Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:56, контрольная работа
Международный валютный фонд (МВФ)- это межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:
| Кредитный механизм (год введения) | Цель | Условия | Поэтапное осуществление покупок и мониторинг | 
| Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год) | Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера. | Принятие 
  политики, обеспечивающей уверенность 
  в том, что трудности платежного 
  баланса государства-члена | Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. | 
| Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании) | Более долгосрочная 
  помощь для поддержки структурных 
  реформ государств-членов в целях 
  преодоления трудностей платежного 
  баланса долгосрочного | Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев. | Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. | 
| Экстренная 
  помощь 1) На случай 
  стихийных бедствий (1962 г.)   2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.) | Помощь в 
  преодолении трудностей платежного 
  баланса, связанных со следующим: Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта | Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ. | Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки. | 
| Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) | Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера; направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности. | Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности. | Полугодовые 
  (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) 
  выплаты средств, обусловленные 
  соблюдением критериев | 
При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.
2. Отношения России и МВФ: масштабы, условия кредитования
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.
Кредиты МВФ России и их условия
| Дата | Виды | Сумма, млрд. $ | Период использования | Сроки погашения | Условия 
  договоренностей (Обязательства России) | 
| 5 августа 1992 г. | Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») | 1,0 | 5 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц. | 
| 6 июля 1993 г. | Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1,5 | Единовременно, в полном объеме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. | Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9% | 
| 25 апреля 1994 г. | Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1,5 | Единовременно, в полном объеме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет. | Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта | 
| 11 апреля 1995 г. | Резервный кредит («стэнд-бай») | 6,8 | 12 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | Параметры макроэкономической 
  политики существенно детализированы 
  и ужесточены: сокращение почти вдвое 
  (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного 
  бюджета; уменьшение объема чистого 
  кредита органов денежно- В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств. | 
| 26 марта 1996 г. | Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования | 10,1 | 3 г. | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу | Продолжение и углубление 
  макроэкономической, финансовой стабилизации: 
  сокращение дефицита государственного 
  бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. 
  и 2% в 1998 г.; снижение инфляции к концу 
  1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а 
  в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 
  6,9% годовых. МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ | 
| 20 июля 1998 г. | Договоренность о кредитном 
  пакете: 1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках 
  механизма финансирования  3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования | 3,0 5,3       2,9 | Предполагалось 
  предоставление тремя траншами: 20 июля, 
  15 сентября и 15 декабря 1998 г. Единовременно в полном объеме | 1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | Выполнение объявленной 
  антикризисной программы. Ускоренное 
  достижение финансовой стабильности, 
  сокращение дефицита федерального бюджета 
  с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение 
  доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 
  г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой 
  системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные реформы: 
  решение проблем неплатежей и 
  содействие развитию частного сектора; 
  реструктурирование банковской системы, 
  включая: совершенствование  | 
В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.
Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.
     Сегодня 
практически никто не берет у МВФ связанные 
финансовые кредиты и поэтому новые обязательства 
МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 
2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., 
а кто раньше получил финансовую помощь 
от МВФ, стараются досрочно 
выплатить долги. 
В 2007 финансовом году девять государств-членов: 
Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, 
Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская 
Республика, Эквадор погасили свои текущие 
обязательства перед МВФ с опережением 
графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы: