каждой отрасли и предприятию  в целом. При прочих равных условиях оно будет тем больше прибыль, чем больше денежный доход получен  от реализации продукции, и наоборот.

 

Матрица (квадратная таблица) представляет производственный процесс в виде модели «вход - выход». На «входе» закладываем 8 традиционных показателей, которые можно получить из экономической и бухгалтерской  отчетности, а на «выходе» получаем 56 показателя.

Для проведения анализа закладываем в нашу матрицу  следующие показатели:

  • прибыль от продаж из Формы №2 бухгалтерской отчетности;
  • добавленная стоимость (ДС) - разница между товарной продукцией и суммой материальных затрат;
  • товарная продукция (ТП) - стоимость готовой продукции, произведенной за отчетный период, по средней отпускной цене отчетного периода;
  • полная себестоимость (С/С) - полная себестоимость товарной продукции (данные 20 и 44 счетов);
  • материальные затраты (МЗ) - сумма материальных затрат по товарной продукции (данные счета 20 по статье «Материальные затраты);
  • основные средства (ОС) - среднегодовая остаточная стоимость основных фондов;
  • фонд оплаты труда (ФОТ) - расходы на оплату труда из пояснительной записки Формы №5 бухгалтерской отчетности;
  • численность персонала (ЧП) - среднесписочная численность персонала.

 

Матричный метод представляет собой систематическое исследование и оценку результатов деятельности предприятия на базе определенных параметров, отражающих его состояние и изменения  этого состояния в динамике.

Конечная цель анализа  предприятия состоит в оценке экономического положения предприятия, которое имеет решающее значение для будущих возможностей его  развития. В проведении и результатах  такого анализа должен быть заинтересован руководитель (менеджер) предприятия.

Предметом анализа могут  быть деятельность как всего предприятия, так и его структурных подразделений, продукты или их группы, цели и мероприятия. Эти предметы анализируются по количественному, временному и стоимостному аспекту, а также по их взаимосвязям (структурам).

Процесс проведения такого анализа включает следующие ступени: определение цели анализа, получение информации (данных об анализируемых свойствах пли аспектах предприятия), оценку полученных данных и документирование результатов. Чтобы провести такой анализ, необходимо уметь и иметь практическую возможность измерить основные экономические результаты хозяйственной деятельности и сопоставить их с ресурсами и затратами, понадобившимися для достижения этих результатов.

Исходной информацией  для такого анализа служат традиционные экономические показатели, которые  можно получить из экономической  и бухгалтерской отчетности предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"