Фонд социального страхования Российской
Федерации (ФСС РФ) – фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета
и предназначенный для реализации прав
граждан на социальное обеспечение по
болезни, инвалидности, в случае потери
кормильца, рождения и воспитания детей.
В Фонд социального страхования
входят следующие исполнительные органы:
- Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по согласованию с председателем.
Задачами фонда на сегодняшний
день являются[26].:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. [7].
Средства фонда формируются
за счет следующих источников:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности); которые в соответствии с федеральным законом №212-ФЗ составляют 2,9 процента от заработной платы работника[2].;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховые взносы работодателей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационной аварии на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений, в том числе возмещаемых за страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям.
Средства фонда направляются на
(Приложение 2):
- Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно – курортные учреждения в государствах – странах СНГ, а также на лечебное питание;
- частичное содержание на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
- обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда, включая подразделения надзора и контроля за охраной труда;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества в сфере социального страхования и др. [8,с.138-139].
Стоит отметить, что в 2011 году произойдут
значительные изменения в процессе
формирования доходной части фонда, в
соответствии с федеральным законом №212
от 24.07.2009 ЕСН будет отменен, и на его место
в формировании доходов встанут страховые
взносы.
В соответствии с федеральным законом
РФ от 28.11.2009 292-ФЗ в 2010 году прогнозируется
общий объем доходов бюджета Фонда в сумме
425 488 232,6 тыс. рублей, в том числе за счет
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета в сумме 61 579 366,1 тыс. рублей и из
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в сумме 17 500
000,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда в
сумме 453 818 770,7 тыс. рублей. Как видно, бюджет
фонда не в состоянии обеспечить все расходные
обязательства- предельный объем дефицита
бюджета Фонда планируется в сумме 28 330
538,1 тыс. рублей, включая предельный объем
дефицита бюджета Фонда в части обязательного
социального страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством
в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. . [5]
Задачей Федерального и
территориального фондов ОМС является реализация прав застрахованных
на получение бесплатной медицинской
помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает
финансовую устойчивость системы, предоставляя
дотации территориальным фондам ОМС на
финансирование базовой программы ОМС;
также федеральный ОМС обеспечивает предусмотренные
законодательством РФ права граждан в
системе обязательного медицинского страхования;
участвует в разработке и осуществлении
государственной политики в области обязательного
медицинского страхования; разрабатывает
и осуществляет комплекс мероприятий
по обеспечению финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования
и созданию условий для выравнивания объема
и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам по всей территории РФ.
Территориальные фонды финансируют
по среднедушевым нормативам свои филиалы
либо страховые медицинские организации.
Последние оплачивают лечебно-профилактическим
учреждениям медицинские услуги,
оказанные застрахованным.
Доходами Фонда ОМС являются:
[1,с.147]
- Страховые взносы (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по нормативу 2,1 процента от заработной платы; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента от заработной платы) [2]
- Налоговые доходы;
- Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- Межбюджетные трансферты;
- Прочие поступления.
- Сейчас система российского медицинского страхования подвержена реформированию. Уже в ближайшее время в стране произойдет увеличение ставки обязательного медицинского страхования с 3,1% до 5,1%. Благодаря этому изменится ситуация со стоимостью медицинских услуг. Рост на 2% позволит существенно улучшить финансовое положение государственного и муниципального здравоохранения (если раньше медицинские учреждения по полису ОМС получали за каждого принятого человека по 3 тысячи, то сейчас их "копилки" пополняться будут на 7 тысяч рублей за каждую "голову"). Такие изменения направлены на увеличение заинтересованности медицинских учреждений в качественном обслуживании пациентов и уменьшение коррупции и вымогательства в сфере медицинского обслуживания.
Считается, что благодаря увеличению ставки ОМС на 2% изменится работа врачей первичного звена, то есть участковых. Они будет заинтересованы осуществлять превентивные мероприятия, приглашать больных на обследования, словом, проявлять инициативу по отношению к пациентам. И всё это, опять-таки, из-за существенной материальной подпитки. [22]
- Минздравсоцразвития готовит новый закон об обязательном медицинском страховании. Будет сделан упор на защиту прав граждан, к 2020 году расходы на здравоохранение в России должны будут вырасти до 5,2-5,5% от ВВП против нынешних 3%.[23]
На 2010 год прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда
утвержден в сумме 105 851 220,0 тыс. рублей,
общий объем расходов - 110 851 220,0 тыс.
рублей. Таким образом, предельный объем
дефицита бюджета закреплен на уровне
5 000 000,0 тыс. рублей. На плановый период
2011 и 2012 годов бюджет Фонда планируется
бездефицитным. [4]
На основании вышеизложенного, можно
сделать следующий вывод, что в настоящее
время в России действует три государственных
внебюджетных фонда социального назначения.
Их доходы складываются, в основном, за
счет специальных страховых взносов, займов,
а также выделения средств из бюджета
(межбюджетных трансфертов). Все они занимают
особое место в социальной сфере общества
и в системе финансов России. Более чем
десятилетний опыт функционирования внебюджетных
фондов свидетельствует о достаточно
высокой эффективности этого звена финансов.
Однако система внебюджетного финансирования
ввиду недостаточного опыта организации
и управления сегодня претерпевает постоянные
изменения – отсутствует стабильность
бюджетов внебюджетных фондов, их расходных
обязательств и структуры. Периодически
проявляются просчеты в планировании
и осуществлении деятельности фонда. Причинами
этого является сложная социально-экономическая
обстановка (малая эффективность деятельности
некоторых программ, неправильное распределение,
недостаток финансовых ресурсов, мировой
финансово-экономический кризис), которая
постоянно требует постоянного вмешательства
государства (реформирование, изменение
различных параметров деятельности фондов).
- Проблемы функционирования внебюджетных фондов и пути их решения.
На сегодняшний день в процессе функционирования
внебюджетных фондов существует много
проблем. На сегодняшний день существует
ряд трудностей, связанных с деятельностью
того или иного фонда, например, недостаточность
финансирования, большое количество возложенных
на фонд обязательств, неэффективность
работы, необходимость совершенствования
структуры фонда, а иногда даже прямое
несоблюдение законодательства. Однако
существует также и множество путей решения
этих проблемных вопросов.
Особую тревогу вызывает
непредсказуемость и неожиданность
изменения законодательства, несоблюдение
сроков утверждения бюджетов
внебюджетных фондов и отчетов
об их исполнении, отсутствие
прозрачности в деятельности
фондов и недостаточный контроль
за использованием финансовых
средств. Так что сфера приложения
сил как научных, так и практических
работников в части совершенствования
функционирования социальных внебюджетных
фондов все еще продолжает оставаться
очень широкой. [15,с.285].
По мнению некоторых исследователей
с формальной точки зрения
пенсионная система, важной составляющей
которой является ПФРФ, была вроде бы полностью
реализована, однако ее фактически постигло
фиаско.
Неискоренимость «серых» и «черных»
зарплатных схем обрекает ПФРФ на стабильный
дефицит. Да и в целом заниженная
заработная плата в ряде производственных
отраслей не позволяет выйти на достойные
пенсии. Рыночные инструменты инвестирования
пенсионных накоплений находятся в
зачаточном положении. [19].
Для достижения финансовой стабилизации
и устойчивости пенсионной системы
предлагаются следующие меры по оптимизации
источников доходов:
- перейти с 2010 г. От ЕСН к страховым взносам и повысить их до 26% от фонда оплаты труда;
- установить единый для всех организаций и работодателей тариф страховых взносов независимо от отраслевой принадлежности;
- усилить действие принципа эквивалентности страховых пенсий и страховых взносов, позволяющего обеспечить сбалансированность и финансовую самодостаточность института пенсионного страхования путем установления предельного размера заработка, учитываемого при расчете взносов и выплат, в размере 415 тыс. руб. в год);
- установить минимальную величину страховых взносов с тем, чтобы их уплата в течении 30 лет в этом минимальном размере обеспечивала трудовую пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера, и обязать работодателей уплачивать страховые взносы в размере не ниже минимального независимо от начисляемого заработка.
- законодательно определить сроки и мероприятия по доведению величины национальных расходов на пенсионную систему до 10-12% ВВП, а социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП;
- законодательно определить порядок и процедуры, а также источники финансирования дефицита средств на выплату базовой и страховой частей трудовой пенсии. [18].
В 2010 году Фонд социального страхования
испытывает некоторые проблемы с наполняемостью
бюджета, это вызвано существенным
увеличением размеров ряда социальных
выплат. По мнению главы Фонда социального
страхования, дефицит имеет место из-за
того, что в России раннее существовала
«несколько неадекватная» система тарифов
на социальное страхование [17]. За счет
государственной поддержки малого бизнеса
доля предприятий, выплачивающих налоги
по упрощенной схеме, возросла. Единый
социальный налог они платили по сниженным
тарифам, а выплаты по больничным листам
получали в стандартном объеме. Таким
образом, упрощенная система налогообложения
приводит к тому, что предприятие платит
почти в два раза меньше, чем получают
потом из системы социального страхования
его работники.