Автор работы: d***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа
Цель  данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:
изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….5
Социальная политика цели, функции¸ принципы
     1.1 Происхождение и сущность социальной  политики государства…...6
     1.2 Функции и методы социальной  политики..........................................11
     1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
Основные направления реализации социальной политики
     2.1 Социальная политика белорусского  государства…………………..23
     2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
Список  использованных источников………………………..43
     Особое 
внимание уделяется обеспечению доступности 
социального обслуживания для сельских 
жителей. Сеть социальных пунктов центров 
значительно расширена: если в 2005 году 
функционировало 47 социальных пунктов, 
то по состоянию на 1 марта 2009 г. – 401 социальный 
пункт.  
Дальнейшему развитию социального стандарта, 
его переводу на более высокий качественный 
уровень будет способствовать реализация 
мероприятий Программы развития и оптимизации 
сети учреждений социального обслуживания 
до 2010 года. 
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике проживает более 508 тыс. инвалидов, в том числе около 28 тысяч детей-инвалидов. Реабилитационные учреждения – Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов – осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Нуждающиеся обеспечиваются (бесплатно или на льготных условиях) протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации.
Осуществляемые мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили в I полугодии улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации. Республиканским унитарным предприятием «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ) за 3 месяца 2009 года выпущено товарной продукции на сумму 6007,2 млн. рублей, что составляет 100,3 % к аналогичному периоду прошлого года.
     По 
состоянию на 1 марта 2009 г. численность 
участников ВОВ составила 42,6 тыс. человек, 
в т.ч. инвалидов ВОВ I и II групп - 12,8 тыс.; 
членов семей погибших в годы войны – 
5,9 тыс.; лиц, награжденных орденами или 
медалями за самоотверженный труд и безупречную 
воинскую службу в тылу в годы войны – 
12,8 тыс.; бывших узников фашизма – 51,0 тыс. 
человек  
Социальным обслуживанием на дому охвачено 
более 4,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной 
войны. Инвалиды из числа ветеранов войны 
полностью обеспечены инвалидными креслами-колясками, 
протезами и другими средствами реабилитации. 
Практически решены вопросы предоставления 
им жилья, телефонизации квартир. Одиноким 
гражданам пенсионного возраста за счет 
средств местных бюджетов устанавливаются 
индивидуальные пожарные извещатели, 
приборы учета расхода воды. 
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах социальной поддержки населения» (далее – Указ) наиболее нуждающимся семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.
     Ежемесячное 
социальное пособие предоставляется 
семьям и гражданам при условии, 
если их среднедушевой доход по объективным 
причинам не превышает 100 процентов наибольшей 
величины бюджета прожиточного минимума 
в среднем на душу населения, утвержденного 
Правительством Республики Беларусь, 
за два последних квартала (критерий нуждаемости).  
Размер ежемесячного социального пособия 
на одного получателя составляет положительную 
разность между критерием нуждаемости 
и среднедушевым доходом семьи (гражданина). 
     Указанное 
социальное пособие назначается 
с месяца обращения, как правило, 
на три месяца, и не более двух 
раз в течение календарного года. 
В исключительных случаях, если семьи 
(граждане) в течение трех и более месяцев 
находятся в трудной жизненной ситуации, 
объективно нарушающей их нормальную 
жизнедеятельность, такое пособие может 
быть назначено более двух раз в течение 
календарного года либо на срок до одного 
года.  
Ежемесячное социальное пособие не предоставляется 
семье (гражданину), если член семьи (гражданин): 
имеет в частной собственности более одного жилого помещения (квартиры);
сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;
сдает по договору аренды иное недвижимое имущество (дачу, гараж);
     является 
собственником имущества 
осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия;
     обучается 
в учреждении образования за счет 
собственных средств;  
имеет земельный участок для ведения личного 
подсобного хозяйства или коллективного 
садоводства, но не использует его для 
получения сельскохозяйственной продукции 
(кроме одиноких инвалидов I, II группы и 
граждан, достигших 70-летнего возраста). 
Единовременное социальное пособие может быть предоставлено семье или гражданину, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 120 процентов критерия нуждаемости. Размер единовременного социального пособия устанавливается в пределах от 50 до 500 процентов критерия нуждаемости в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин). Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на получение государственной адресной социальной помощи устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, центра с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
Указанное социальное пособие назначается не более одного раза в течение календарного года. Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи установленной формы подается любым совершеннолетним членом семьи, а также несовершеннолетними членами семьи, вступившими в брак до достижения возраста 18 лет или имеющими детей, в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Бланк заявления выдается этим органом.
