Шпаргалка по "Экономическому анализу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:05, шпаргалка

Описание

Вопрос 1. Научные основы ЭА. Предпосылки для выделения отрасли знаний в самост науку. Все эк-кие науки делятся на общие, отраслевые, специальные. Для утверж-ие, какая-либо область знаний выдел-сь в сам-ную науку, нужно соблюд-ть усл-ия: наличие предмета изуч-ия; наличие объекта исслед-ния; наличие метод-гии изучения. Роль ЭА в системе наук. ЭА - синтезир-щая наука, кот сформир-сь путем интеграции целого ряда наук и объед-ла отдельные их эл-нты. Анализ создает инф.базу для разраб-ки планов и выбора наиболее целесообраз управленч решений. Связан со стат-й, бу, эконом теор, матем. Предмет и объект ЭА. Предметом ЭА явл причины образ-ия и изменения рез-тов хоз.деят. Объектами ан. могут быть снабженч, сбытовая, произ-ная, фин-ая стороны деят орг.

Работа состоит из  1 файл

Вопрос 1.docx

— 51.17 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1. Научные основы ЭА. Предпосылки для выделения отрасли знаний в самост науку. Все эк-кие науки делятся на общие, отраслевые, специальные. Для утверж-ие, какая-либо  область знаний выдел-сь в сам-ную науку,  нужно соблюд-ть усл-ия: наличие предмета изуч-ия; наличие объекта исслед-ния; наличие метод-гии изучения. Роль ЭА в системе наук. ЭА - синтезир-щая наука, кот сформир-сь путем интеграции целого ряда наук и объед-ла отдельные их эл-нты. Анализ создает инф.базу для разраб-ки планов и выбора наиболее целесообраз  управленч решений. Связан со стат-й, бу, эконом теор, матем. Предмет и объект ЭА. Предметом ЭА  явл причины образ-ия и изменения рез-тов хоз.деят. Объектами ан. могут быть снабженч, сбытовая, произ-ная, фин-ая стороны деят орг.

Вопрос 2. Предпосылки для выделения отрасли знаний в самост науку. Все эк-кие науки делятся на общие, отраслевые, специальные. Для утверж-ие, какая-либо  область знаний выдел-сь в сам-ную науку,  нужно соблюд-ть усл-ия: наличие предмета изуч-ия; наличие объекта исслед-ния; наличие метод-гии изучения; наличие системы специальных знаний; наличие подготовл-ных спец-ых кадров.

Вопрос 3. Роль ЭА в системе наук. ЭА - синтезир-щая наука, кот сформир-сь путем интеграции целого ряда наук и объед-ла отдельные их эл-нты. Анализ создает инф.базу для разраб-ки планов и выбора наиболее целесообраз  управленч решений. БУ  явл осн поставщиком эк.инф по хоз деят придпр. Связь со стат-кой: стат отч-сть служат для ЭА инф базой; Связь с эк.теорией: с помощью ЭА изучается как на практике реализуются треб-ния эк законов. Тесно связан ЭА с рядом неэк-ких наук. Это матем-ка и технология. Необходимость решения сложных эк-ских задач стало стимулом разв-ия мат-ки. С исп-ем в аналит исслед-ниях мат методов анализ стал более глубоким и обосн-ным. С помощью этих методов он может проводиться оперативнее, охватывать большее кол-во объектов, изучать больше инф.

Вопрос 4. Предмет и объект ЭА. Предметом ЭА  явл причины образ-ия и изменения рез-тов хоз.деят. Причинно-следств-ые связи в хоз. деят  предпр позволяют раскрыть сущ-ть эк. явл-ий и на этой основе: дать правильную оценку достигнутых рез-тов; выявить рез-вы повышения эф-ти пр-ва. Гл  методологич-им вопросом в ЭА  явл класс-ция, системат-ция, моделир-ие и измерение причинно-следств. связей.  Раскрыв прич-следс связи различ сторон деят можно быстро просчитать: как измен-ся  осн рез-ты хоз деят; провести обосн-ние любого управленч решения.  ЭА как наука - система спец знаний связанных с: научным обоснов-ем бизнесс-планов, с объект-ной оценкой их вып-ния; с выявл-ем положит и отрицат факторов и коллич измерением их действия. Объектами ан. могут быть снабженч, сбытовая, произ-ная, фин-ая стороны деят орг. ЭА изучает 3 главные стороны фин-хоз деят орг: техн-ческая; орг-нно-эк-кая, фин-вая.

Вопрос 5. Место ЭА в системе эк.наук . ЭА явл синтезирующей наукой, кот сформ-лась путем интеграции целого ряда наук и объединила отдельные их эл-ты. В свою очередь рез-ты ЭА исп-ся др.науками при изучении тех или иных сторон хоз деят. Анализ создает инф.базу для разработки планов и выбора наиболее целесообраз управленч решений. БУ явл осн поставщиком эк.инф по хоз деят придпр. Связь со стат-кой: стат отч-сть служатдля ЭА инф базой; Связь с эк.теорией: с помощью ЭА изучается как на практике реализуются трибования эк законов.

 

 

Вопрос 6. Связь эк ан с др науками. Тесно связан эк-кий анализ с рядом неэк-ких наук. Это мат-ка и технология. Необх-сть решения сложных эк-ких задач явилась стимулом развития мат-ки. С исп-ем в аналит исследованиях мат методов ан-з стал более обосн-ным. С помощью этих методов он может проводиться оперативнее, охватывать большее кол-во объ-в, изучать больше инф. Нельзя анализ-ть тот или иной процесс пр-ва, не зная особенностей технологии. Только грамотный эк-мист может объективно оценить рез-ты пр-ва, сделать полезные рекомендации по их улучш-ю. Но соверш-ние технологии невозможно без аналитических исслед-ий.  В свою очередь рез-ты ЭА  исп-тся др науками при изучении тех или иных сторон хоз деят.

Вопрос 7. Роль ЭА в инф обеспеч-ии  упр-я. ЭА  явл-ся  1ой из фун-ий упр-ния пр-ом. Осн  фун-ии урп-я пр-ом: сбор, обработка, упорядочение, анализ хода рез-тов хоз деят, орг-ия  упр-ия, контроль.  Учет обеспеч-ет пост-ный сбор, систематиз-ю и обобщ-ие данных необходимых для упр-я пр-вом и конроль за ходом вып-ия плана и произв  процессов. В процессе анализа инф проходит аналит обработку: сравнив-ся достигнутые рез-ты пр-ва с данными за прошлые периоды с пок-ми др орг и ср отрас-ми пок-ми; опр-ся влияние разл фак-ров на велечину  резуль-ных пок-лей; выявл недостатки, ошибки, и др. На основе рез-тов анализа разрабатыв и обоснов-тся упр-кие решения. Т.о. ЭА – обесп-вает научность принятия решений. Анализ содействует:  эк-ому исп-ю рес-ов, выявл-ию и внедр-ию передового опыта, орг-ии труда и тд. ЭА – важный эл-нт в системе упр-ния пр-вом; ср-во выявл-ия внутрихоз резервов; основа для разработки научно обснов планов и упр-ких решений.

