Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:37, реферат
Целью написания работы является изучение социальных преобразований в Республике Беларусь.
Объектом исследования в работе являются страны с переходной экономикой, в первую очередь Республика Беларусь.
Предметом исследования является концепция перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
В связи с поставленной целью  в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи переходного периода;
- рассмотреть особенности содержания переходного периода в условиях Республики Беларусь;
- определить роль государства  в поддержании социальной стабильности  в Республике Беларусь.
Основные проблемы переходной экономики
                              
                              
                              
Введение
Страны с переходной экономикой — это 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике.
Около трети всего населения мира проживает в этой группе стран, которая включает в себя страны бывшего Советского Союза, Китай, Монголию, Вьетнам и страны Центральной и Восточной Европы.
Они возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
По уровню социально-экономического развития почти все страны с переходной экономикой центральной и восточной Европы относятся к среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.
Целью написания работы является изучение социальных преобразований в Республике Беларусь.
Объектом исследования в работе являются страны с переходной экономикой, в первую очередь Республика Беларусь.
Предметом исследования является концепция перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи переходного периода;
- рассмотреть особенности содержания переходного периода в условиях Республики Беларусь;
- определить роль государства 
в поддержании социальной 
Для достижения поставленной цели исследования использовались общие и специальные методы научного познания.
Для осмысления и изложения теоретических 
положений и результатов 
Основные проблемы переходной экономики РБ
         
Переходная экономика представляет собой 
такое особое состояние экономической 
системы, когда она функционирует в период 
перехода общества от одной сложившейся 
исторической системы к другой. В настоящее 
время изучение переходной экономики 
несомненно является актуальным, так как 
в конце XX века начался процесс системного 
перехода бывших социалистических стран 
от командно-административной к рыночной 
экономике, который является одним из 
величайших и интереснейших. 
Термин «переходная экономика» впервые 
был введен в литературу Марксом и Энгельсом 
в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию 
от капитализма к социализму. Применяемый 
сегодня термин принадлежит новейшей 
истории и характеризует экономическое 
состояние трансформации из командно-административной 
в рыночную систему. Проблемы переходной 
экономики, иначе трансформационной экономики 
изучает наука транзитология. Сам термин 
“транзитология” был предложен в 1992 г. 
М. Бэравуа. 
В целом, трансформационная (переходная) 
экономика – это совокупность общественных 
экономических отношений, возникших в 
среде эволюционного исторического процесса 
перехода от старой к новой социальной 
системе. 
Переходный период – это период времени, 
в течение которого общество осуществляет 
коренные экономические, политические 
и социальные преобразования, а экономика 
страны переходит в новое, качественно 
иное состояние в связи с кардинальными 
реформами экономической системы. 
Переходный период может быть вызван объективными 
и субъективными причинами. К объективным 
причинам следует отнести эволюционное 
развитие экономики и общества, научный 
прогресс, историческое движение, несоответствие 
другим системам (окружающая среда и пр.), 
которые создают естественные противоречия, 
требующие идейного и материального переустройства 
окружающей системы. Субъективными причинами 
являются политическое, экономическое 
вмешательство государства, крупных частных 
компаний, профсоюзов, церкви или иных 
сил в развитие общества. Это вмешательство 
может не соответствовать естественному 
ходу событий и сопровождаться революциями 
и войнами. Очевидно, что только объективные 
причины могут оправдать существование 
переходного периода. 
По специализации причины, вызывающие 
переходный период, могут быть: 
- социальными - увеличение разрыва между 
доходами населения падение общего уровня 
благосостояния, снижение продолжительности 
жизни населения, падение нравственности, 
рост преступности увеличение смертности, 
снижение рождаемости и др.; 
- экономическими - противоречия внутренних 
и внешних экономических отношений, снижающие 
эффективность последних, т. е. приводящие 
в итоге к падению благосостояния и порождающие 
социальные проблемы; 
- технологическими - моральный и материальный 
износ технического обеспечения социально-экономической 
системы, старение технологий, техники, 
приводящее к снижению конкурентоспособности; 
- управленческими – рост управленческого 
аппарата, бюрократии, коррупции, снижение 
общей эффективности организационно-управленческой 
системы; 
- мотивационными - снижение заинтересованности 
в труде, изменение ценностных ориентиров, 
ослабление иных сил, движущих социально-экономическое 
, технологическое и управленческое развитие; 
- идеологическими - нарушение внутреннего 
психологического индивидуального и общественного 
равновесия, связанного с потерей доверия 
к основам проводимой социально-экономической 
политики.  
Переходный период включает три этапа: 
1) деформация старого экономического 
порядка, основная цель которого состоит 
в ликвидации устаревших экономических 
структур и механизмов функционирования 
предшествующей экономической системы, 
что нередко связано с возникновением 
кризисной ситуации в национальной экономике; 
2) становление нового экономического 
порядка, целью которого является создание 
необходимых условий и зарождение новых 
структур и механизмов. В этой фазе получает 
развитие новая институциональная среда, 
обеспечивающая экономическую деятельность 
в условиях рынка; 
3) структурная перестройка, целью которой 
являются регулирующие воздействия государства 
и рыночных механизмов на национальную 
экономику, приводящие ее воспроизводственную, 
отраслевую, региональную и технологическую 
структуры в состояние, отвечающее новым 
стратегическим, социально-политическим 
и экологическим целям. 
Таким образом, переход от одной социально-экономической 
системы к другой – весьма сложный процесс 
реформирования, трансформации и развития, 
который требует довольно продолжительного 
периода. С одной стороны, это процесс 
постепенного "подрыва" коренных 
социально-экономических отношений прежней 
системы и зарождения и развития в её недрах 
новых, противоречиво соединяющихся с 
первыми внутри старой системы. С другой 
стороны, постепенно в экономике будет 
происходить развитие и усиление отношений 
и элементов новой системы и ослабление 
отношений и элементов старой системы. 
На основе этого можно выделить следующие 
основные черты переходной экономики, 
отличающие её от других сложившихся систем: 
1) Переходный период – это длительная 
историческая полоса ввиду сложности 
и многогранности преобразований. 
2) Наличие двух линий развития: восходящей, 
знаменующей становление новой системы 
экономических отношений, и нисходящей, 
выражающейся в отмирании прежней. 
3) Если для устойчивых экономик и систем 
(командной, рыночной и т.д.) характерна 
определённая целостность, устойчивость 
развития, то переходная экономика характеризуется 
неустойчивостью состояния, нарушением 
целостности. Такое положение, являющееся 
кризисным для сложившейся экономической 
системы, можно рассматривать как нормальное 
для трансформирующейся экономики. Сохранение 
и воспроизводство в течение относительно 
длительного времени неустойчивости, 
неравновесия системы имеет свою причину: 
изменение цели. Если в обычной, устойчивой 
системе такой целью является её самосохранение, 
то для переходной экономики – трансформация 
в другую систему. Эта неустойчивость, 
нестабильность состояния переходной 
экономики обусловливает, с одной стороны, 
особый динамизм ее развития и соответствующий 
характер изменений – необратимость, 
неповторяемость, а с другой — рост неопределенности 
итогов развития переходной экономики, 
вариантов формирования новой системы. 
4) Переходная экономика характеризуется 
количественным и качественным изменением 
состава элементов. В ней "по наследству" 
остались структурные элементы предыдущей 
системы. Но эти элементы функционируют 
в качестве иной, преобразующейся экономической 
системы, и поэтому изменяют как своё содержание, 
так и свои функции, связанные с зарождением 
принципиально новой экономики. Вместе 
с тем в экономике появляются новые, не 
свойственные старой системе элементы. 
Например, для рыночной экономики характерно 
наличие предпринимательских структур 
различных форм собственности, негосударственных 
предприятий, бирж, коммерческих банков, 
негосударственных пенсионных, страховых 
и других фондов, фермерских хозяйств. 
5) При равенстве исходного и конечного 
пунктов преобразований в тех или иных 
странах неизбежна в наиболее существенных 
моментах общность способов, методов, 
последовательности, темпов преобразований, 
хотя национальные особенности и уж тем 
более различия исторических эпох придают 
им весьма существенную специфику.  
Характерным признаком переходной экономики 
также является институциональная неполнота, 
отсутствие или зачаточное состояние 
отдельных институтов рынка (рынка земли, 
фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти 
явления на примере перехода от административно-командной 
к рыночной экономике. Основной трудностью 
переходного периода является создание 
институтов рыночной экономики. Институты 
в широком смысле представляют собой правила 
экономического поведения и механизмы, 
обеспечивающие их выполнение, а также 
экономические организации, субъекты 
хозяйствования. В переходный период формируются 
институты, без которых не может нормально 
функционировать рыночная экономика: 
частная собственность, экономическая 
свобода и ответственность хозяйствующих 
субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура 
и др. 
Основной целью переходной экономики 
является экономическая свобода и создание 
на этой основе социально-ориентированной 
хозяйственной системы, способной обеспечить 
динамичное развитие экономики и достойный 
уровень благосостояния гражданам страны, 
преодолев отставание от других стран.  
    На основе анализа перехода 
от административно-командной системы 
к рыночной можно выделить следующие главные 
задачи переходной экономики: 
1) Преодоление кризисных явлений, углубившихся 
после вступления общества в переходную 
экономику. 
2) Формирование рыночных отношений и рыночной 
инфраструктуры. 
3) Реформирование отношений собственности 
как основы экономической системы. 
4) Создание условий экономической свободы 
для всех субъектов хозяйствования. 
5) Создание развитой системы социальной 
защиты и социальных гарантий, ограждающих 
население от тяжёлых последствий реформирования 
экономики. 
     Особая форма государственного 
регулирования — разработка прогнозов 
и программ. В целом выделяются два основных 
подхода к прогнозированию и планированию 
в странах с рыночной экономикой: 
1) Один из них предполагает использование 
более либеральных методов государственного 
регулирования при всемерном поощрении 
рыночных механизмов хозяйствования. 
Этот подход характерен для таких стран 
как США, Великобритания и др. В прогнозе 
определяются главным образом не конкретные 
показатели экономического роста, а условия, 
наиболее благоприятствующие развитию 
процесса воспроизводства в соответствующей 
политической и социально-экономической 
ситуации. 
2) Более жесткая система планирования, 
применяемая в странах с достаточно большой 
долей государственной собственности 
в сфере производства, предполагает использование 
административных рычагов воздействия 
на экономику. Наиболее яркий пример использования 
такого подхода продемонстрировала Франция, 
добившись весьма заметных успехов, что 
подтверждается достаточно высоким уровнем 
ее социально-экономического развития 
по сравнению с многими другими странами. 
 
Практическая часть
Выполнение плана 
Наименование областей  | 
  Республиканская собственность  | 
  Коммунальная собственность  | 
  Государственная собственность  | ||
План 2003-2011гг.  | 
  Факт 2003-2011гг.  | 
  План 2003-2010гг.  | 
  Факт 2003-2010гг.  | 
  План на 2011 г.  | |
г. Минск  | 
  110  | 
  79  | 
  10  | 
  3  | 
  38  | 
Брестская обл.  | 
  60  | 
  47  | 
  77  | 
  15  | 
  75  | 
Витебская обл.  | 
  48  | 
  26  | 
  45  | 
  8  | 
  59  | 
Гомельская обл.  | 
  72  | 
  56  | 
  80  | 
  25  | 
  71  | 
Гродненская обл.  | 
  48  | 
  44  | 
  51  | 
  9  | 
  46  | 
Минская обл.  | 
  72  | 
  40  | 
  53  | 
  15  | 
  70  | 
Могилевская обл.  | 
  46  | 
  34  | 
  62  | 
  25  | 
  49  | 
Всего  | 
  456  | 
  326  | 
  378  | 
  100  | 
  408  | 
Выполнение плана  | 
  71,5%  | 
  26,5%  | 
  осталось 49%  | ||
 Динамика роста основных 
экономических показателей 
Показатель  | 
  1996 г.  | 
  1997 г.  | 
  1998 г.  | 
  1999 г.  | 
  2000 г.  | 
  2000 г. к 1995 г.  | 
Валовой внутренний продукт, %  | 
  102,8  | 
  111,4  | 
  108,4  | 
  103,4  | 
  105,8  | 
  135,8  | 
Продукция промышленности, %  | 
  103,5  | 
  118,8  | 
  112,4  | 
  110,3  | 
  107,8  | 
  164,3  | 
Производство потребительских товаров, %  | 
  109,0  | 
  122,8  | 
  120,8  | 
  109,2  | 
  104,1  | 
  183,8  | 
Продукция сельского хозяйства, %  | 
  102,4  | 
  95,1  | 
  99,3  | 
  91,7  | 
  109,3  | 
  96,9  | 
Инвестиции в основной капитал,%  | 
  95,0  | 
  120,0  | 
  125,0  | 
  92,0  | 
  102,0  | 
  133,7  | 
Индекс  роста потребительских 
  цен (декабрь к декабрю   | 
  1,4  | 
  1,6  | 
  2,8  | 
  3,5  | 
  2,1  | 
  46,1  | 
Реальные денежные доходы населения, %  | 
  117,0  | 
  106,0  | 
  119,0  | 
  97,0  | 
  120,0  | 
  171,6  | 
Состав безработных по половому признаку и молодежь
На конец июня 2009 г.  | 
  На конец июня 2010 г.  | 
  На конец июня 2011 г.  | ||||||
Численность безработных - всего  | 
  человек  | 
  %  | 
  Численность безработных - всего  | 
  человек  | 
  %  | 
  Численность безработных - всего  | 
  человек  | 
  %  | 
37654  | 
  38903  | 
  100  | 
  30573  | 
  100  | ||||
из них женщин  | 
  20017  | 
  53,2  | 
  из них женщин  | 
  20258  | 
  52,1  | 
  из них женщин  | 
  15681  | 
  51,3  | 
мужчин  | 
  17637  | 
  46,8  | 
  мужчин  | 
  18645  | 
  47,9  | 
  мужчин  | 
  14892  | 
  48,7  | 
молодежь 16-29 лет  | 
  14271  | 
  37,9  | 
  молодежь 16-29 лет  | 
  14686  | 
  37,8  | 
  молодежь 16-29 лет  | 
  11339  | 
  37,1  |