Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю рабочую силу из числа экономически активного населения.
2,8
4,0 
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, %
58,0
56,4
56,3
63,6
50,5
67,4
36,6
55,7 
 
Источники: [Статистический 
ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. 
сб.). Минск, 2010, с. 109, 110, 112, 114]. 
В качестве дополнительных 
критериев монополизации рынка 
труда, по мнению российских специалистов18, 
могут выступать: занятость на одном 
или двух предприятиях одной отрасли 
не менее 25% к общей численности 
занятых в экономике города; выпуск 
одним или двумя предприятиями 
не менее 50% общего объема промышленной 
продукции города; формирование одним 
или двумя предприятиями города 
не менее 30% городского бюджета; наличие 
значительной географической удаленности 
населенного пункта от альтернативных 
рынков труда других городов. 
По данным критериям, 
к моноструктурным населенным пунктам, 
имеющим одно-два 
В целом, можно отметить, 
что официальная часть текущего 
рынка в регионах представлена в 
основном внешним вторичным рынком 
труда, с преобладанием молодежной 
и женской безработицы (труд низкой 
квалификации). Для внешнего вторичного 
рынка труда характерны: стабильно 
высокий удельный вес женщин (2/3); 
высокий удельный вес лиц с 
общим средним и общим базовым 
образованием (1/2); низкий уровень пособия 
по безработице (10% от среднемесячной заработной 
платы). Для внутреннего вторичного 
рынка труда характерны: высокий 
удельный вес вакансий физического 
труда средней и низкой квалификации 
(до 80% от всех вакансий); высокая доля 
рабочих мест и вакансий с низкой 
заработной платой (свыше 40%); высокая 
доля массовых рабочих профессий (до 
80%). 
Анализ структуры 
общей безработицы. При анализе общей 
безработицы необходимо иметь в виду, 
что характерная для республики структурная 
безработица, возникшая в результате несоответствия 
структур спроса и предложения труда в 
профессионально-
Анализ данного 
феномена показывает, что соотношение 
учитываемого и не учитываемого статистикой 
населения во многом зависит от числа 
учащихся в трудоспособном возрасте, 
обучающихся с отрывом от производства. 
Если в столице доля учащихся и 
студентов составляет 14,6% от трудовых 
ресурсов, то в областях она колеблется 
от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. 
Это вызывает ослабление статистического 
контроля незанятого населения. Получается, 
что вовлечение молодежи в продолжение 
профессионально-технического и среднего 
специального образования является пусть 
не единственным, но важным социальным 
механизмом уменьшения контингента незарегистрированных 
безработных и соответственно уровня 
нерегистрируемой безработицы. 
Регистрируемая безработица, 
находясь под управляющим воздействием 
государственной службы занятости, 
требует совершенно определенных мер 
регуляции. Это - включение индивидов 
в рынок труда через механизм 
трудоустройства и механизмы 
профессионального обучения и переобучения, 
включение социально уязвимых категорий 
населения в рынок труда через 
механизмы социальной защиты, развитие 
гибких форм труда и рабочего времени. 
Что же касается нерегистрируемой безработицы, 
то, выходя из-под контроля органов 
управления, она становится стихийным 
феноменом, чреватым усилением "теневой 
экономики" и других нежелательных 
явлений. Регулирование этого структурного 
компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных 
механизмов, формируемых усилиями службы 
занятости для вовлечения этой части безработных 
в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых 
механизмов, способствующих созданию 
экономических, социальных и правовых 
условий для развития самозанятости, предпринимательства 
и малого бизнеса в Республике Беларусь19. 
Анализ занятости, 
незанятости и безработицы в 
регионах и республике в целом 
показывает, что усилиями государственной 
службы занятости населения 
Причины такого явления 
кроются в самой практике регулирования 
трудовой занятости в Беларуси. Для 
представителей вторичного внешнего рынка 
труда привлекательно регистрироваться 
в службе занятости, так как, во-первых, 
это легализация их бездеятельности, 
во-вторых, статус безработного обеспечивает 
ряд социальных льгот (например, в 
оплате коммунальных услуг). Представителям 
первичного внешнего рынка труда, наоборот, 
нет стимула регистрироваться в службе 
занятости по следующим причинам: малый 
размер пособия не дает возможности существовать 
без дополнительного приработка, но в 
случае его появления пособие не выплачивается; 
организуемые общественные работы уравнивают 
квалифицированный и неквалифицированный 
труд; служба занятости располагает информацией 
о вакансиях в основном по непрестижным 
рабочим местам; в период безработицы 
затруднен самостоятельный поиск работы 
ввиду необходимости соблюдать определенные 
обязанности безработного. Это во многом 
объясняет увеличение в структуре зарегистрированных 
безработных доли лиц именно с невостребованным 
высшим образованием. 
Итак, уровень и 
структура общей безработицы 
являются результатом политики трудовой 
занятости в государственном 
масштабе, а не работы отдельно взятого 
государственного ведомства (в данном 
случае, государственной службы занятости). 
Практика регулирования занятости 
сводится к контролю регистрируемой 
безработицы (официальной части 
текущего рынка труда), что приводит 
к расхождению между уровнями 
регистрируемой и нерегистрируемой 
безработицы. Административное снижение 
регистрируемой безработицы (на официальной 
части текущего рынка труда) неизбежно 
ведет к повышению 
1 СОКОЛОВА Галина 
Николаевна - доктор философских 
наук, профессор, заведующая отделом 
Института социологии НАН 
2 Национальная стратегия 
устойчивого социально-
3 Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13
4 Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Отв. ред, В. В. Радаев, М. С. Добрякова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
5 Соколова Г. И. 
Рынок труда Республики 
6 Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets Manpower Analysis. Lexington, 1971. с. 10-30
7 Loveridge Ft., Mok A. Theories of Labour Market Segmentation. Brussels, 1989. с. 90-115
8 Ванкевич Е. В., 
Морова А. П., Новикова И. В. 
Управление региональным 
9 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108.
10 Там же.
11 Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина "официальная часть открытого рынка труда" будем употреблять более общий термин "текущий рынок труда".
12 Государственная 
и корпоративная политика 
13 Выборочные обследования 
домашних хозяйств ежегодно 
14 Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. с. 129
15 Боровик Л. С. 
Структура занятости населения:
16 Трудовые ресурсы 
и занятость Республики 
17 Ванкевич Е. В., 
Морова А. П., Новикова И. В. 
Управление региональным 
18 Лексин В., Швецов А. Городская Россия - проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал. 2002. N 2. с. 14-15.
19 Соколова Г.Н., Кобяк 
О.В. Социально-экономические 
20 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 109
Информация о работе Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости