Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Цель данной работы: изучение теоретических, методологических, методических основ по организации хозяйственных связей, и практической работе предприятия по закупке материальных ресурсов.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:
—	В теоретическом плане  - показать необходимость рациональной организации хозяйственных связей на современном этапе; раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
—	В аналитическом плане – дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта; проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии; рассмотреть механизм договорно-претензионной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей;
—	В рекомендательном плане – провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию существующей системы хозяйственных связей предприятия.
Из таблицы 2.3 видно, что план потребности в продукции полностью был обеспечен договорами на поставку. Коэффициент обеспеченности по плану составил:
Коб пл = 315,0 / 315,0 = 1,0
Фактически план поставки продукции недовыполнен в отчетном году не 22,2 %; коэффициент обеспеченности составил:
Коб ф = 245, 0 / 315, 0 = 0,78
Это означает, что общая потребность в продукции удовлетворяется только на 77,8 %.
Хотя это движение и не является достаточно точным, так как предприятие определяет примерную потребность в продукции. Недовыполнение договоров на 22,2 % обусловлено следующими причинами:
— снижением реальной потребности в продукции;
— отсутствие свободных денежных средств на закупку товаров по причине недостаточного финансового положения фирмы.
В 1998 г. поставку по договорам осуществляли 12 поставщиков. Как уже отмечалось, в отчетном периоде предприятие работало с местными предприятиями, занимающимися производством и посреднической деятельностью.
Как показывают данные таблицы 2.4, основными поставщиками вино-водочных, безалкогольных напитков, плодово-овощных изделий являются предприятия производители (ОАО «Ликероводочный завод «Хабаровский», ОАО «Тайга», ГСП «Гаровское» и др.).
Таблица 2. 4
Информация о поставщиках продукции
Наименование поставщика  | Поставка, тыс. руб.  | Уд. вес поставщика, %  | 
1. ОАО «Амур-пиво»  | 34,5  | 14,1  | 
2. ОАО «Тайга»  | 30,3  | 12,4  | 
3. ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский»  | 44,7  | 18,2  | 
4. ООО «Столица»  | 4,4  | 1,8  | 
5. ООО «Табак-Опт-Сервис»  | 17,4  | 7,1  | 
6. ОАО «ПРОДАСС»  | 19,6  | 8,0  | 
7. ЗАО «Восток-Регион»  | 7,0  | 2,9  | 
8. ООО «ДХ Трейд»  | 10,7  | 4,4  | 
9. «Дубль-М»  | 9,5  | 3,9  | 
10. ИП Михайлова А.М.  | 10,6  | 4,3  | 
11. ГСП «Гаровское»  | 36,8  | 15,0  | 
12. ТД «Манхеттен»  | 19,5  | 7,9  | 
Итого  | 245,0  | 100,0  | 
В таблице 2.5 представлена информация о поставщиках и поставляемой ими продукции в совокупности.
Таблица 2.5
Свод данных о поставщиках и поставляемой продукции за 1998 год
  | оао «ли-керо-водоч-ный завод «хаба-ров-ский»  | гсп «гаро-вское»  | оао «амур-пиво»  | оао «тайга»  | тд «ман-хеттен»  | ооо «табак-опт-сер-вис»  | оао «про-дасс»  | ооо «дх трейд»  | ип михай-лова а.м.  | «дубль-м»  | зао «вос-ток-ре-гион»  | О О о «с Т о-л И Ц а»  | И Т о-г о 
  | 
1. Ви- но-водоч-ные изде- лия  | 44,7  | -  | -  | 10,5  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 51,5  | 
2. Плодово-овощная  | -  | 36,8  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 36,8  | 
3. Конди-терские  | -  | -  | -  | -  | 10,5  | -  | 4,0  | 5,8  | 5,3  | -  | 1,4  | -  | 27,0  | 
4. Соки, воды  | 3,7  | -  | 34,5  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 38,2  | 
5. Мясные изделия  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 15,2  | -  | -  | -  | 4,3  | -  | 19,6  | 
6. Кон- сервы  | -  | -  | -  | 6,0  | -  | -  | -  | -  | 5,3  | -  | -  | -  | 11,3  | 
7. Масло-про-дукты, моро-женое  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 3,9  | -  | 9,5  | 1,3  | -  | 14,7  | 
8. Чай, кофе  | -  | -  | -  | 9,0  | 9,0  | -  | 0,4  | -  | -  | -  | -  | -  | 18,4  | 
9. Таба- Чные изделия  | -  | -  | -  | -  | -  | 17,4  | -  | 1,0  | -  | -  | -  | 4,4  | 22,8  | 
10. Прочая про-дукция  | -  | -  | -  | 4,7  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | -  | 4,7  | 
Итого  | 44,7  | 36,8  | 34,5  | 30,3  | 19,5  | 17,4  | 19,6  | 10,7  | 10,6  | 9,5  | 7,0  | 4,4  | 245,0  | 
По данному графику (рис. 2.3) видно, что поставку вино-водочной продукции производят ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», ОАО «Тайга». При этом основным поставщиком вино-водочных изделий является ОАО «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», доля которого в общем объеме поставок составил 44,7 %.
Крупным поставщиком является ГСП «Гаровское», поставляемое плодово-овощную продукцию.
В 1998 г. на долю этого поставщика приходилось 15,0 % в общем объеме поставок продукции на сумму 36,8 тыс. руб.
Представляет интерес анализ ритмичности поставок. Для оценки ритмичности поставок используется коэффициент ритмичности, формализованный расчет которого представлен ниже:
                              
                              
                              
где Кр – коэффициент ритмичности;
Пплi – плановый объем закупок продукции за i-е периоды;
Пнi – недовыполнение плана по договорам поставки в i-е периоде.
Квартал  | Поставка продукции, тыс. руб  | Удельный вес, %  | Выполнение плана, коэффициент  | ||
план  | Факт  | План  | факт  | ||
Первый  | 74,0  | 54,1  | 23,5  | 22,1  | 0,73  | 
Второй  | 78,8  | 66,2  | 25,0  | 27,0  | 0,84  | 
Третий  | 83,5  | 65,7  | 26,5  | 26,8  | 0,79  | 
Четвертый  | 78,7  | 59,0  | 25,0  | 24,1  | 0,75  | 
Итого  | 315,0  | 245,0  | 100,0  | 100,0  | 0,78  | 
В соответствии с данными таблицы 2.6, где приведена информация для анализа ритмичности поставок, коэффициент ритмичности составляет 0,78. То есть поставки в 1998 г. производились неритмично, план по срокам поставки продукции выполняется только на 78%.
Расчеты между ООО «Карусель» и поставщиками осуществляются как в безналичном порядке через банк, так и наличными расчетами.
1 – 87,5 тыс. руб., 2 – 157,5 тыс. руб
При безналичных расчетах с поставщиками ООО «Карусель» использует платежные поручения, данная форма расчетов является наиболее распространенной, поскольку отличается достаточной простотой, сокращает документооборот.
Кроме того, применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных средств предприятия, обеспечивает их более надежную сохранность.
Современная экономическая ситуация характеризуется кризисом неплатежей, основной причиной которого явилось:
— утрата предприятием собственных оборотных средств;
— пороки в системе ценообразования, когда внутренние цены на многие промышленные и продовольственные товары превысили мировой уровень на 30 – 70 %;
— ужесточение финансовой и денежно-кредитной политики.
Все это заставляет предприятие работать на условиях предоплаты.
При заключении договора на поставку продукции, ООО «Карусель» и его контрагенты оговаривают условия и формы расчетов, в том числе размер предоплаты, а также скидок.
Формирование рациональных хозяйственных связей возможно только на основе анализа различных их видов при учете особенностей различных форм снабжения и выбора вариантов их эффективного взаимодействия.
На ООО «Карусель» хозяйственные связи с поставщиками строятся по форме складских поставок и транзитных.
В 1998 г., как показывает рисунок 2.5, на ООО «Карусель» преобладает форма товародвижения - складская.
При этом на ее долю приходится 68 % общего объема поставок (166,6 тыс. руб.).
Преобладание складской формы товародвижения при организации хозяйственных связей на ООО «Карусель» обусловлено следующими причинами:
1. использование складской формы поставок предприятию – потребителю заказывать необходимые материальные ресурсы в объеме их действительной потребности;
2. способствует снижению производственных запасов, так как завоз их с баз и складов посреднических организаций может осуществляться чаще, чем при транзитной форме товародвижения.
ООО «Карусель» может согласовывать время поставки, независимо от сроков изготовлении продукции предприятием-производителем.
Складская форма поставок (через опосредованные хозяйственные связи) используется ООО «Карусель» при закупке таких продуктов как: кондитерские товары, табачные изделия, мясо, молоко-продукты, консервы, соки и др.
Винно-водочные изделия поставляются транзитом. При этом минимальное допустимое общее количество продукции, отгружаемой предприятием-производителем в адрес ООО «Карусель» по одному заказу (то есть транзитная норма отгрузки) – 100 ящиков. Хотя транзитная форма товародвижения способствует ускорению сроков доставки продукции, снижает издержки обращения, но в тоже время поставка только транзитом может привести к образованию у предприятия- потребителя излишних запасов материалов, если потребность в них ниже, установленных транзитных норм. Экономически неоправданное применение транзитной стороны товародвижения при закупке материальных ресурсов приводит к некомплектности потребляемых материалов, к неэффективному использованию материальных ресурсов, повышению сроков нахождения ресурсов в производственных запасах.
Таким образом, анализ состояния и развития хозяйственных связей по закупке продукции на ООО «Карусель» показал, что работой по организации хозяйственных связей занимается отдел закупок, деятельность которого, однако не ориентирована в должной мере на принципы маркетинга. В частности, не отлажена система выбора поставщиков; нет специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и закупаемой продукции; основной задачей которого должно являться снижение затрат на материальные ресурсы; повышения их качества благодаря смене поставщиков, концентрации объема закупок.
В 1998 г. поставки по договорам осуществляли 12 поставщиков, при этом потребность в продукции была удовлетворена только на 77, 8 %, о чем свидетельствует проводимый расчет коэффициента обеспеченности.
Основными поставщиками являются предприятия-производители. Кроме того, ООО «Карусель» работает с посредниками.
Таким образом, в зависимости от участия посредников в организации хозяйственных связей на ООО «Карусель» действуют:
— прямые хозяйственные связи;
— опосредованные связи.
В зависимости от длительности поставок на ООО «Карусель» действуют только краткосрочные хозяйственные связи, поскольку, предприятие – новое на Хабаровском рынке, не успело установить длительных деловых отношений с партнерами.
Рациональная организация хозяйственных связей предусматривает надлежащее выполнение поставщикам и покупателям своих обязанностей, регламентированных в договоре.
Поэтому актуальным вопросом является анализ договорно-промежуточной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей.