Жилищная проблема имеет 
несколько важных аспектов:
  - дефицит жилья - количественный аспект;
 
  - несоответствие структуры жилищного 
  фонда демографической структуре семей 
  - структурный аспект;
 
  - несоответствие имеющегося жилищного 
  фонда требованиям к потребительским 
  качествам жилья - качественный аспект;
 
  - несоответствие требований к техническому 
  содержанию жилищного фонда - эксплуатационный 
  аспект.
 
Средняя жилищная обеспеченность 
в городах страны составляет не более 
18 кв.м. общей (полезной) площади жилья 
на одного жителя, многие семьи имеют 
менее 9 кв.м. на душу населения, зачастую, 
в коммунальных квартирах. Опыт развитых 
стран показывает, что для успешного 
решения жилищной проблемы необходимо 
повысить средний уровень жилищной 
обеспеченности в 2-3 раза.
Состав квартирного фонда 
во многих городах страны не соответствует 
демографической структуре населения, 
что существенно ухудшает жилищные 
условия горожан. О недостаточных 
темпах решения жилищной проблемы свидетельствует 
невыполнение государственных программ 
в сфере обеспечения жильем определенных 
категорий населения (военнослужащие, 
вынужденные переселенцы и т.д.). Многие 
семьи проживают в коммунальных квартирах 
и общежитиях. 
Важным аспектом данной проблемы 
является несоответствие существующего 
жилищного фонда функционально-потребительским 
требованиям, предъявляемым к жилым 
помещениям: неудобная планировка, 
недостаточный уровень производства, 
влагостойкость, звукоизоляция и 
другие параметры жилых помещений.
Отсутствие современных 
видов благоустройства и конструктивные 
недостатки жилых зданий приводят к 
завышенному потреблению энергоресурсов 
и воды. Так, с точки зрения энергоиспользования 
жилищный фонд является весьма неэффективным. 
Это во многом объясняется тем, что в существующем 
жилищном фонде Росси значительную долю 
(в некоторых регионах до 80%) составляют 
дома из сборного железобетона, имеющие 
значительные теплопотери, которые к тому 
же на 20-30% выше проектных из-за низкого 
качества строительства и эксплуатации. 
Наиболее значительные теплопотери в 
зданиях происходят через наружные стеновые 
ограждения (42% для 5-этажных и 49% для 9- этажных 
зданий) и окна (32 и 35% соответственно). 
В результате показатели удельного теплопотребления 
в таких зданиях в 2-4 раза превышают аналогичные 
показатели в странах Европы и Америки 
с близкими климатическими условиями.
Наконец, невыполнение требований 
по содержанию и современному ремонту 
жилищного фонда приводит к ухудшению 
технического состояния жилья и 
нарастанию его «недоремонта». Например, 
четверть жилого фонда Санкт-Петербурга 
находится в неудовлетворительном техническом 
состоянии, а 6,8% - в ветхом, что представляет 
собой потенциальную угрозу жизни и здоровью 
жителей. Имеют место случаи обрушения 
конструктивных элементов и элементов 
декора фасадов зданий.
Следует также отметить, что 
качество жилой среды во многом зависит 
от уровня содержания и технического 
обслуживания жилых домов и придомовых 
территорий. В этой сфере также 
имеется целый ряд нерешенных 
вопросов: несвоевременное проведение 
капитальных и текущих ремонтов, 
низкий уровень обслуживания инженерного 
и санитарно-технического оборудования 
жилых зданий, неудовлетворительное 
санитарное содержание лестничных клеток 
и придомовых территорий и т.д.
Применяемый в течение 
длительного времени административный 
механизм управления жилищной сферой, 
отсутствие экономической заинтересованности 
строительных, ремонтно-эксплуатационных 
организаций в результатах своей 
деятельности и отчуждение жителей 
от собственности привели к серьезным 
негативным последствиям и деформациям 
в жилищной сфере. Произошло снижение 
качества жилищного фонда и ухудшение 
условий его эксплуатации. Население 
же было поставлено в крайне пассивную 
позицию, так как жители не имели 
реальных рычагов воздействия на 
строительные, ремонтные и эксплуатационные 
организации.
Основными причинами обострения 
жилищной проблемы является отсутствие 
реального собственника и эффективного 
управления жилищным фондом в современных 
условиях, а также бесхозяйственное 
отношение к жилью.
Таким образом, жилищная проблема 
является весьма многогранной, требующей 
значительных усилий по ее решению. Основные 
пути решения жилищной проблемы:
- поиск 
и привлечение централизованных 
и децентрализованных источников 