     Решение 
о назначении государственной адресной 
социальной помощи принимается постоянно 
действующей комиссией, созданной районным 
(городским) исполнительным комитетом. 
Обеспечение деятельности комиссии осуществляется 
органом по труду, занятости и социальной 
защите.  
Решение о назначении и размере государственной 
адресной социальной помощи либо об отказе 
в ее назначении принимается комиссией 
в следующие сроки:  
1. в течение 5 рабочих дней со дня подачи 
заявления при представлении заявителем 
всех документов, необходимых для назначения 
государственной адресной социальной 
помощи; 
2. в 
течение 5 рабочих дней после 
получения последнего 
О назначении или отказе в назначении государственной адресной социальной помощи (с указанием причин отказа и порядка обжалования) заявителю сообщается в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения комиссии.
Решение комиссии о назначении (отказе в назначении) социальных пособий может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. При несогласии с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.
В целях обеспечения контроля за реализацией Указа Министерством труда и социальной защиты организован и проводится мониторинг оказания государственной адресной социальной помощи. В каждом регионе республики формируется банк данных получателей государственной адресной социальной помощи.
Согласно оперативным данным, по состоянию на 1 января 2009 г. в органы по труду занятости и социальной защите обратилось около 69 тыс. заявителей. Решение о назначении помощи принято по 62,5 тыс. обращений (90,6 процента от числа всех обращений). Необходимую поддержку государства получили 177,1 тыс. человек на сумму 29,4 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи – 59,3 процента от всех получателей, в том числе представители многодетных семей составляют 29,2 процента (51,7 тыс. человек), неполных семей – 30,1 процента (53,3 тыс. человек). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в общем числе получателей составили 2 процента (3,6 тыс. человек). Государственная адресная социальная помощь назначена 7,2 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы, что составляет 4,1 процента от общего числа получателей. Остальные категории получателей составляют 34,5 процента (61,2 тыс. человек). [11 с.42]
В целях исключения иждивенческих настроений среди получателей ГАСП (в ситуации, когда трудоспособные члены семьи не стремятся к увеличению своего дохода) комиссии принимают решения о назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия на период менее трех месяцев. При этом семье (гражданину) предлагается содействие в трудоустройстве, даются конкретные рекомендации по повышению доходов. Так, по 2157 обращениям (3,4 процента от общего числа обращений, рассмотренных положительно) комиссией приняты решения о назначении ГАСП сроком на один месяц.
Во всех административных районах республики созданы постоянно действующие комиссии по оказанию государственной адресной социальной помощи (далее – комиссии), деятельность которых осуществляется на основании Положений, утвержденных решениями гор(рай)исполкомов (администраций районов в городах).
При вынесении решения о назначении ГАСП, ее формах и видах, о размере помощи и периоде выплаты (для ежемесячного социального пособия) комиссия принимает во внимание факторы и причины, по которым семья имеет низкий доход, а также проявляемые трудоспособными членами семьи инициативу и конкретные действия по улучшению материального благополучия, по выходу из трудной жизненной ситуации.
Деятельность государства в социально сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущения проявления социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
     В 
2000-2008 годах денежные доходы населения, 
скорректированные на рост потребительских 
цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная 
заработная плата в 2,9 раз.   [см. приложение.]     
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
 
        
Для нашей страны государственная социальная 
политика была и остается главным приоритетом, 
ее основная цель - обеспечение всем гражданам 
страны достойного уровня и качества жизни.
Реформирование общества создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.
Необходимо, с одной стороны, аккумулировать средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: образование, науку, культуру, здравоохранение (имея в первую очередь доступную, бесплатную медицинскую помощь). Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».
Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2008 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 2006 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 35,8%, то в 2008 г. - 42,1%. Позитивная динамика наблюдалась и в реальном содержании пенсии. Величина средней пенсии по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера возросла на 50 процентных пунктов и составила 126,0%.
Основные направления деятельности государства по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2006-2010 гг.». Программой предусматривается проведение научных исследований в части социально-правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.
     Совершенствование 
пенсионного обеспечения в 
Информация о работе Основные направления реализации социальной политики