Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.
При обычной системе 
Упрощенная система действует по принципу единого налога в размере 4-6% в зависимости от рода деятельности, выплачиваемого по фиксированной ставке раз в квартал. Перейти на нее субъект может по своему желанию при условии, что он не является плательщиком НДС (доход до 4 млн. сом) и не имеет более 30 человек в штате наемных работников; за исключением некоторых, оговоренных в законе, категорий. Недостатки системы – налоговый контроль и обязательное ведение бухучета.
В Молдове к категории «малые и средние предприятия» принято относить предприятия с численностью работников не более 249 человек и 50 миллионами лей годовой суммы оборота.
В Украине к малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников не выше 50 человек и объемом валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) до 70 миллионов гривен.
Под определение субъекта малого бизнеса в Украине попадают предприятия без учета формы собственности, в которых работает не более 50 человек; и получающие доход от своей деятельности до 5 млн. грн в год.
Субъектами малого бизнеса являются частные предприниматели (СПД, ФОП), частные предприятия (ЧП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Регистрация СПД
У СПД есть масса преимуществ. Во-первых, упрощенная процедура регистрации, во-вторых – удобство с налоговой точки зрения. Регистрация СПД производится исполнительным органом по месту проживания. Для осуществления процедуры необходимо предоставить регистрационную карточку на государственную регистрацию, квитанцию об уплате госпошлины, а также паспорт и идентификационный код. После получения регистрационного свидетельства предприниматель оставляет личные данные в пенсионном фонде и налоговой инспекции, предоставляя в каждую организацию копию свидетельства о регистрации, заявление, паспорт и идентификационный код. Регистрация в остальных государственных фондах необязательна, если предприниматель не планирует использовать наемный труд.
Регистрация ЧП
Регистрация юридического лица – несколько более сложная процедура. Прежде всего, стоит определиться с названием фирмы и проверить его на предмет уникальности. ЧП необходим юридический адрес, по которому может находиться как жилое, так и нежилое помещение. Для регистрации понадобится свидетельство о праве собственности на помещение либо договор аренды. Далее необходимо определиться с количеством собственников ЧП. Ими могут быть граждане Украины, лица, не имеющие гражданства и иностранцы, а также учрежденные ранее юридические лица. К минимальному уставному капиталу требований нет.
Регистрация ООО
Процедура оформления ООО сходна с процедурой регистрации ЧП. Размер уставного капитала определяется предпринимателем самостоятельно, но не должен быть меньше 10-ти необлагаемых минимумов. В регистрирующий орган необходимо предоставить заверенные нотариусом учредительные документы (устав – 2 экз.), свидетельство о внесении своего вклада в уставный капитал, регистрационную карточку, квитанцию об уплате госпошлины, паспорт и идентификационный код. Информация о регистрации нового предприятия будет передана в налоговую инспекцию, органы статистики и фонды.
Деятельность предприятий в сфере малого бизнеса может проводиться с использованием общей системы налогообложения или упрощенной системы (единого налога).
Используя общую систему, придется платить несколько налогов, в том числе:
- Налог на прибыль – 19%;
- Налог на добавленную стоимость – 20%;
- Налог на дивиденды – 5%.
Упрощенная система 
Уплата субъектами малого бизнеса единого налога производится с учетом категории плательщика данного зафиксированного законом сбора. Размер налога определяется, исходя из размера дохода в год, количества наемных работников и определенного процента от минимальной зарплаты в месяц:
1-я категория – к 
ней относятся физические лица, 
осуществляющие 
2-я категория – к ней относятся предприниматели — физ. лица, предоставляющие бытовые услуги населению или занятые в ресторанном бизнесе (до 1 млн. грн, работников – не более 10) – от 2% до 20. Ко второй категории не относятся субъекты бизнеса, являющиеся посредниками в аренде, продаже или оценке недвижимости. Они относятся к следующей категории;
3-я категория – физические 
лица, занимающиеся 
4-я категория – юридические 
лица, осуществляющие 
Существует и ограничение – если предприниматель, который находится на едином налоге, превысит лимит своего дохода, он попадет в категорию облагаемых налогом по ставке 15% (относится к 1-3 категории плательщиков) или по двойной ставке (касается 4 категории).