Вопрос 8. Типология видов ЭА. Общ схема ЭА вкл в себя деление ЭА на теор-кий, макроэк-кий и микроэк-кий. ЭА м/б комплексным, охват-ющим все стороны деят  предпр и тематический, изуч-щий отдельные пок-ли и хоз процессы. По содерж-ю процесса упр-ия выделяют: предварит-ный, опер-ный и текущ анализ. Такая квалиф соотв-ет вр-ным этапам упр-я: этап предварит-ого упр – персп-ный анализ; этап опер-ного упр-я – опер-ный анализ; заключ-ный этап – текущ анализ. Персп-ный анализ – это анализ с позиции персп-вы разв-ия. Опер-ный анализ – направлен на реш-ие задач, гл задача – пост-ный контроль за вып-ем пл-вых заданий процессами пр-ва и продажи пр-ции. Текущ анализ – анализ рез-тов осущ-ной хоз деят, на осове данных бух и стат отч-сти. Управленч.  ан – составная часть управленч учета, те инф-аналитич-го обесп-ния админ-ции и рук-ва. Фин.  ан. – составная часть фин учата, обслуж внешних польз-лей о предпр-ии по данным публичной фин отч-сти.  ЭА можно подразделить на: ЭА, Отраслевой ан,  фундамент-ный ан, стратег-кий ан,  внутрифирменный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 9. Методология и методика ЭА. Метод-гия – учение о научном методе познания, либо сов-сть методов, примен-ых в различн науках. Метод-кой основой всех отраслей науки явл-ся теория познания. Процесс познания исп-ет такие инстр-ты как: анализ и синтез, экспер-нт,  моделир-е. Анализ – разложение изуч-ого объекта на части или эл-ты. Так можно изучить предмет с внутр-ей стороны, понять его сущ-сть и роль каждого эл-нта. Но предметы и явления окр среды нельзя осмыслить только с помощью ан-за, необх-мо исп-ть др способы кот соотв-ют чел-кому мышл-ию. Близок к анализу синтез. Синтез – выявл-ие связи и завис-ти м/д отдельн частями изуч-ого предмета. Процесс мышл-ия проходит 3 стадии: созерц-е, науч абстр-ция и формиров-ие новых предлож-и. Созерц-е – наблюдение, фиксация фак-ов. Этап созер-ия проходит легче, если уже имеется собранная эк-кая, маркетинговая инф-ция, кот прошла необх-ую сводную и машинную обраб-ку. Научная абстр-ия – на стадии обобщ-я возможна многовар-сть теоритич-их суждений. Абстр-ое мышление основано на объектив-ых данных, кот прошли первич-ую обраб-ку и раскрли смысл изуч-ых явлений. Все это позволяет обобщ-ть выводы и разраб-ть практич-ие предлож-ия, кот напр-ны на дальнейшее соверш-ние практики. Анализ в широком смысле – способ познания предметов и явл-ий, кот основан на расчленении целого на сост-ые части и изучении их во сем многообр-ии связей и завис-тей.

Вопрос 10. Хар-ка видов анализ в зависимости от вр проведения. Текущ анализ  - рез-тов осущ-ной хоз деят, проводимым на основе данных бу.  Гл задача: объективная оценка рез-тов коммерч-й деят-ти, компл-ное выяв-ние неисп-ных рез-вов, мобилиз-я их для повыш-я эк эфф-сти пр-ва. Текущ ан — более полный анализ хоз деят-ти, вбирающий в себя рез-ты опер-ного анализа и служащий базой персп-ого анализа.  Опер-ный ан - это один из видов ЭА, напр-ный на решение задач, кот стоят перед опер-ным упр-ем  хоз системой. Гл задачей опер-ного ан явл пост-ный контроль рацион-сти фун-ция хоз системы за вып-ем плановых заданий, проц-сами пр-ва и реализ-ей пр-ции. Источ-ки: первич-я док-ция, данные бух и опер-ного учёта. Персп-ный анализ - это анализ с позиции персп-вы раз-тия, тк в его основе лежит зависимость всей системы пок-лей и их изменений от одного периода к др. Осн задачи: прогноз-ние хоз деят, обосн-ие бизнес планов, оценка ожидаемого вып-ния бизнес планов. В ходе исслед-ний задачи персп анализа могут корректир-ться: по объектам анализа, по срокам персп-вы, по пок-лям деят-ти.

Вопрос 11. Виды связей и зависимостей между факторами. Между пок-лями сущ различные виды связей: аддитивная                                          , мультипликативная                                 , кратная                                 , смешанная                                          . Абсолютные пок-ли отражают размер и велечину хоз процесса, относительные предназначены для оценки существующих особенностей хоз процесса.

Вопрос 12. Понятие метода и методики. В ЭА исп-ют след систему пок-лей: ст-тные, нат-ные, колич-ные, кач-ные, объем-е, удельные. Метод ЭА – способ подхода к изучению реальной действит-ти, способ исслед-ния природы и общества. Метод – диалектич-ий способ подхода к изучению хоз процессов в их становлении и развитии. Связи м/д пок-ми: аддитивная, мультипл-вная, кратная, смешанная. Абс-тные пок-ли отражают размер и велечину хоз процесса, относит-ные предназ-ны для оценки сущ-щих особ-cтей хоз процесса. Метод ан как особый подход к исслед-ию нельзя смешивать с сов-стью спец. приемов, примен-ых при ан-зе, те методики ан-за. Методика – сов-сть приемов и способов для проведения анализа. Она бывает общ и спец (частная).  К общей относят такие приемы как сравнение,  детализ-я и групп-ка.

Вопрос 14. Ср-ние как эл-нт методики ан-за. Ср-ние явл-ся более распр-ным эл-том общей методики анализа. В кач-ве базы для ср-ний могут быть исп-ны фактич-ие данные анализир-ого предпр за предш-щие период, прогнозные данные, нормативные данные и т.д. В завис-сти от выбора базы для ср-ний делают различные выводы. Так при ср-нии отч-ных пок-лей с пок-ми предш-щих периодов, Рез-ты анализа можно оформить с помощью % и индексов. Важным усл-ем для прав-сти ср-ния явл обесп-ние сопоставимости пок-лей. Критерии соп-мости: исп-е пок-лей за равные промежутки вр; исп-ие пок-лей в единой оценке; в единой методологии; устранение влияния стр-рных сдвигов.

Вопрос 15. Система аналитич-ких пок-лей. Аналит-кие пок-ли классиф-тся: I. По степени обобщения деят-ти объекта: а) обобщающие б) частные. Обобщающими пок-ми наз-тся те, кот дают общую хара-ку в целом по объекту. К частным пок-ям относят те, кот хар-ют либо одну сторону хоз-вания, либо одно из стр-рных подр-ний. 2.  По содержанию: а) колич-ные(хара-ют объем в ст-тных и нат-ных измерениях),   б) кач-ные(хара-ют эффект-ть деят предпр). 3. По способу выражения: а) абсолютные,  б) относит-ные. Абс-тные пок-ли отражают величину хоз-ных процессов и их рез-ты, величину или V рес-ов, величину отдельных эл-тов или отдельных составных частей рес-ов и т.п. В зав-сти от применяемых измерителей абс-тные пок-ли м/б нат-ми, труд-ми, ст-тными.  Так же мб объемные и удельные.

Вопрос 16. Детализация и групп-ка как эл-ты методики ан-за. Групп-ка образ-ие из изучаемой сов-сти групп по опр-ным признакам с целью формулировки  более достоверных выводов о рез-тах работы. Групп-ка позволяет: опр-ть ур-нь и типы эк развития; изменить влияние фактора; опр резервы повышения эфек-ти.  Груп-ка примен-ся для: выявления вз-действия м/д эк явлениями с целью изучения соства, стр-ры и динамики развития; для опр-я ср велечин и их содержания. Детал-ция - расчленение изучаемой сов-сти на составные части для более детального их исслед-ния. Проводится в опр послед-ности: от общего к частному. Признаки дета-ции: по вр совершения хоз процессов; по месту совершения хоз процессов; по сферам про-ва и обращения; по отдельным составл-щим. Степень разделения пок-лей зависит от: цели исследования; наличия инф; целесообразности разделения фак-ра на более мелкие состав-щие.

Вопрос 17. Элиминирование важнейший эл-нт общ методики ЭА. Эл-вание явл наиболее распр-ным приёмом опр-я размера влияния фак-ров на изменение хар-ки и предст-ет собой логический приём, при помощи кот устраняется влияние ряда фак-ров и выделяется какой-либо один фактор, кот явл-ся объектом изучения. В ЭА приём эл-ния применяется для опр-я размеров влияния изменений отдельных факторов на изменение результ-ного пок-ля. Этот приём исп-ся в тех случаях, когда вз-связь м/д факторными и рез-вными пок-ми выражается мультипл-вной или комбинир-ной схемой. Элим-ние в ЭА осущ-тся различными способами, важнейшие из них:- способ цепных подстановок, абс-ных откл-ий, проц-ых ризниц, балансовый. 

Вопрос 18. Методика опр-я влияния факторов способом абс-ных отклонений. Чтобы опр-ть влияние колич-го фактора на анализируемый пок-ль необходимо отклонение по этому фактору умножить на базисное значение качесв фактора и наоборот чтобы опр-ть влияние качеств фактора необходимо отклонение по этому фактору умножить на фактич значение количе-го фактора.

 

Вопрос 19. Методика опр-я влияния факторов спобом цепных подстановок. Сущ-ть цепных подстановок закл-тся в послед-ной замене базисных данных на отчетные начиная с колич-ных факторов и заканчивая кач-ными. В каждой цепочке(ряду) можно сделать только 1 подстановку.

Вопрос 20. Методика опр-я влияния факторов спобом %-ых разниц. Особенность: нет необходимости расчит-ть абсолютные пок-ли, в расчетах исп % вып плана или темп роста. 1ый % всегда сравнивается со 100, а из каждого последующего вычитается предыдущий. Разница в % всегда умножается на базисное значение результативного пок-ля и делится на 100. Влияние кач-ного фактора опр-ся через отношение результ-ного пок-ля фактич-го к результ пок-лю план периода.

Вопрос 21. Балансовый способ ЭА. Примен-ся где есть строго-функциональная завис-ть. Сущ-ть в том, что он позволяет установить вз-связь пок-лей, кот выраж-ся в рав-ве итогов. Торговый баланс позволяет сделать важные аналитич-е выводы. С помощью балансового метода можно выявить направл-ие влияния каждого фаак-ра на анализир-мый пок-ль.

Вопрос 22. Обобщение – заверш-щий эл-нт методики ан-за. Заверш-щим общ  методику ан-за следует считать эл-нт обобщ-ия, кот состоит из 3 блоков. Во-1ых, необходимо построить общие выводы о работе объекта, по схеме от общего к частному. Во-2ых, необходимо опр-ть конкретную сумму резервов роста эффек-ти хоз-ния на основе проведённых расчётов. В-3их, на основе проведённых расчётов необходимо предложить конкретные управл-кие решения. Рассмотренные эл-ты в своей сов-сти и предст-ют собой эл-ты общ методики ан-за.

Вопрос 23. Инф-ное обесп-ие ЭА. ЭА базир-ся на системе эк-кой инф-ции. Система эк-кой инф-ции – сов-сть данных, всесторонне хар-щих хоз деят на всех ур-ях. Инф система состоит из входных данных, рез-тов промеж-ной обработки, выходных данных и конечных рез-тов. Источ-ки инф об анализ-мых предпр и орг-иях м/б систематиз-ны след образом: к план-ым относятся все типы планов, кот разраб-тся на предпр  – персп-ные, текущие, опер-ные и т. д., еще нормат-ные мат-лы, сметы, ценники, проектные задания и др. Учетные источ-ки инф: док-ты бу, стат и опер-ного учета, и др. К внеучетным источ-ам инф:  док-ты, кот регулируют хоз деят-ть: законы, указы, постан-ния прав-ва, акты ревизий и проверок, приказы и распоряж-я рук-лей предпр и т. д. Инф-ия для ЭА должна соотв-вать треб-ям: 1. Аналитичность инф-ции, т. е. инф, д/б именно о тех напр-ниях деят и с той детализацией, кот нужна аналитику. 2. Объектив-ть инф необходима для того, чтобы выводы после проведения анализа соотв-ли действ-сти.3. Единство инф – возможность сопоставления инф. 4. Оперативность инф. 5. Рац-ность инф, т. е. мин-ум затр на ее сбор, хранение и польз-ние.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическому анализу"