Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа
Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.
Введение 3
 
Глава 1. Переходный период и  особенности реформирования агропромышленного  комплекса РБ 7
 
1.1 Понятие переходной  экономики 7
 
1.2 Основные черты экономических  реформ в Республике Башкортостан 14
 
1.3 Место и роль сельскохозяйственной  отрасли в экономике Республики  Башкортостан и проблемы реформирования  АПК РБ 19
 
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики  в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса  РБ в курсе преподавания экономики  в школе". 32
 
2.1 Программа школьного  экономического образования. Место  "Агропромышленного комплекса"  в программе. 32
 
2.2 Методика преподавания  темы "Агропромышленный комплекс  Республики Башкортостан" на примере  урока в 11 классе средней школы  50
 
Заключение 59
В поддержке малых форм хозяйствования особо преуспела республика Татарстан. Одно из новых и перспективных направлений ‒ это строительство семейных ферм. В 2010 году Правительством Республики Татарстан утверждена республиканская программа "Развитие семейных ферм в Республике Татарстан на 2010-2012 годы". Целевые показатели программы ‒ создание 415 новых высокомеханизированных семейных ферм и 8 цехов по переработке молока с дальнейшим их тиражированием до 1000 семейных ферм.
В качестве поддержки этого 
стратегически важного 
В Башкирии в проекте государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрена подпрограмма – "Развитие малых форм хозяйствования". Основными программными мероприятиями являются:
1. "Поддержка начинающих фермеров"
2. "Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х"
3. "Субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) малым формам хозяйствования"
4. "Государственная поддержка 
сельскохозяйственных 
5. "Помощь в оформлении 
земельных участков в 
По поручению президента РБ Рустема Хамитова разрабатывается программа по развитию ЛПХ.
Решающее значение для 
АПК приобретает эффективная 
инвестиционная политика, формирование 
благоприятных условий для 
Сейчас в регионах реализуются 
свыше 150 крупных инвестпроектов общим 
объемом более 170 млрд рублей. Основной 
источник их финансирования – кредитные 
ресурсы (55%). Собственные средства инвесторов 
составляют 31%. На данный момент, нынешний 
уровень государственно-
Одной из острых проблем в республике является обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Как отметил президент РБ Рустем Хамитов, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней по итогам 2011года вырос с 3% до 7,8%. Однако без учета субсидий сельское хозяйство продолжает оставаться убыточным. В 2011 году убыток составил более 6%.
В связи вступлением РФ 
во Всемирную Торговую Организацию, 
все большее внимание уделяется 
конкурентоспособности 
Необходимым условием повышения 
конкурентоспособности 
В сфере сельского хозяйства 
выделяются, как известно, по меньшей 
мере четыре основных направления инноваций: 
селекционно-генетические, производственно-
Необходимо так же учитывать, 
что модернизация АПК приведет к 
высвобождению рабочей силы, поэтому 
следует уделить большое 
Таким образом, несмотря на существующие проблемы, потенциал АПК республики весьма высок. На поддержку малых форм хозяйств, развитие и внедрение инноваций, привлечение инвестиций и должна быть направлена современная аграрная экономическая политика.
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе".
2.1 Программа школьного 
экономического образования. 
В настоящее время на этапе 
становления рынка продолжается 
ухудшение экономической 
Общеобразовательная школа играет важнейшую роль в формировании знаний и умений организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях.
За прошедшее десятилетие 
в российском экономическом образовании 
преодолен дефицит учебной 
Очевидно, при решении 
вопросов экономического воспитания учащихся, 
в целом, овладение принципами рационального 
экономического мышления, основами домашней 
экономики, как составной части 
экономики страны, имеет важное значение. 
Но, не менее важными в таком 
случае оказываются практика формирования 
социально-экономических 
Экономические знания нужны 
всем детям, не зависимо от того какую 
профессию они выберут в 
До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов – рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.
Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала – вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.
К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:
1. Если нет возможности 
организовать преподавание 
2. Основы экономических 
знаний можно дать ученикам 
в рамках других предметов: 
географии, истории, 
3. В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.
4. Курс должен реально 
обучать экономической 
В настоящее время в российских школах реализуется четыре концепции преподавания экономики:
1. традиционная, ориентированная 
на "нормативное преподавание", 
описание идеальных моделей 
2. академическая, в соответствии 
с которой школьное 
3. бизнес – ориентированная, 
в рамках которой сведения 
об экономике подаются в виде 
системы практических советов 
и которая направлена на 
4. культурно-функциональная, 
нацеленная на формирование 
По нашему мнению, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников адекватные представления о сути экономических явлений. Принято считать, что профессиональная деятельность экономиста связана с анализом конкретного фактического материала, цифр и т. п. Внешне, конечно, это так. Но если заглянуть глубже, то станет ясно, что профессионал – экономист должен видеть за анализируемой информацией людей, их взаимоотношения, конкретные события и действия. Если этого не происходит, то, по большому счету, экономист не состоялся. В силу этого проблемы эффективности экономического образования без активного включения "человека" решить не- возможно.
Таким образом, цель экономического 
образования школьников – формирование 
современного экономического мышления, 
представляющего сплав познаний 
устройства экономической 
1. в сфере обучения – 
освоение учащимися основ 
2. в сфере самосознания 
– осмысление своего 
3. в сфере мотивации 
– развитие интереса к 
В сложившихся условиях целесообразно 
принять к сведению ряд пожелании 
по поводу методики преподавания экономики. 
Экономическое образование 
Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.
Особенности формирования экономического 
мышления учащихся средних классов 
связано с расширением границ 
изучаемых понятий, с выявлением 
их свойств, функций, факторов, экономических 
суждений. В этом возрасте учащиеся 
относятся к экономическим 
Социально – психологические 
особенности старшеклассников дают 
возможность интеллектуального 
обучения с освоением обобщённого 
теоретического и практического 
знания, необходимого для конструктивного 
решения хозяйственных задач 
и принятия экономических решений. 
В это время оформляется