Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение путей ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике.
      Достижение  поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
     1) определить сущность и основные механизмы действия теневой экономики;
     2) провести анализ теневых процессов в современной российской экономике;
     3) определить возможные пути ограничения роста теневой деятельности на экономику РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1.  Сущность  и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования  теневой экономики России………………..….…7
1.3.  Происхождение  теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и  структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные  функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ  ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ
2.1. Способы измерения  теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы  теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ  РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные  методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные  подходы к решению проблем  теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....35
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ.
Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России и всего мира, в том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству на протяжении веков. По оценкам МВФ в 2009 году объем мировой нелегальной торговли составил примерно 8 трлн долларов США, объем теневой экономика в России в 2009 году составил 20-25% ВВП, что составляет примерно 2-2,5 триллиона рублей, причем в этом секторе занято более 9 миллионов человек. Эти цифры подчеркивают важность и актуальность этой проблемы для современного российского общества.
Основные черты «отечественной» теневой экономики следующие: уход от налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. По оценкам Госкомстата 63% теневого сектора дает торговля.
       Если 
бы экономика не уходила в тень, 
ВВП каждого государства 
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны[11].
       Впрочем, 
показатели международных организаций, 
данные, официальной статистики и 
отчёты специалистов рынка всегда расходились. 
Действительно, дать объективную оценку 
масштабам российской теневой экономики 
непросто, настолько она стала 
неотъемлемой частью всей экономической 
системы страны. Например, известно, 
что в скрытом секторе 
       По 
результатам исследования Национального 
института системных 
       По 
общемировым объёмам теневой 
экономики большая часть 
       Вообще 
же теневой экономикой можно считать 
любую экономическую 
Осознание масштабов российской теневой экономики с ее финансовыми потоками приводит к пониманию того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского экономического хозяйства.
       Необходимо 
отметить, что теневая экономика 
напрямую связана с уклонением от 
уплаты налогов, которое стало характерным 
для многих российских предпринимателей. 
Пытаясь избежать дополнительного 
налогового бремени, растущего в 
связи с увеличением 
       Исходя 
из данного заключения, а также 
учитывая, какой элемент налогового 
механизма и как подвергается 
воздействию, предлагается классифицировать 
все способы как способы 
       К 
способам, полностью скрываемым экономическую 
деятельность, относятся способы 
уклонения от налогового контроля. 
Следует признать, что в связи 
с повышенным риском полного сокрытия 
деятельности, к данной категории 
относится небольшое количество 
способов: уклонение от постановки 
на налоговый учет и непредставление 
налоговых деклараций. И в том, 
и в другом случае деятельность хозяйствующим 
субъектом осуществляется, но фактически 
не контролируется государством. Применение 
этих способов характерно для малого 
бизнеса либо индивидуальной предпринимательской 
деятельности и не на длительный срок. 
С нашей точки зрения, больший 
вред приносят организации, которые 
на налоговый учет встали, но налоговых 
деклараций не представляют. Это так 
называемые фирмы-однодневки, которые 
используются крупными и средними налогоплательщиками 
в схемах частичного сокрытия деятельности, 
осуществление которых без 
Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов делятся на способы искажения объекта налогообложения и налоговое мошенничество.
       Искажение 
объекта налогообложения 
«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2009 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61%. Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита и так далее.
       Способы 
увеличения себестоимости формируют 
занижение (сокрытие) объема валового 
дохода предприятия. Наряду с неправомерным 
применением налоговых льгот 
особое место здесь занимают фиктивные 
операции; отражение фиктивных затрат; 
завышение стоимости 
       Сокрытие 
выручки (полное или частичное) производится 
посредством очень широкого ряда 
способов:  не отражение результатов 
финансово-хозяйственной 
       Зачастую 
применение способов сокрытия выручки 
и завышения себестоимости 
       О 
масштабности применения схем сокрытия 
деятельности либо искажения ее результатов 
свидетельствует тот факт, что 
в 1 полугодии 2009 года 20% организаций 
работали с убытками. С учетом организаций, 
декларирующих нулевые 
       В 
отдельную категорию выделены экономические 
преступления, классифицированные как 
налоговое мошенничество. Практически 
во всех странах, где установлена 
юридическая ответственность за 
уклонение от уплаты налогов, налоговое 
мошенничество признается одним 
из наиболее тяжких, и в подавляющем 
большинстве стран влечет уголовное 
наказание. Налоговое мошенничество 
определяется фактом сокрытия налогооблагаемых 
баз через подделку, фальсификацию 
или намеренного искажения 
       Начиная 
с конца третьего квартала прошлого 
года, когда начались кризисные явления 
и ухудшилась ситуация на рынке труда, 
начался рост теневой экономики. 
По оценкам главы Росстата Александра 
Суринова, сейчас этот сектор равен пятой 
части экономики в целом. Такие данные 
он привел в интервью "Российской газете". 
Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой 
экономикой". Практически не поддаются 
подсчетам товары и услуги, которые запрещены 
к производству и реализации на территории 
страны (например, проституция)[11].  
ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.
       Первый 
- радикально-либеральный, реализуемый 
с конца 1991- начала 1992 г. и связанный 
с целевыми установками на сверхвысокие 
темпы первоначального 
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
       И 
для повышения эффективности 
борьбы с организованной преступностью 
в сфере экономики нужен 
Информация о работе Пути ограничения роста теневой деятельности в современной российской экономике