Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:16, реферат
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Введение 3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 4
2. Динамика и структура мировой торговли услугами 9
3. Россия на мировом рынке услуг 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
Поэтому в сфере
регулирования торговли
2. Динамика и структура мировой торговли услугами
За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.
Годовые темпы роста мировых показателей ВВП, экспорта товаров и услуг7
( в %)
Показатели |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
ВВП |
3,0 |
2,0 |
2,7 |
2,1 |
2,6 |
2,9 |
Экспорт товаров |
4,7 |
0,1 |
11,4 |
19,7 |
2,6 |
2,0 |
Экспорт услуг |
5,4 |
2,5 |
20,8 |
13,5 |
5,0 |
1,9 |
Динамику услуг
определяет ряд долговременных
основополагающих факторов
В последние два десятилетия
появился ряд новых весьма
весомых долговременных
Сильным стимулом
развития ряда услуг послужила
крупномасштабная структурно-
В параметрах
экономической динамики
Расходы на
услуги выросли в крупную
Расширение позиций
и структурное усложнение
Что касается
региональной структуры
Регионы |
1980 г. |
1997 г. | ||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Мировая торговля |
100 |
100 |
100 |
100 |
Северная Америка |
11,9 |
9,8 |
19,7 |
14,3 |
Латинская Америка |
4,6 |
6,9 |
3,8 |
5,1 |
Азия |
13,0 |
17,3 |
22,7 |
27,5 |
Западная Европа |
56,0 |
49,6 |
45,6 |
43,0 |
Центральная и Восточная Европа |
2,5 |
2,5 |
3,1 |
3,6 |
Африка |
3,1 |
6,7 |
2,1 |
3,0 |
Прочие |
8,9 |
7,2 |
3,0 |
3,5 |
Международный
обмен услугами осуществляется
в основном между развитыми
странами и характеризуется
Ведущие страны в мировой торговле услугами в 1980 – 1997 гг.
(в %)
Страна |
Доля в мировом экспорте услуг |
Доля в мировом импорте услуг | ||||
1980 г. |
1990 г. |
1997 г. |
1980 г. |
1990 г. |
1997 г. | |
США |
10,1 |
17,0 |
17,5 |
8,4 |
11,8 |
11,6 |
Франция |
10,8 |
9,3 |
6,1 |
8,4 |
7,1 |
4,8 |
Германия |
7,5 |
6,8 |
5,7 |
11,9 |
9,8 |
9,3 |
Великобритания |
8,5 |
6,7 |
6,5 |
6,2 |
5,3 |
5,3 |
Япония |
4,7 |
5,1 |
5,2 |
8,1 |
10,5 |
9,4 |
Италия |
5,1 |
6,1 |
5,5 |
4,1 |
6,0 |
5,4 |
Нидерланды |
4,4 |
3,8 |
3,7 |
4,4 |
3,5 |
3,4 |
Всего |
51,1 |
54,8 |
50,2 |
51,5 |
54,0 |
49,2 |
Крупнейшим экспортером коммерческих услуг в 1997 г. являлись США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%). Причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в 1996 г. в валовом объеме торговли услугами составлял 55%, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.
Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.
Вторую группу составляют
страны, для которых производство
услуг является главным
Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
За период 1980 – 1997 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).9
При общей поступательной динамике услуг в 80 – 90 гг. наблюдаются и четко выраженные отраслевые различия. По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.
Быстрее всего в этой
отрасли развиваются
Ведущие позиции во внедрении
и использовании электронно-
Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в деловой сфере, где наибольшей популярностью пользуется электронная почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг. Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.12
Еще одним видом услуг
на мировом рынке является
реклама. Реклама играет
Стремительно растет