Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить место и значимость международного рынка кредитов в развитии международных кредитно-финансовых отношений.
Объектом исследования являются международные кредитно-финансовые отношения.
Предметом исследования является механизм функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него Республики Беларусь.
В работе были использованы следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение и динамика.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОНОГО РЫНКА КРЕДИТОВ……………………………... 6
1.1 Организация мирового кредитного рынка……………………………….. 6
1.2 Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций………………………………………………………….........16
2. АНАЛИЗ механизма функционирования международного кредитного рынка и вовлечённость в него республики беларусь…
2.1 Взаимодействие Республики Беларусь с международными кредитными институтами
2.2 Анализ внешней задолженности Республики Беларусь.................. ……25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ беларусь...............................38
3.1 Проблемы механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь…………………………………………………………………...38
3.2 Пути совершенствования механизма внешнего заимствования в Республике Беларусь.……………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
У Республики Беларусь сохраняется положительная платежная история, что свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности [21, c. 21].
Но в настоящее время по классификации Организации экономического сотрудничества и развития Республика Беларусь отнесена к последней 7-й группе риска, что обязывает агентства страхования экспортных кредитов применять самую высокую ставку страхования кредитов для Республики Беларусь (9-10% при 5-летнем сроке возврата кредита). Это существенно удорожает среднесрочные и долгосрочные кредиты, ограничивает их эффективность и экономическую целесообразность привлечения. В этой связи республика предпринимает значительные усилия по улучшению делового климата в стране, созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. [17, c. 3]
Среди прогрессивных изменений:
- отмена "золотой акции",
-
упрощение ряда
-
взят курс на модернизацию
налоговой системы как в части
сокращения числа налогов и
упрощения процедур налогового
администрирования, так и в
части снижения налоговой
- планируется сокращение числа товаров, подлежащих ценовому регулированию;
-
планируется отмена субсидий
государственным предприятиям, что
должно способствовать
Направленные
на улучшение бизнес-климата
-
Согласно ежегодному отчету
- Республику Беларусь перевели в 6-ю группу по классификации ОЭСР, что позволяет удешевить стоимость кредитных ресурсов.
-
В августе 2007 года Республике
Беларусь были присвоены
В
соответствии со статьей 2 Бюджетного
кодекса Республики Беларусь, внешним
государственным долгом является общая
сумма основного долга
Внешний
государственный долг Республики Беларусь
по состоянию на 1 января 2011 года составил
9687,2 млн. долларов США при установленном
лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США
(таблица 2.1).
Таблица 2.1
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл.)
| Привлечённые кредиты | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. | Темп роста,% | Абсолютное отклонение |
| Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,8 |
9 486,2 |
122 |
1707,4 |
| Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 112,6 |
201,0 |
186,5 |
88,4 |
| Всего | 7 891,4 | 9 687,2 | 122,8 | 1795,8 |
Источник: [15]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
| Показатели кредитоспособности | Норматив МБРР | 01.01.2010 г. | 01.01.2011 г. | Темп роста,% | Абсолютное отклонение |
| отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % | 220 |
31,8 |
32,5 |
102,2 |
0,7 |
| отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % | 50 |
16,5 |
17,8 |
107,9 |
1,3 |
| отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % | 25 |
1,3 |
2,6 |
200 |
1,3 |
Источник: [15]
Среди стран СНГ и Восточной Европы Республика Беларусь оказалась в числе тех немногих, которым удалось избежать снижения значения рейтинга (в отличие, например, от России, Украины, Латвии, Эстонии, Венгрии, Литвы, Болгарии, Румынии, Грузии, Казахстана, и других), что говорит в пользу проводимой в стране экономической политики и эффективности антикризисных мер, принимаемых правительством.
Совет директоров МВФ завершил четвертый и последний в рамках действующей программы "стэнд-бай" обзор экономики Беларуси. Директора отмечали, что все меры, предусмотренные программой для обеспечения макроэкономической стабильности в Беларуси, были выполнены. В нынешнем обзоре, как и в предыдущих, наиболее положительную оценку получает ужесточение денежно-кредитной политики. В то же время в части структурных реформ и внедрения рыночных элементов в хозяйственную систему Беларуси изменений недостаточно. На это намекают дипломатичные отчеты МВФ и откровенно говорят независимые эксперты. Как результат - не решается основная проблема белорусской экономики: устранение дефицита платежного баланса. По итогам прошлого года он составил 5,5 млрд. долл.
В рамках программы, которая была утверждена в январе 2009 года, Беларусь уже получила 2,9 млрд. долл. из предусмотренных 3,6 млрд. долл. Оказавшаяся в сложных условиях из-за сокращения российских энергетических субсидий и снижения платежеспособности на внешних рынках, Беларусь смогла удержаться от рецессии только за счет внешнего финансирования. С 2009 года валовой внешний долг возрос на 6,9 млрд. долл., или на 45,4%. На 1 января 2010 года он составил 22 млрд. долл., что составляет 45% ВВП. Задолженность экономики банкам увеличилась на 42%, а произведенная за кредитные деньги продукция остается на складах (70% среднемесячного объема производства).
Эксперты МВФ "санкционируют" такой рост задолженности, рассчитывая, что местная экономика повысит внутренние резервы в результате реформирования, то есть внедрения рыночных механизмов. Белорусское же правительство рассчитывает, что ситуация вернется к докризисной, спрос на белорусскую продукцию на российском рынке вернется к прежним цифрам (снижение около 45%), а создание Таможенного союза позволит получать дешевые российские энергоносители. Исходя из этого, Минск не проводит реальных реформ, а лишь имитируют их. Например, МВФ хвалит правительство за то, что оно отменило регулирование цен и не устанавливало ни на прошлый год, ни на этот предельного индекса их роста (ранее он утверждался постановлением правительства). В то же время этот показатель доведен всем предприятиям страны в виде "рекомендательного". Вместо приватизации идут лишь разговоры о ней: агентство, которое должно было заняться ее проведением, несмотря на обещания, так и не создано. Такая ситуация сохраняется практически по всем "реформированным" позициям. [8]
Следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.
Таким
образом, как показало исследование, проведённое,
во второй главе: под внешним государственным
займом понимают займы, привлекаемые от
нерезидентов Республики Беларусь, по
которым возникают долговые обязательства
Республики Беларусь как заемщика, эмитента
ценной бумаги или гаранта. Внешние государственные
заимствования осуществляются в пределах
лимита внешнего государственного долга,
установленного законом о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый год,
который на конец 2010 года на установлен
в размере 9,5 млрд. долларов США. К основным
кредиторам Республики Беларусь относятся:
МВФ (24,4% от суммарного внешнего государственного
долга), МБРР и ЕБРР (0,8%), Российская Федерация
(50,4%), Китай (12,7).
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВНЕШНЕГО
ЗАИМСТВОВАНИЯ В республикЕ
беларусь
3.1
Проблемы механизма внешнего заимствования
в Республике Беларусь
С
функционированием
В свою очередь государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму задолженности, включая начисленные проценты, по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита государственного бюджета. В общую сумму государственного долга включаются также денежные средства населения по договорам о личном страховании.
Текущий
государственный долг составляют расходы
по выплате причитающихся
В нашей стране контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии с законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», другими нормативными актами.
Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств, это — задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 9,5 % от валового внутреннего продукта.
Рост расходов за счет дополнительно привлеченных с помощью госкредита финансовых ресурсов сопровождается увеличением внутреннего и внешнего долга государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность проводимых госкредитных операций.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с другой стороны.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.
В первой половине 90-х гг. в нашей стране бюджетные расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, выдаче ссуд под гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с другими ассигнованиями.
Внутренний долг государства постоянно растет. С каждым годом увеличивается и внешний долг. Наиболее высокими темпами растет задолженность международным финансовым организациям.
По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70 % привлекаемых иностранных кредитов направляется на валютно-неокупаемые проекты. Это усугубляет тяжесть бремени по возврату получаемых кредитов и уплате процентов по ним.