 
Таблица 9 - Основные структурные показатели деятельности хозяйственных субъектов Украины
В том числе  | |||||
предприятия  | 
  из них  | 
  физические лица-  | |||
большие предприятия  | 
  средние предприятия  | 
  малые предприятия  | |||
Количество хозяйственных 
  субъектов,   | 
  |||||
2010  | 
  16,0  | 
  0,1  | 
  0,9  | 
  15,0  | 
  84,0  | 
2011  | 
  20,4  | 
  0,1  | 
  1,2  | 
  19,1  | 
  79,6  | 
Количество хозяйственых субъектов на 10 тыс. чел. наличного населения, едениц  | 
  |||||
2010  | 
  75  | 
  1  | 
  4  | 
  70  | 
  394  | 
2011  | 
  74  | 
  0  | 
  4  | 
  70  | 
  290  | 
Количество занятых работников, тыс. человек  | 
  |||||
2010  | 
  7958,2  | 
  3305,3  | 
  2507,2  | 
  2145,7  | 
  2814,5  | 
2011  | 
  7793,1  | 
  3375,7  | 
  2346,6  | 
  2070,8  | 
  2371,4  | 
Количество наёмных работников, тыс. человек  | 
  |||||
2010  | 
  7836,4  | 
  3305,2  | 
  2506,3  | 
  2024,9  | 
  1009,4  | 
2011  | 
  7712,4  | 
  3375,7  | 
  2345,6  | 
  1991,1  | 
  1045,5  | 
Объем реализованной продукции (работ, услуг), млн.грн.  | 
  |||||
2010  | 
  3366228,2  | 
  1640279,5  | 
  1241555,2  | 
  484393,5  | 
  230418,2  | 
2011  | 
  3991239,4  | 
  2045185,8  | 
  1422415,4  | 
  523638,2  | 
  211215,8  | 
Таблица 10 - Количество хозяйственных субъектов Украины по видам экономической деятельности в 2011 году
(в % к общему количеству субъектов соответствующего вида экономической деятельности)
Предприятия  | 
  Физические лица-  | |
Всего  | 
  20,4  | 
  79,6  | 
в том числе  | 
  ||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство  | 
  68,8  | 
  31,2  | 
Промышленность  | 
  39,0  | 
  61,0  | 
Строительство  | 
  61,1  | 
  38,9  | 
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления  | 
  10,6  | 
  89,4  | 
торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт  | 
  18,8  | 
  81,2  | 
оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле  | 
  43,2  | 
  56,8  | 
розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления  | 
  2,8  | 
  97,2  | 
Деятельность гостиниц и ресторанов  | 
  21,3  | 
  78,7  | 
Деятельность транспорта и связи  | 
  17,8  | 
  82,2  | 
Финансовая деятельность  | 
  47,8  | 
  52,2  | 
Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям  | 
  31,9  | 
  68,1  | 
Образование  | 
  33,6  | 
  66,4  | 
Здравоохранение и оказание социальной помощи  | 
  27,7  | 
  72,3  | 
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта  | 
  11,3  | 
  88,7  | 
Таблица 11 - Количество предприятий Украины по видам экономической деятельности1 в 2011 году
(в % к общему 
количеству предприятий 
Большие предприятия  | 
  Средние предприятия  | 
  Малые предприятия  | |
Всего  | 
  0,6  | 
  5,7  | 
  93,7  | 
в том числе  | 
  |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство  | 
  0,3  | 
  7,9  | 
  91,8  | 
Промышленность  | 
  2,4  | 
  11,1  | 
  86,5  | 
Строительство  | 
  0,3  | 
  3,9  | 
  95,8  | 
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления  | 
  0,4  | 
  4,4  | 
  95,2  | 
торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт  | 
  0,6  | 
  5,7  | 
  93,7  | 
оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле  | 
  0,3  | 
  4,4  | 
  95,3  | 
розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления  | 
  0,9  | 
  4,0  | 
  95,1  | 
Деятельность гостиниц и ресторанов  | 
  0,1  | 
  4,5  | 
  95,4  | 
Деятельность транспорта и связи  | 
  0,8  | 
  6,8  | 
  92,4  | 
Финансовая деятельность  | 
  0,4  | 
  5,9  | 
  93,7  | 
Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям  | 
  0,1  | 
  3,4  | 
  96,5  | 
Образование  | 
  0,1  | 
  4,1  | 
  95,8  | 
Здравоохранение и оказание социальной помощи  | 
  0,2  | 
  5,9  | 
  93,9  | 
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта  | 
  0,2  | 
  6,7  | 
  93,1  | 
1 Данные приведены без учета результатов деятельности банков и бюджетных учреждений.
Данные уточнены с учетом изменения предприятиями основного вида экономической деятельности.
 
В условиях переходной экономики Узбекистана стимулирование развития малого предпринимательства является необходимым условием экономического роста и приоритетной задачей для правительства. Для создания малого бизнеса нужна не только идея и стартовый капитал, но и знание системы регистрации предпринимателей и действующих режимов налогообложения.
Деятельность индивидуального предпринимателя без оформления юридического лица – самый популярный способ ведения малого бизнеса. Для ИП упрощены процессы регистрации, необязательна система отчетности, облегчено фискальное бремя. При этом в правовом аспекте обе формы выступают на равных: имеют право на расчетный банковский счет, печать, заключение официальных сделок, получение кредита.
Особенности создания ИП в Узбекистане
Регистрируется ИП в хокимиятах, 
специальной регистрационной 
ИП, занимающиеся импортом, 
являются участниками 
Налогообложение ИП
В соответствии со ст.370 Налогового кодекса, ИП попадают в категорию плательщиков фиксированного налога по упрощенной системе. В Узбекистане ставка такого налога варьируется в зависимости от региона и рода деятельности. Минимум и максимум определяется Кабмином, а конкретные показатели – местными органами власти. В 2012 году фиксированный налог с ИП рассчитывался по ставке 1-10 МЗП.
Удобство фиксированного налога – в его обособленности от получаемого дохода и освобождении предпринимателя от ведения бухучета. Кроме фиксированного налога некоторые типы ИП будут также облагаться дополнительными выплатами, к которым относятся платежи для недропользователей, за пользование водными ресурсами, таможенные; акцизный налог, пенсионные взносы, госпошлина и дорожный сбор. ИП также обязаны выплачивать налог на имущество физического лица, если таковое имеется.
Исключением являются предприниматели, занимающиеся любым из видов деятельности, перечисленных в ст. 372 НК и попадающие под налогообложение из расчета физических показателей. В их случае ставка налога рассчитывается для единицы такого показателя, которым может быть метр площади, количество оборудования и т.п.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве