Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Деятельность отдельных составляющих региона приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности.
    Все 
социально-экономические 
1. производство,
2. распределение,
3. обмен,
4. потребление.
    Все 
процессы воспроизводства развиваются 
по объективным экономическим 
находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения, поддаются научному познанию, изучению, а, следовательно, и управлению в интересах определенных целей,
требуют комплексного профессионального подхода в своем познании и управлении.
Весь производственный процесс можно свести к трем параметрам:
    - 
объем процесса как в 
- темп развития (спад или подъем),
    - 
пропорция (соотношение в 
В эффективном управлении развития хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука (ЭН), которую можно рассматривать как отрасль региональной экономики. При этом ЭН решает ряд следующих важнейших задач:
    1) 
на основе изучения 
2) это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует типы хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуют решения на макроэкономическом уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства,
    3) 
ЭН отражает 
4) наука — это область хозяйственной практики, которая имеет дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего, причем знания прошлого позволяют избежать ошибок в настоящем и будущем,
    5) 
наука призвана изучать 
    6) 
анализируются интегральные 
    РЭ 
как наука и область 
Объект и предмет исследования региональной экономики.
Предметом РЭ являются социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Инструментарий РЭ - теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны и ее населения.
Субъект PЭ — органы управления хозяйственной системы региона, реализующие функции, цели и задачи, стоящие перед экономической наукой и областью хозяйственной практики.
Территориальная организация общества: соотношение понятий
Россия особая страна не только по географическому протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями. Россия - это вовсе не некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех людей жизненным - природным и социальным — пространством. Народы и территории, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло -добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой.
Российское общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индивидов, групп, институтов. Система - это модель устойчивого, повторяющегося воспроизведения. Функции социальной системы - сохранение общества как системы. В России, как и в любом обществе, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; "вес" группы, ее влияние; политическая характеристика. Выразителями интересов групп являются партии, являющиеся важным элементом политической системы общества. Политическая - более общая форма власти, включающая в себя государственную. Государственная власть - форма политической власти располагающая монополией издавать и применять законы на всей территории государства.
Основным механизмом осуществления политической власти является влияние, а власть государственная располагает всеми средствами оказания влияния, в том числе и принуждением. Основными функциями государственной власти являются: поддержание целостности общества, сохранение связей между людьми даже насильственными средствами; регулирование, упорядочивание общественных процессов; обеспечение общественного порядка. Целью власти является приобщение людей к официальным нормам и ценностям, а так же обеспечение преемственности власти.
     Территориальная 
организация общества, пространственная 
организация (территориальная структура) 
жизни людей, сложившаяся на определенном 
этапе социально-экономического развития; 
включает размещение населения и отраслей 
производственной и непроизводственной 
сферы, природопользование, территориальное 
разделение труда, экономическое или национально-этническое 
районирование, территориально-политическую 
и административно-
     К 
настоящему времени в обществе уже 
сложилось представление об актуальности 
региональных проблем, их остроте, сложности, 
необходимости решать их, не откладывая 
в "долгий ящик". Однако выяснилось, 
что совсем не очевидно, как их решать: 
прежний опыт региональной политики оказался 
практически неосмысленным. Роль государства 
в развитии регионов на основе федерализма 
и рыночных отношений до сих пор остается 
неясной. В Российской Федерации отсутствует 
государственная стратегия регионального 
развития, призванная определять его предпосылки 
и механизмы на основе учета объективных 
законов развития территориальной организации 
общества (ТОО) и стратегических приоритетов.  
Территориальная организация общества сегодня.
     Формируя 
современную территориальную 
Такого рода регулирование территориального развития в масштабах страны не может обойтись без специального документа. Он должен носить стратегический характер и охватывать все важнейшие стороны территориального развития страны. Такого рода общенациональные программы уже много лет существуют практически во всех развитых странах.
Во Франции это "Региональный план социально-экономического развития и устройства территорий", в Германии - "Федеральная программа организации пространства", в Японии - "План всестороннего развития территории страны". Различными являются сроки действия таких программ, есть определенная специфика и в их содержании. Однако, три обстоятельства являются общими для программ всех стран: во-первых, все они исходят от государства, им разрабатываются и реализуются (хотя и не только им). Естественно и ответственность за осуществление программ лежит на государстве, в том числе и финансовая. Во-вторых, такого рода программы, являются документами именно территориального регулирования, направленными на организацию, устройства территории страны в целом, что не исключает, а предполагает дифференцированное отношение к тем или иным регионам. В-третьих, программы реализуются как с помощью административных рычагов, так и экономических.
В функциональном отношении подобные программы решают две главные задачи.
1. Это документ централизованного регулирования территориального устройства страны в целом.
     2. 
Программа является 
     Опыт 
разработки программ обустройства территорий 
развитыми странами свидетельствует 
о необходимости некоторых 
     1) 
социальные установки 
     2) 
общие установки по 
3) политика в сфере расселения;
     4) 
общенациональные 
     5) 
региональный разрез 
     Важной 
составной частью регулирования 
территориального развития общества является 
специфическая городская 
     Современная 
территориальная стратегия 
Весьма характерна в этом смысле действовавшая в Японии городская политика. В ее рамках были определены так называемые "зоны стимулирования передислокации" промышленного производства. Деконцентрация здесь выступила только как средство, а что касается целевых установок, то они и социальные, и экологические. Городская политика опирается на разветвленный экономический механизм - субсидии местным властям для финансирования производственной инфраструктуры, создания промышленных парков, прямые займы и льготы частным фирмам, от которых также зависит реализация программ. Однако и административное регулирование не сбрасывалось со счетов: в Японии был принят специальный "Закон о стимулировании перемещения промышленности". Широко практиковались административные меры в Великобритании в отношении перегруженного юго-востока страны, во Франции - при регулировании так называемого Парижского городского района.
Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления