Прогноз развития пенсионной 
системы России на период до 2030 г.
 
Вопрос о механизмах функционирования 
пенсионной системы остается одним из 
наиболее острых в рамках дискуссии о 
перспективах российской экономики. Острая 
социальная направленность делает дискуссию 
скорее общественно-политической, экономические 
аргументы порой «тонут» в вихре политических 
лозунгов и популистских заявлений.
 
Исходные позиции
 
В экономическом плане основная дискуссия 
разворачивается вокруг двух ключевых 
вопросов: необходимости увеличения пенсионного 
возраста и целесообразности сохранения 
накопительной части пенсионных отчислений. 
При этом предъявляемые аргументы в основном 
базируются на расчетах, связывающих текущую 
демографическую ситуацию в стране с будущими 
размерами пенсий. Однако демографическая 
ситуация обладает значительной инерцией, 
поэтому поступления в пенсионную систему 
(особенно в долгосрочной перспективе) 
в большей степени зависят от развития 
экономики, ее возможностей. Более высокие 
темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают 
более высокие уровни оплаты труда и соответствующие 
уровни пенсионных отчислений. В связи 
с этим, по нашему мнению, следует сосредоточиться 
на определении роли и места пенсионной 
системы в общей стратегии долгосрочного 
развития страны и на этой основе сформулировать 
ключевые требования к ней в настоящем 
и будущем.
 
При анализе перспектив развития нашей 
пенсионной системы часто обращаются 
к опыту стран, обладающих сходными с российской 
системами социального обеспечения (прежде 
всего, Западной Европы). Однако часто 
забывают о том, что проблемы с обеспечением 
социальных обязательств в странах Европейского 
союза возникли на фоне очень высокого 
уровня социального обеспечения и замедления 
темпов экономического роста.
 
По уровню пенсионного обеспечения населения 
Россия значительно 
 
уступает большинству 
стран Европейского союза, при этом 
разрывы в уровне пенсий по старости 
больше, чем в душевых доходах. 
Так, если показатель ВВП на душу населения 
в России, рассчитанный на основании 
паритета покупательной способности, составляет примерно 50% 
от уровня Германии, то среднемесячная 
пенсия по старости – лишь 30% (табл. 1).
 
Таблица 1. Показатели пенсионного обеспечения 
в 2009 г.
 
Показатель  | 
  Россия  | 
  Германия  | 
  Франция  | 
  Латвия  | 
    | 
|   | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Выплаты пенсий по 
  старости, % к ВВП  | 
  5,5  | 
  8,7  | 
  10,9  | 
  5,1  | 
    | 
|   | 
ВВП на душу населения,  
  тыс. дол.США по ППС  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
19,1  | 
  36,0  | 
  33,4  | 
  14,7  | 
    | 
Официальный возраст  
  выхода на пенсию по старости 
  для мужчин/женщин,лет  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
60/55  | 
  65/65  | 
  60/60  | 
  62/62  | 
    | 
|   | 
Численность населения в возрасте старше 
  трудоспособного на тысячу человек в трудоспособном 
  возрасте  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
350,8  | 
  313,8  | 
  381,6  | 
  306,1  | 
    | 
Средняя месячная пенсия по старости, 
  тыс. дол. США   | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
0,4  | 
  1,3  | 
  1,4  | 
  0,3  | 
    | 
|   | 
Коэффициент замещения 
  (отношение средней пенсии по старости 
  к средней 
  начисленной заработной плате),%  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
30,3  | 
  45,0  | 
  45,7  | 
  24,5  | 
    | 
|   | 
 
Конечно, ухудшение демографической 
ситуации будет негативно сказываться 
на пенсионной системе. Более того, этот 
фактор станет одним из основных при реформировании 
пенсионной системы в ближайшие годы. 
В то же время понятно, что без роста реальных 
размеров пенсий будет очень трудно преодолеть 
существующие разрывы в уровне доходов 
между различными группами населения.
 
  - Кроме того, пенсии – это фактор спроса, 
  в значительной степени ориентированный 
  на отечественного производителя, причем 
  в депрессивных регионах и в сельской 
  местности – весьма значимый. Обеспечение 
 
   
  
  
  - относительно высокого уровня жизни 
  пенсионеров является не только социальной 
  задачей. При определенных условиях пенсионные 
  выплаты и сбережения пенсионеров могут способствовать 
  повышению жизненных стандартов целых 
  регионов.
 
  
  - то же время принятие взвешенных решений 
  в области пенсионного обеспечения – 
  это вопрос не только благосостояния граждан, 
  но и налоговой политики, влияющий на перераспределение ресурсов в экономике, финансовое 
  состояние предприятий, уровни инвестиций 
  и производства.
 
  - Реализация таких механизмов способна 
  как увеличить доходы будущих пенсионеров, 
  так и способствовать росту инвестиционной 
  активности.
 
  
  
  - Роль пенсионной системы в стратегии 
  экономического развития страны в долгосрочной 
  перспективе должна быть четко определена 
  и формализована через конкретные мероприятия 
  в области экономической политики. Разработке 
  таких мероприятий должны предшествовать 
  их согласование с общей экономической 
  стратегией государства, а также оценка 
  возможных макроэкономических последствий 
  от их внедрения. Такая работа невозможна 
  без соответствующих расчетов.
 
  
  - Параметры развития пенсионной системы 
  не могут рассматриваться в отрыве от ключевых индикаторов социально-экономического 
  развития. При этом учет всего многообразия 
  связей между экономикой и пенсионной 
  системой возможен только в рамках модели, 
  которая учитывает ключевые прямые и обратные 
  связи между экономикой и пенсионной системой. То есть не только экономика 
  должна оказывать воздействие на параметры 
  пенсионной системы, но и пенсионная система 
  через инвестиции, налоги, доходы пенсионеров 
  влияет на развитие экономики.
 
  
  - Еще одно важное требование к инструментарию 
  – наличие структурной компоненты прогноза. Его важность 
  для формирования параметров пенсионной 
  системы демонстрирует таблица средних 
  ставок (отношение начисленного налога 
  к налоговой базе) по страховым взносам 
  и единому
 
   
  
  
  - социальному налогу (ЕСН) для некоторых 
  видов экономической деятельности (табл. 2). Сложившаяся 
  в России система страховых платежей отличается 
  значительной дифференциацией пенсионной 
  нагрузки по отраслям вследствие их неоднородности 
  по уровню экономической эффективности 
  и заработной платы. Игнорирование этого фактора, особенно при расчетах 
  на долговременную перспективу (где трансформации 
  в структуре экономики могут быть весьма 
  существенными), может значительно ухудшить 
  качество и интерпретацию итоговых результатов
 
  - прогноза. 
 
  
  - Таким образом, для формирования сбалансированного прогноза развития 
  пенсионной системы необходим инструментарий, 
  описывающий ключевые взаимодействия 
  в экономике, как на макроэкономическом, так 
 
  - отраслевом уровне. Естественным инструментом, 
  позволяющим производить расчеты различного 
  уровня агрегации, является межотраслевой 
  баланс (МОБ) производства и распределения 
  продукции в системе национальных счетов 
  (СНС), увязывающий основные счета СНС 
  и отраслевую структуру экономики. Что 
  делает его незаменимым для оценки влияния 
  изменения отраслевой структуры на экономическую динамику.
 
  
  - Кроме того, МОБ позволяет расширять 
  возможности модели за счет встраивания 
  различных дополнительных блоков, более 
  подробно описывающих ключевые аспекты 
  экономической динамики. В частности, 
  могут быть выполнены детальные расчеты в области энергетического 
  баланса, бюджетной и налоговой систем, 
  занятости, внешней торговли и т.д.
 
  
  - При разработке модели пенсионной системы 
  ставилась задача получить прогноз, который 
  учитывал бы влияние изменений в структуре 
  производства и образования доходов на формирование 
  ресурсов пенсионной системы и доходы 
  пенсионеров. Экзогенными (задаваемыми) 
  параметрами модели
 
   
  
  - 
  
 
  
  
  - являются демографические характеристики, 
  а также рамочные условия функционирования 
  пенсионной системы (возраст выхода на пенсию, ставки страховых взносов и 
  т.д.).
 
  
  - Динамика производства, параметры производительности 
  труда, инфляция формируют фонд оплаты 
  труда в экономике, от которого зависят 
  пенсионные взносы. В модели предусмотрена 
  возможность задания параметров бюджетного трансферта на покрытие дефицита Пенсионного 
  фонда. При определенных условиях этот 
  трансферт (рассчитываемый в процентах 
  ВВП) может ограничивать рост пенсионных 
  выплат. Объем рассчитанных пенсий влияет 
  на показатели спроса домашних хозяйств 
  и на объемы производства. Таким образом, в модели осуществляется 
  замыкание контура расчетов, что является 
  принципиально важным, поскольку в противном 
  случае модель не будет обладать необходимым 
  уровнем согласованности результатов, 
  а отсутствие взаимного влияния показателей друг на друга чрезмерно расширит 
  диапазон возможного изменения ключевых 
  показателей прогноза и затруднит расчеты.
 
  
  - В связи с этим пенсионная система моделируется 
  при помощи трех взаимосвязанных блоков: 
  демографического, налогового и пенсионного, 
  встроенных в межотраслевую макроэкономическую 
  модель.
 
  
  
  
  - Модель пенсионной системы позволяет 
  задавать значения демографических показателей 
  экзогенно. Кроме того, она содержит отдельный 
  блок, при помощи которого может быть построен 
  собственный прогноз численности населения.
 
  
  - В демографическом блоке прогнозируется 
  численность однолетних половозрастных 
  групп для России в целом на период 2011-2030 
  гг. База для прогноза – численность половозрастных 
  групп в 2010 г. К экзогенным переменным 
  этого блока относятся:
 
   
  
  
  
  - возрастные коэффициенты рождаемости, 
  то есть численность родившихся живыми 
  на 1000 женщин в возрасте 15, 16… 49 лет за 
  каждый год прогнозного периода; 
 
  
  - возрастные коэффициенты смертности, 
  то есть численность умерших на 1000 человек 
  (отдельно для мужчин и женщин) в возрасте 0, 1, 
  2… 84, 85 и более лет за каждый год прогнозного 
  периода; 
 
  
  - численность прибывших и выбывших мигрантов 
  и их половозрастной состав в каждом году 
  прогнозного периода. 
 
  
  
  - Значения перечисленных экзогенных переменных 
  и численность половозрастных групп в базовом 
  году позволяют прогнозировать численность 
  и структуру населения. Для этого используется 
  метод
 
  
  - передвижки возрастов.
 
  
  - Согласно этому методу численность родившихся 
  в данном году равняется сумме произведений 
  численности женщин в детородных возрастах и возрастных 
  коэффициентов рождаемости. Численность 
  половозрастных групп в данном году определяется 
  произведением численности половозрастной 
  группы в предыдущем году на коэффициент 
  дожития для этой группы, равный единице, 
  за вычетом возрастного коэффициента 
  смертности. Затем к рассчитанным таким 
  образом значениям численности половозрастных 
  групп прибавляется экзогенно задаваемое 
  число прибывших данного пола и возраста 
  и вычитается число выбывших.
 
  
  - В демографическом блоке прогнозируются также показатели демографической 
  нагрузки на трудоспособное население 
  при различных вариантах возраста выхода 
  на пенсию по старости, естественный и 
  миграционный прирост населения, суммарный 
  коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность 
  жизни при рождении и достижении заданного 
  возраста для мужчин и женщин.
 
  
  
  
  - В последние годы система ставок по ЕСН 
  и страховым взносам в государственные 
  внебюджетные фонды несколько раз менялась 
  (табл. 3). Эти изменения, а также рост заработной платы и различия в ее распределении 
  между работниками влияют на среднюю ставку 
  и усложняют процесс
 
  - корректного прогнозирования уровня 
  налоговой нагрузки и величины поступлений 
  налога и взносов.
 
  - В налоговом блоке рассчитываются средние 
  ставки по страховым взносам в Пенсионный 
  фонд – как в целом, так и отдельно по взносам 
  на
 
  - выплату страховой и формирование накопительной 
  части трудовой пенсии, а также для отдельных 
  видов экономической деятельности и децильных 
  групп работников.
 
  
  - Экзогенными переменными этого блока 
  являются:
 
  
  
  - число порогов налоговой регрессии; 
 
  
  - величина порогов; 
 
  
  
  - ставки для зачисления страховых взносов 
  в Пенсионный фонд для межпороговых интервалов, 
  причем отдельно на выплату страховой 
  и формирование накопительной части трудовой 
  пенсии; 
 
  
  - когорты, участвующие в формировании 
  пенсионных накоплений (совокупности 
  мужчин или женщин одного года рождения); 
 
  
  
  - темп роста средней начисленной заработной платы; 
 
  
  
  - параметры распределения средней начисленной 
  заработной платы между децильными группами 
  работников. 
 
  
  - Средние ставки рассчитываются на основе 
  данных Росстата о распределении средней 
  начисленной заработной платы между различными группами работников, при помощи 
  которых, с учетом заданных темпов роста 
  средней начисленной заработной платы, 
  находятся значения средней начисленной 
  заработной платы децильных групп по месяцам. 
  Затем рассчитывается накопленная начисленная 
  заработная плата по месяцам, и, с учетом заданной 
  системы ставок, определяется величина 
  средних страховых взносов. Средние ставки 
  определяются как отношение средних страховых