финансирования строительства, капитального 
ремонта и реконструкции жилья 
(разработка и реализация государственных 
и муниципальных жилищных программ 
и проектов, формирование городских 
фондов строительства, реконструкции 
и ремонта жилищного фонда, 
привлечение средств инвесторов, 
предприятий и организаций, населения 
путем сооружения элитного и 
массового коммерческого жилья, 
строительство жилых домов на паевых основах, 
концентрации средств в конкретных фондах 
и проектах);
- повышение 
доступности жилья для широких 
слоев населения (создание благоприятных 
условий для развития рынка 
жилья и жилищных услуг по 
эксплуатации жилищного фонда, 
оказание реальной помощи населению 
в приобретении жилья на первичном 
и вторичном рынках в разных 
формах, стимулирование развития 
систем жилищного кредитования, 
в том числе ипотеки, использование 
муниципальных жилищных займов);
- совершенствование 
системы обеспечения жильем социально 
незащищенных категорий населения 
(разработка эффективных систем 
целевой поддержки социально 
незащищенных групп населения, 
усиление принципа адресности государственной 
и муниципальной помощи, предоставление 
бесплатного или дешевого муниципального 
жилья и т.д.);
- совершенствование 
градостроительных, архитектурно-планировочных 
и экологических подходов к 
формированию благоприятной жилой 
среды (развитие качественной 
малоэтажной и смешанной застройки, 
переход от типовых проектов 
к индивидуальным и образцовым, 
развитие комплексной застройки, 
включающей благоустройство территории);
- повышение 
качества эксплуатации жилищного 
фонда (существенное улучшение 
содержания и ремонта жилищного 
фонда, экономия энергетических 
ресурсов, стимулирование снижения 
издержек и повышения качества 
жилищно-коммунальных услуг, развитие 
систем самоорганизации граждан).
Как показывает богатый зарубежный 
опыт, наиболее перспективным и массовым 
направлением решения жилищной проблемы 
является кредитование граждан и, в 
первую очередь, ипотечное кредитование, 
которое подразумевает выдачу кредита 
на длительный срок под залог недвижимости.
Исходя из опыта развитых 
стран, в которых жилищная проблема 
практически решена, можно определить 
следующие характерные черты 
функционирования жилищной сферы:
- большая 
часть жилищного фонда города 
находится в частной или коллективной 
собственности, а городской жилищный 
фонд составляет лишь незначительную 
часть (10-15%);
- заметная 
доля горожан является собственниками 
жилья, в котором они проживают, 
а остальные нанимают квартиры 
в частном или муниципальном 
фонде;
- собственники 
жилья несут все расходы на 
его содержание, ремонт и восстановление 
и выплачивают страховые взносы 
и налоги на недвижимость;
- оплата 
найма в частном фонде покрывает 
все затраты собственника жилья 
и прибыль домовладельца, а 
в муниципальном фонде - затраты 
муниципалитета (без прибыли);
- ставки 
за наем жилья всех форм 
собственности во многих городах 
страны и странах регулируются 
муниципалитетом с помощью косвенных 
экономических рычагов;
- субсидии 
на содержание жилья выплачиваются 
для ограниченной части нанимателей 
с низкими душевыми доходами;
работы 
по содержанию, ремонту, реконструкции 
и строительству жилья определяются 
собственником с учетом действующих 
норм и правил, принятых в данном 
городе (регионе) на договорной основе; 
интересы собственника может представлять 
компания по управлению недвижимостью;
- приобретение 
жилья в большинстве случаев 
осуществляется в кредит на 
длительный срок (10-25 лет); используются 
разные формы кредитования, в 
том числе ипотечные кредиты 
под залог недвижимости;
- уровень 
дохода большинства населения 
позволяет полностью оплачивать 
наем жилья или содержать его 
в качестве собственника, вносить 
первоначальный взнос на строительство 
и выплачивать соответствующие 
проценты;
- строительство 
и сдача внаем жилья является 
прибыльной коммерческой сферой 
и потому привлекательны для частного 
капитала.
Для практической реализации 
приведенной выше системы необходимы 
следующие условия:
  - наличие развитого рынка жилья и подрядных 
  работ;
 
  - достаточно высокий уровень жизни большинства 
  населения;
 
  - устойчивое и надежное действие механизма 
  инвестирования, долгосрочного кредитования 
  и страхования;
 
  - развитая правовая основа рыночных механизмов;
 
  - политическая, социальная и экономическая 
  стабильность.
 
К сожалению, эти условия 
в нашей стране пока не сложились, 
и потому быстрый переход к 
рассматриваемой системе невозможен. 
Но это не означает, что решение 
жилищной проблемы должно быть отодвинуто 
на долгий срок. Развитие жилищного 
строительства и повышение уровня 
содержания жилищного фонда возможно 
и в современных условиях при 
наличии благоприятных условиях 
при наличии благоприятных тенденций 
изменения макроэкономической ситуации 
в стране.
3. 
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной 
реформы
Важнейшими результатами 
реформы должны стать существенное 
улучшение жилищных условий населения, 
обеспечение нормативных требований 
к содержанию жилищного фонда 
и повышение уровня жилищно-коммунального 
обслуживания потребителей. Для достижения 
ожидаемых результатов необходимо 
соблюдение определенных условий, основными 
из которых являются наличие развитого 
рынка жилья и подрядных работ, 
повышение уровня доходов граждан, 
наличие экономико-правового механизма 
инвестирования, долгосрочного кредитования 
и страхования в жилищной сфере, а также 
политическая и социально-экономическая 
стабильность. Как уже отмечалось выше, 
эти условия в полной мере в большинстве 
городов страны на современном этапе не 
выполнены, но если же вообще не принимать 
мер по ее преобразованию, то ситуация 
может серьезно ухудшиться и миллионы 
людей останутся без тепла, электричества, 
воды, газа и даже без крыши над головой.
В настоящее время руководством 
страны и администрацией ряда городов 
и регионов приняты важные документы, 
определившие содержание реформы ЖКХ. 
В ряде регионов и городов страны 
разработаны программы реформирования 
ЖКХ.
В настоящее время имеются 
два альтернативных подхода к 
реформированию жилищной сферы. Согласно 
первому из них приоритет отдается 
снижению расходов бюджета в части 
финансирования жилищной сферы для 
освобождения средств, которые могут 
быть направлены на социальные нужды 
и на другие жизненно важные потребности 
населенных пунктов. Признавая актуальность 
и обоснованность такого подхода, отметим, 
что практически он может быть 
реализован путем переложения чрезмерно 
высоких издержек городского хозяйства 
на плечи потребителей и соответствующего 
повышения тарифов на жилищно-коммунальные 
и прочие услуги.
При втором подходе приоритет 
отдается структурной перестройке 
хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном 
секторе города путем его демонополизации, 
повышения эффективности управления, 
создания конкурентной среды, действенного 
ресурсосбережения и т.п. Совершенствование 
тарифной политики и увеличение доли 
платежей населения является составной 
частью реформ, но повышение тарифов 
должно проводиться только по исчерпанию 
возможностей комплекса экономико-организационных 
и институциональных мер, не затрагивающих 
непосредственно интересов населения 
и создающих условия для снижения 
уровня затрат и повышения эффективности 
функционирования предприятий городского 
хозяйства. Данный путь реформирования 
представляется правовым и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической целью 
развития жилищной сферы является повышение 
качества жизни путем улучшения 
жилищных условий, повышения сохранности 
жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального 
обслуживания граждан в соответствии 
с действующими стандартами качества. 
Исходя из этой базовой цели, формируются 
целевые ориентиры:
  - снижение производственных издержек;
 
  - снижение расходов городского бюджета 
  на содержание жилищной сферы;
 
  - смягчение для населения негативных 
  последствий реформы;
 
  - повышение уровня жилищной обеспеченности 
  населения;
 
  - повышение качества жилья;
 
  - повышение уровня технического содержания 
  жилищного фонда;
 
  - повышение качества коммунальных услуг 
  по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
 
  - обеспечение потребностей населения 
  в холодной воде, горячем водоснабжением, 
  в теплоснабжении, в электроэнергии;
 
  - повышение качества содержания придомовых 
  территорий и др.
 
Как следует из этого перечня 
целевых установок, особое внимание 
здесь уделяется качественным подходам. 
Включение качественных целей позволяет 
перейти на принципиально иной уровень 
управления данной системой, но это 
связано с трудностями количественной 
оценки качественных параметров. Для 
ее решения предлагается использовать 
квалиметрические методы определения 
качественных показателей, методы экспертных 
оценок и социологические опросы потребителей.