Устойчивое развитие, 
основанное на инновационном принципе, 
предполагает опору на воспроизводимые, 
прежде всего, интеллектуальные ресурсы. 
В государственной поддержке 
нуждаются системы образования 
и подготовки специалистов. Важнейшим 
направлением деятельности государства 
является решение проблемы “утечки 
мозгов”.
Как известно, рынок 
более близорук и ориентирован на 
краткосрочные результаты, поэтому 
не предоставляет достаточных стимулов 
к инвестированию в стратегически 
важные направления научно-технического 
развития, дающие отдачу в долгосрочном 
периоде. Роль государства состоит 
в том, чтобы не только создать 
сильные стимулы для инновационной 
деятельности предприятий всех форм 
собственности, но и взять на себя 
наиболее затратную в организационном 
и финансовом отношении часть 
инновационного процесса. Государство 
должно финансировать проведение приоритетных 
научно-технических разработок на начальном 
этапе преимущественно за свой счет. Финансирование 
прикладных исследований может осуществляться 
через систему госзаказов на конкурсной 
основе. Кроме прямой поддержки инновационного 
процесса в виде государственных расходов, 
необходимо создание механизмов и стимулов 
рыночного самофинансирования, тем более 
что бюджетные схемы были ликвидированы 
в ходе реформ.
Выделим несколько 
очевидных мер стимулирования инновационной 
активности. К ним относятся:
  - списание 
  затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы; 
 
  - установление 
  налоговых льгот при увеличении таких 
  расходов; 
 
  - освобождение 
  предприятий от уплаты НДС при приобретении 
  продуктов — объектов интеллектуальной 
  собственности (равно и организаций-разработчиков, 
  продающих такие продукты и другие инновации); 
 
  - ускоренная 
  амортизация нового научного оборудования; 
 
  - поддержка 
  экспорта наукоемкой продукции и подготовка 
  менеджеров для коммерциализации научных 
  разработок и введения интеллектуальной 
  собственности в хозяйственный оборот; 
 
  - госзаказ 
  на подготовку кадров высокой квалификации, 
  а также экономические, в первую очередь, 
  налоговые меры стимулирования подготовки 
  кадров за счет собственных отраслей и 
  видов деятельности. 
 
2.2. 
Структурная политика.
Реальный российский 
национальный профиль индустрии 
существенно деформирован относительно 
среднемирового. Отклонения в неблагоприятную 
сторону, прежде всего, в связи с сырьевой 
ориентацией достигают десятков — сотен 
процентов (см. Рисунок 1). Для преодоления 
сырьевой направленности экономики необходим 
перелив капитала из энергетически-сырьевого 
комплекса в обрабатывающую промышленность. 
Теоретически государство имеет возможность 
использовать рычаги регулирования инвестиций 
для элиминации этих диспропорций.
Рисунок 
1. Отклонение 
российских промышленных 
пропорций от среднемировых 
(1) и изменение в структуре 
российских инвестиций 
за 1990-2002 гг. (2).
Проблема заключается в том, 
что на практике инвестиции вливаются 
в наиболее благополучные и, следовательно, 
наиболее привлекательные отрасли, 
в то время как особо остро 
нуждающиеся в капиталовложениях 
отрасли продолжают испытывать инвестиционный 
голод. Таким образом, структура 
фактических инвест 
 
 
|   | 
  
  
  
  | 
     | 
    
     |  
  |   | 
    ПРОМЫШЛЕННАЯ 
    ПОЛИТИКА - комплекс мер государственного 
    воздействия на распределение ресурсов 
    общества в целях совершенствования 
    структуры национальной экономики, 
    поддержания конкурентоспособности 
    отдельных отраслей и предприятий, 
    а также экономики в целом 
    на мировых рынках, корректировки 
    негативных последствий действия механизма 
    рынка. Существуют различные модели 
    промышленной политики, особенности 
    которых зависят от конкретно-исторических 
    условий, в частности от этапа 
    развития страны, ее экономического потенциала, 
    исторических традиций, места в международном 
    разделении труда.
     Коренным 
    вопросом промышленной политики является 
    выбор критериев государственной 
    поддержки. На современном этапе 
    ими служат, в первую очередь, достижение 
    приоритетных целей социально-экономического 
    развития: ресурсосбережение, развитие 
    новых производств, повышение конкурентоспособности 
    страны в области наукоемкой и 
    высокотехнологичной продукции, защита 
    окружающей среды и др. 
    К механизмам 
    промышленной политики относится стимулирование 
    инвестиций в форме кредитов, субсидий, 
    различных налотовых льгот, системы 
    государственных заказов и закупок. Необходимые 
    институциональные меры включают реструктуризацию 
    предприятий, их приватизацию, механизмы 
    банкротства, программы развития малого 
    бизнеса и др. Важными инструментами промышленной 
    политики служат меры по регулированию 
    прямых иностранных инвестиций. 
     |  
   
   
   
  |