Музей в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:07, научная работа

Описание

Цель работы, в условиях Российской Федерации, определить основные части бюджета музеев и выявить «точки касания» » процессов музейной деятельности с элементами экономического анализа.
Основные задачи:
1. Оценить роль музея в жизни человека
2. Проанализировать механизм финансирования данных учреждений, а так же различные варианты распределения полученных средств.
3. Выявить специфику экономической деятельности музеев.
4. Изучить процесс ценообразования и маркетинговую деятельность музеев.
5. Определить, что является продуктом деятельности музея
6. Выявить основные проблемы музеев, экономического характера

Содержание

Введение
Глава 1 «Музей в современном мире»
§1Музейный мир
§2Музей для человека
§3Новые роли
§4Вопросы маркетинга
§5Специфика продвижения продукта

Глава 2 «Бюджет музея»
§1. Финансирование музеев
1.1Государственное финансирование
1.2Внебюджетные источники финансирования
§2 Распределение доходов
§3 Политика цен
§4 Проблемы функционирования музея

Заключение и выводы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

02.doc

— 2.62 Мб (Скачать документ)

     3. Платные услуги.

        Платные услуги составляют важную часть деятельности современного музея, действующего в условиях рынка. Для того, чтобы воспользоваться услугами музея необходимо заплатить (плата за билет или за посещение курсов). При этом внутри или на основе музея могут так же оказываться коммерческие услуги. Под коммерческими услугами в данном случае подразумевается работа кафе и буфетов внутри или на основе музея, работа музейных магазинов (в данном контексте стоит обратиться к статье 36 приложения №4), специальных мастерских для посетителей, а также в проведение различных мероприятий  — приемов, встреч, концертов, спектаклей. Предоставление данных услуг так же приносит музею некоторый доход, в основном заключающейся в получении ренты.

           Очевидно, что  финансовые средства поступают в музеи множеством способов, но между тем  продолжается поиск новых источников финансирования. По результатам исследования путей финансирования  можно составить схему доходной части бюджета музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Распределение средств (расходы музеев)

         Теперь, после рассмотрения системы финансирования музея, пришло время ответить на следующий вопрос. На что же музей расходует, полученные средства?

1.Организация выставок.

      Музеи имеют множество вариантов распределения доходов,  в зависимости от направленности музея и других факторов перечень расходов будет изменяться, однако существуют статьи расходов характерные практически для всех музеев. Рассмотрим некоторые из них.

    Большое количество финансовых средств идёт на организацию выставочной деятельности. Львиная доля этих средств, это так называемые спонсорские деньги. В нашей стране существуют достаточно масштабные  проекты в этой области, например, самый дорогой российский музейный выставочный проект «Декабрьские вечера» стоит, по оценкам экспертов, чуть больше четверти миллиона долларов в год.

    Организация выставки – это, прежде всего, создание экспозиции. Создание  экспозиций начинается с создания концепции и художественного проекта и закачивается монтажом. Именно техническое исполнение требует затраты внушительных средств:

                 Изготовление и поставка разнообразного оборудования: витрины и конструкции, выставочные стенды;

                 Гардеробы;

                 Книжные и архивные шкафы, стеллажи;

                 Поставка приборов для измерения параметров окружающей среды, увлажнителей воздуха и систем климат-контроляктирования;

                 Изготовление светильников

       Таким образом, уже можно говорить о том, что для того, чтобы качественно предоставить  свои услуги музею необходимо потратить значительное количество средств. Часто музей, богатство которого характеризуется  разнообразием  и уникальностью предметов музейного фонда, не может достойно организовать выставку и представить их, не являясь обладателем достаточного количества финансовых средств.

2. Выплата заработной платы

        Не секрет, что большая часть государственных поступлений идёт на выплату зарплат музейным работникам. Так, на зарплату тратится от 14,4% (Музей Великой Отечественной войны) до 47,5% ( Музей Кижи)[14] общего финансирования музея. Численность работников музейной отрасли в 2006 г. составляла 71,7 тыс. человек, в том числе научных сотрудников и экскурсоводов — 20,2 тыс. человек. Средний уровень заработной платы работников музеев в 2006 г. составил 9144,6 рубля.[15] Причем 43,1 % от этой суммы приходится на внебюджетные средства.

       Низкая заработная плата работников федеральных учреждений культуры, является основной проблемой отрасли. Анализ статистических данных показывает, что наибольшая зарплата выплачивается сотрудникам тех музеев, которые имеют возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Как правило, это наиболее крупные музеи страны.

       Даже в столичных музеях федерального подчинения заработная плата (по данным Роскультуры) не превышает 12 000 руб., а в провинциальных опускается до 5000-6000 рублей. Такая оплата труда  может привлечь в музеи и архивы разве что подвижников, студентов и людей, работающих по принципу «вы делаете вид, что платите, а я — что работаю».[16] Уровень заработной  зависит от финансовой политики, от позиции руководства отдельных федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также от профессионализма директора музея. От того, сколько внебюджетных средств музей может заработать и направить на доплаты сотрудникам. Данные о заработной плате сотрудников музеев не утешительны. Ведь если откровенно, то большинство музеев держится на чистом энтузиазме. На людях, для которых важнее их работа, чем заработная плата.

 

3.Содержание здания музея

Реставрация.

       Музеи России расположены в 7712 строениях[17], конечно, многие здания требуют проведения ремонтных работ. При этом  существует  больший разброс в расходовании  средств на реставрацию: Всероссийский Пушкинский музей направил на эти цели 53% бюджета, а Третьяковская галерея только 4,2%.[18] Здесь помощь спонсоров пока незначительна. В основном реставрация проводится за государственный счёт. Однако, не без счастливых исключений, например, в реставрацию зданий Эрмитажа, вкладываются миллионы из частных фондов.

В работы по реставрации здания включаются:

                   комплексные исследовательские работы (библиография, археология, зондирование, фиксация, изучение аналогий, др. работы)

                 проектирование реставрации здания памятника архитектуры, включающее архитектурное проектирование и инженерное проектирование (обеспечение укрепления и сохранности, системы современного инженерного оборудования и т.п.)

                 непосредственно осуществление работ по реставрации памятника архитектуры

        Реставрация памятника архитектуры может осуществляться как в отношении всего здания или комплекса зданий, так и в отношении только части объекта, например, фасада.

 

 

Предоставление новых зданий и помещений.

       Установлено, что в 2006 году 37,5% зданий и помещений требовали капитального ремонта, а 6,7% - вообще были признаны аварийными.[19] Тем не менее, случаи строительства новых зданий, предназначенных специально для музейного использования, сравнительно редки. Обычно речь идет о приспособлении для музейных нужд старых зданий и усадебных комплексов. Но в любом случае возникает необходимость в музейном проектировании.  Большинство исторических музеев расположено в зданиях, которые первоначально служили другим целям (монастыри, дворцы, замки, соборы, церкви, общественные здания, особняки, загородные усадьбы и др.). В связи с этим возникает проблема приспособления здания под музей.

      Обычно предлагается использовать для размещения музея старые здания, либо имеющие только материальную ценность, либо являющиеся памятниками архитектуры. При оценке пригодности здания для размещения в нем музея, прежде всего, необходимо проанализировать, соответствует ли оно основным музееведческим требованиям и конкретным специфическим условиям данного музея, разработать план его приспособления. Средства расходуются на материалы и оплату работы реставраторов, строителей, экспертов..

4.Развитее новых технологий.

      Ещё одна сфера, где помощь спонсоров значительна. Например,  российский музейный сайт – эрмитажный – компания IBM вложила миллионы. Кроме разработки и обеспечения функционирования сайтов, эта статья расходов подразумевает покупку различного оборудования (компьютеров, телевизоров, проекторов, интерактивных досок и других передовых технических средств..). Кроме того, необходимо учитывать затраты на дополнительное образование музейных работников. Цель образования - приобретение умений и навыков, обеспечивающих свободное использование различных достижений информационных, компьютерных, мультимедийных технологий (составление баз данных, учётов, передача информации.

5.Покупка экспонатов

     Потребности коллекционирования, в частности музейного,  удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания. Формирование музейного спроса на предметы искусства происходит не в зависимости от моды или личных пристрастий, как это обычно бывает, если речь идёт о конкретном человеке. Здесь спрос формируется в зависимости от того, какой направленности музей, что конкретно требуется для дополнения той или иной композиции и от выделенных музеем средств на покупку будущих экспонатов и тому подобных факторов (неценовые факторы спроса). Необходимо сказать, что закупочная деятельность музеев тесно связана с атр-рынком, который, даёт возможность выбора  и покупки необходимых предметов искусства. Существует множество определений арт-рынка, однако наиболее точным мне кажется следующее:

Арт рынок  или художественный рынок  - это система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которой формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

      В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; около 80% оборота составляет антиквариат (Данные из российской музейной энциклопедии «художественный рынок»), однако арт-рынок, в классическом его понимании, в России только формируется. Здесь нет таких правил делового оборота и традиций, как на Западе – там они вековые. Если другие отрасли были достаточно быстро имплантированы на нашу почву, то в секторе искусства и антиквариата на это потребуется много времени. Поэтому, музеи сталкиваются со сложностями при обмене и купле-продаже экспонатов.

    Как говорилось ранее, в структуру арт - рынка,  на ряду с различными антикварными магазинами и салонами входят аукционы. Интересно, что аукцион – это способ продажи дефицитных вещей, основанный на конкуренции. Аукционы необходимы для продажи товаров, обладающих уникальными свойствами: произведений искусства, исторических раритетов, коллекционных объектов, антиквариата.* Подобные товары, зачастую, составляют основу  музейных фондов, поэтому, музеи часто являются участниками аукционов. Российские музеи стараются принимать участие в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства, но под силу это не многим из них. Ведь для участия и тем более покупки требуются большие средства, а в силу слабого и несвоевременного финансирования их часто не оказывается. Пример: представитель Русского музея побывал на аукционе в Нью-Йорке, где  выставляли на торги полотно Бориса Григорьева с персонажами гоголевского "Ревизора". Картину хотели продать за 1 миллион долларов, но больше 800 тысяч никто не предложил и казалось бы, что это хороший шанс для её приобретения,  но финансирование на тот момент ещё не было осуществлено в полном объёме и средств попросту не хватило, хотя данная картинам была нужна музею. Действительно, учитывая прочие расходы,  на пополнение музейных фондов из государственных средств остаётся совсем не много. В 2007 году федеральные музеи по данной статье расходов потратили от 4,1% (Музей кино) до 0,01% (Музей Великой Отечественной войны)[20], конечно, этого недостаточно. Однако, благодаря внебюджетным источникам финансирования, порой музеям удаётся приобретать  желаемые экспонаты, например  В. Потанин пожертвовал миллион долларов на покупку для Эрмитажа картины Казимира Малевича "Черный квадрат" из коллекции Инкомбанка.

*Хотелось бы упомянуть о системе оценки антиквариата. При оценке антиквариата учитывают такие факторы как: степень его сохранности, принадлежность к фирме-изготовителю или автору, количество экземпляров и время создания. Безусловно, при определении стоимости антикварных предметов, учитываются спрос и предложение.

        Например, последние пять лет довольно популярной была мебель в стиле модерн, следовательно, и стоимость ее была довольно высокой, а на данный момент набирает популярность арт-декор, что ведёт к увеличению стоимости товаров в этом стиле. Такой же процесс (повышения цены на товар) происходит, когда музеи начинают бороться за предметы искусства, например, принадлежащие одной эпохе, необходимые  для повышения статуса музея или просто пополнения музейного фонда.

        

       Но чем приобрести «новый»  экспонат, музею гораздо важнее вернуть законно ему принадлежащий, но утерянный по каким-либо причинам «старый», на это так же необходимы средства. В 2007 году «Пра-вительственная комиссия по сохранности культурных ценностей» зафиксировала  утраты экспонатов за последние 80 лет. В общей сложности в музеях страны обнаружено отсутствие 160 тысяч предметов. Прежде всего,  речь идет об утратах 20-х и 30-х годов прошлого века, а так же времени ВОВ.  Было принято решение провести расследование « Куда "ушел" экспонат»,  и постараться вернуть пропажи. Одной из причин таких глобальных потерь   является низкое качество учетных записей и описаний предметов: из 80 млн. предметов музейного фонда России менее 2 млн (2,5%)[21] имеют в своем описании требуемые законом фотоизображения. Технологии хранения и каталогизации в большинстве музеев устарели. Все эти проблемы так же идут от недостатка средств и внимания  музейным учреждениям.

 

       После рассмотрения основных расходов музеев можно сделать вывод, что музейным учреждениям необходимы средства на вполне конкретные цели, которые напрямую связаны с увеличение качества и расширением спектра  предоставляемых услуг. В настоящее время музеи адаптируются к новым условиям, в которых они вынуждены существовать, при этом в большинстве своём испытывают затруднения.. но об этом позже, а сейчас стоит рассмотреть схему, составленную автором на основе данных об основных расходах музеев, она служит обобщением данной темы, т. е. отражает расходную часть бюджета музея.

 

 

          

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

§3 Политика цен

        Прежде чем сформулировать основные проблемы, связаннее с экономической  деятельностью музейных учреждений России, следует раскрыть тему ценовой политики данных учреждений, так как она имеет ряд особенностей, о которых следует сказать. Ценовая политика определена, прежде всего, социальными целями  деятельности музея. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. В данном случае цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, а иногда и вообще отсутствуют. Возможности использования рыночной ценовой политики в музеях несколько ограниченны. Дополнительным подтверждением данного положения является действие двух эффектов.

Информация о работе Музей в экономической системе