В законодательстве
есть и другие четкие формулировки,
декларирующие социальную ориентированность
экономической политики, присутствие
государства в хозяйственной
жизни, что также свойственно
социальной рыночной экономике.
Из вышеуказанного следует, что
переход к рыночным отношениям в различных
отраслях и сферах российской экономики
осуществляется крайне неравномерно.
Если сосредоточиться
на экономических результатах переходного
десятилетнего процесса, то можно
констатировать, что все внешние
черты рыночной экономики в России
сегодня имеются. Страна рассталась
с монополизмом государственной
собственности, и теперь абсолютное
большинство экономических единиц
и хозяйствующих субъектов образуют
негосударственный сектор экономики,
который имеет господствующие позиции
во всех отраслях и сферах хозяйства. Значительную
роль играют акционерные общества, крупнейшие
из которых составляют наиболее активное
звено экономики. Причём государство сохранило
свою долю в акционерном капитале практически
всех ведущих акционерных компаний.
Получила
развитие рыночная инфраструктура экономики.
К традиционному рынку товаров
стали присоединяться рынок капитала,
рынок труда, рынок услуг, рынок
информации. Система частных банков
образовала каркас финансовой составляющей
рыночных преобразований.
Так, в
денежно-кредитной сфере и торговле
происходит быстрое приближение
к уровню стран со зрелой рыночной
экономикой, тогда как в сельском
хозяйстве в основном сохранились
формы организации производства,
унаследованные от административно-командной
системы.
Главным
итогом начавшихся реформ явился качественный
сдвиг, окончательный разрыв с прежней
хозяйственной системой и создание
условий для формирования основ
рыночной экономики. Но структурные изменения
менее глубоки, чем это минимально необходимо
для функционирования социально ориентированной
рыночной экономики. Они происходят гораздо
медленнее, чем в других странах, что проявляется
в том числе в ограниченных размерах частного
сектора. Очевидно, что эти процессы станут
важнейшим содержанием довольно длительного
периода, в ходе которого в нашей стране
и возникнет современная рыночная
экономика.
2.3.Функции рыночной экономики.
В
экономической литературе выделяется
несколько выполняемых рынком функций,
которые отражают его роль в достижении
конкретных экономических целей
общества. Совокупность регулирующих функций,
осуществляемых рынком, делают рыночную
экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся
системой. Данной системе присуща способность
автоматически увязывать частные и общественные
интересы. Это придает ей необходимую
гибкость и динамизм.
Выделим
основные функции рыночной экономики:
- Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
- Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
- Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
- Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
- Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
- Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
- Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
Для нормального
функционирования рынка необходима
четко налаженная работа различных
специализированных учреждений, предприятий,
организаций и служб. Система
таких учреждений, предприятий, организаций
и служб, обеспечивающих движение товаров
и услуг, представляет собой рыночную
инфраструктуру.
Рыночную
инфраструктуру определяют по-разному:
- как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
- как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
- как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Основными
элементами инфраструктуры рынка в
современных условиях являются:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
- кредитная система, коммерческие банки
- эмиссионная система, эмиссионные банки
- система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования различных рисков и страховые компании;
- специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании;
- консультативные (консалтинговые) компании;
- общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
- специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура
призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов, ее элементы
не навязаны субъектам извне, а порождены
самими рыночными отношениями.
К основным
функциям инфраструктуры рынка относят:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.
Заключение
Исходя
из вышесказанного, следует отметить:
рыночная экономика наиболее распространённая
на современном этапе развития человечества
экономическая система, которая определяется
частной собственностью на ресурсы, использованием
системы рынков и цен для координации
экономической деятельности и управления
ею. В экономике свободного рынка государство
не играет никакой роли в распределении
ресурсов, все решения принимаются рыночными
субъектами самостоятельно, на свой страх
и риск.
Рассмотренные
в теме основные закономерности развития
рынка проявляются как тенденции,
имеющие в разных странах свою специфику.
Поэтому формирование рыночной системы
в России в переходный от командно-административной
экономики период должно учитывать
существующие проблемы: относительно
низкий уровень развития производительных
сил по сравнению с развитыми странами;
глубоко монополизированная структура
экономики и основных рынков; противоречия
между федеральной, региональной и местными
властями; оторванность производства
от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура
рынка, которая вместе с тем в своем развитии
опережает формирование структуры рынка;
дестабилизация кредитно-денежной и финансовой
системы и т.д. Это определяет направления
реформирования экономики, включающей:
1. Разгосударствление
экономики и развитие предпринимательства;
2. Формирование
рынка и его инфраструктуры, установление
хозяйственных связей рыночного типа
и становление новых мотивационных механизмов
развития предпринимательства;
3. Демонополизация
экономики и устранение организационных
структур, сложившихся в рамках командно-административной
системы и препятствующих развитию
рынка;
4. Переход к свободному
ценообразованию при сохранении форм
и методов государственного регулирования;
5. Осуществление
жесткой кредитно-денежной и финансовой
политики, направленной на ограничение
денежной массы в обращении;
6. Создание сильной
системы социальных гарантий и поддержки
населения, облегчающей людям адаптацию
к условиям рыночной экономики;
7. Осуществление
активной структурно-инвестиционной политики,
обеспечивающей необходимые структурные
сдвиги в народном хозяйстве в направлении
социальной переориентации.
Список используемой литературы:
- Баранов П.А.; Воронцова А.В.; Шевченко С.В. « Справочник по обществознанию»
- Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»
- Галаева Е.В. Корсакова А.А. Марыганова Е.А. Назарова Е.В. Юрьева Т.В. «Макроэкономика. Учебное пособие»
- Конституция Российской Федерации
- Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. «Курс экономической теории»
- Л.А. Николаева; Чёрная И.П. «Экономическая теория»
- В.А. Сидоров «Общая экономическая теория»
1Источник:
В.А. Сидоров «Общая экономическая теория»
2Источник: Николаева
Л.А., Черная И.П. «Экономическая теория»
3Источник:
Конституция РФ