Автор работы: p**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:46, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью  административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение  осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных  и предпринимаемых попыток использования  интенсивных факторов
роста.
Содержание
Введение    ........................... 2
1. Основные  черты переходной экономики и  особенности ее
функционирования      ...................... 4
1.1. Основные  черты переходной экономики  ..........  4
1.2. Особенности  функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной  экономики         ................. 5
2. Главные  задачи переходной экономики  и пути их решения     .....   11
2.1. Структура переходной экономики       ................ 13
2.2 Элементы переходной экономики   ...................... 15
3. Модели и разновидности переходной экономики ..........  19
3.1. Градуализм   ...................... 19
3.2. «Шоковая терапия»        ..................   21
4. Заключение        ..................   27
Список  литературы      .......................   30
но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений,
обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост
безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены
деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного
механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в
плановой 
экономике в течение 
планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия
и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания
переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует
принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации
экономики.
Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы
в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их
проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград
к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости,
вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся
экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может
быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий
введения 
экономической свободы и 
глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях
собственности.
Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является
создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.
Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая
позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого
человека, независимо от его социально-экономического статуса.
Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность
проблем по реформированию экономической системы предопределили
необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:
во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием
экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от
плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного
стратегического развития в направлении создания социально ориентированной
экономики.
Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики
и следующие пути их решения.
1. Осуществление 
финансово-кредитной 
проведения жесткой денежно-кредитной политики.
2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе
предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений
собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.
3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития
рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной
экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на
слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня
монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения
сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в
монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других
отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта
такой продукции и др.
4. Либерализация 
цен, переход к их 
механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение,
ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной
борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:
а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен,
выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых
экономических реформ;
б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени
либерализация цен.
5. Формирование 
рыночной инфраструктуры — 
(предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся
механизм рыночных связей производства и потребления.
6.  Создание 
сильной системы социальной 
7.  Достижение 
социальной переориентации 
структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития
производства потребительских товаров и услуг.
Трансформация 
административно-командной 
быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии.
Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований
и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного
хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит
не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических,
экономических, социальных, исторических и других факторов.
2.1 Структура переходной экономики
Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности,
разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве
функционировало 
пять общественно-экономических 
частно-капиталистический, 
государственно-
патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной
собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм
или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад
олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой —
общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной
экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное
хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту
сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.
Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-
производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места
на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты
накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства
коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных
участков и т.д.
Фактор права собственности выступает определяющим в развитии
предпринимательства. 
Только собственник может 
решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится
приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы
бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих
решений, гарантий риска и т.д.
Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника,
обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы
услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного
дела 
и умеющего оценивать его 
целесообразность.
Для рыночной 
экономики характерна следующая 
структура отношений 
ведущая 
роль принадлежит крупным 
концентрацией капитала;
за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной
или частной собственностью;
существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит
государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах
экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой
деятельностью.
Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре
отношений 
собственности как в 
сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта
задача может быть решена только при условии формирования системы рыночных
отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех
субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая свобода —
это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор
методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также
потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства;
взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на
реализуемую продукцию.
В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой
производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция