Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Применение экономико-математических методов и компьютерной техники для оценки эффективности и планирования перевозок грузов автомобильным транспортом в настоящее время недостаточно широко используется предприятиями Республики Беларусь.
С этой целью необходимо решение следующих основных задач:
- закрепление получателей груза за отправителями (потребителей за поставщиками) с целью сокращения транспортной работы в тонно-километрах;
- закрепление заказчиков автомобильного транспорта (клиентуры) за автотранспортными предприятиями с целью сокращения нулевых пробегов;
- планирование рациональных маршрутов перевозок массовых грузов за счет увязки встречных грузопотоков с целью сокращения порожних пробегов;
- планирование оптимальных сборно-развозочных маршрутов на перевозках мелкопартионных грузов с целью сокращения общего пробега;
- распределение подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов по маршрутам с целью сокращения времени ожидания и продолжительности простоя под погрузкой-разгрузкой;
- расчет сменно-суточного плана перевозок груза по часовым графикам при строительстве методом «монтажа с колес» с целью сокращения общего пробега;
- определение кратчайших расстояний и маршрутов движения с целью сокращения общего пробега.
Планирование перевозок с помощью экономико-математических методов и внедрение результатов расчетов в практику деятельности автотранспортных предприятий обеспечивает сокращение пробега подвижного состава. Это означает, что экономический эффект достигается в первую очередь за счет уменьшения переменных расходов. При рациональном закреплении потребителей за поставщиками, кроме пробега, имеет место и уменьшение транспортной работы в тонно-километрах, т.е. снижаются и расходы на заработную плату.
Все это приводит к значительному сокращению транспортных издержек, как для международных перевозчиков, так и в масштабах Республики Беларусь.
Предложим 
пути совершенствования деятельности 
конкретного предприятия-
Компания начала работу с 1992 года в г. Минске, Республика Беларусь. Основной вид услуг – доставка грузов автомобильным транспортом между странами Западной Европы, Прибалтики и СНГ.
В настоящее время компания обслуживает экспортные и импортные поставки широкого спектра товаров - от товаров промышленного назначения до небольших партий сборных грузов. Для выполнения грузоперевозок используются тентованные автомобили с грузовым пространством 86 куб. м. Застрахована ответственность компании как перевозчика.
Предприятие активно 
выступает на рынке транспортно-
С 2004 года на базе дочернего предприятия открыт крупный таможенный терминал (Склад временного хранения «Белсотра», ПТО 06533 «Минск-СЭЗ») в г. Минске площадью 30 тысяч кв.м., пропускной способностью 200 грузовиков в сутки.
В качестве дополнительных возможностей компания предоставляет услуги по таможенному оформлению грузов в Республике Беларусь, а также выступает в качестве таможенного перевозчика, что позволяет перевозить товары без таможенного обеспечения по территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Предприятие имеет многолетний опыт в перевозке грузов между европейскими странами, Россией, Республикой Беларусь и другими странами СНГ. В собственном автопарке предприятий более 100 автомобилей соответствующих экологическим нормам EURO 4-5, с тентованными полуприцепами объемом 86-92 куб.м. Все автомобили оснащены мобильной GSM-связью, позволяющей оперативно решать любые проблемы, возникающие в пути.
Компания является действительным членом Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП - гарантийное объединение системы МДП в Республике Беларусь).
На предприятии работает команда менеджеров и водителей с большим опытом работы в сфере международных перевозок. Ряд водителей награждены значками международного союза автомобильного транспорта (МСАТ, IRU).
Лицензия таможенного перевозчика позволяет компании перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей на территории Беларуси и России.
Предприятие имеет лицензию на перевозку опасных грузов
Проведем анализ структуры актива баланса предприятия.
Таблица 3.1 – Анализ структуры актива баланса за 2010-2011 гг., млн. руб.
| № п/п | Наименование статей баланса организации | Показатель структуры пассива в валюте (итоге) бухгалтерского баланса | |||||
| на начало периода | на конец периода | прирост (+),   | |||||
| абсолютная величина, млн. рублей | удельный вес, % | абсолютная величина, млн. рублей | удель-ный вес, % | абсолютная величина, млн. рублей | удель-ный вес, % | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 1 | Внеоборотные активы (строка 190): | 13 867 | 64,4% | 56 592 | 84,2% | 42 725 | 19,8% | 
| 1.1 | основные средства (остаточная стоимость) (строка 110) | 13 777 | 63,9% | 54 861 | 81,6% | 41 084 | 17,7% | 
| 1.2 | нематериальные активы (остаточная стоимость) (строка 120) | 3 | 0,0% | 2 | 0,0% | -1 | 0,0% | 
| 1.3 | доходные вложения в материальные 
  ценности (остаточная стоимость)   | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 1.4 | вложения во внеоборотные активы   | 87 | 0,4% | 1 729 | 2,6% | 1 642 | 2,2% | 
| 1.4.1 | незавершенное строительство (строка 141) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 1.5 | прочие внеоборотные активы (строка 150) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2 | Оборотные активы (строка 290): | 7 682 | 35,6% | 10 647 | 15,8% | 2 965 | -19,8% | 
| 2.1 | запасы и затраты (строка 210): | 5 954 | 27,6% | 7 615 | 11,3% | 1 661 | -16,3% | 
| 2.1.1 | сырье, материалы и другие аналогичные активы (строка 211) | 3 000 | 13,9% | 3 181 | 4,7% | 181 | -9,2% | 
| 2.1.2 | животные на выращивании и откорме   | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.1.3 | затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты (строка 213) | 441 | 2,0% | 485 | 0,7% | 44 | -1,3% | 
| 2.1.4 | расходы на реализацию (строка 214) | 10 | 0,0% | 17 | 0,0% | 7 | 0,0% | 
| 2.1.5 | готовая продукция и товары для 
  реализации   | 1 172 | 5,4% | 2 057 | 3,1% | 885 | -2,4% | 
| 2.1.6 | товары отгруженные (строка 216) | 1 243 | 5,8% | 1 798 | 2,7% | 555 | -3,1% | 
| 2.1.7 | выполненные этапы по незавершенным работам (строка 217) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.1.8 | расходы будущих периодов (строка 218) | 88 | 0,4% | 77 | 0,1% | -11 | -0,3% | 
| 2.1.9 | прочие запасы и затраты (строка 219) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.2 | налоги по приобретенным товарам, работам, услугам (строка 220) | 179 | 0,8% | 194 | 0,3% | 15 | -0,5% | 
| 2.3 | дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) (строка 230) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.4 | дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) (строка 240) | 880 | 4,1% | 1 454 | 2,2% | 574 | -1,9% | 
| 2.5 | расчеты с учредителями (строка 250) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.6 | денежные средства (строка 260) | 669 | 3,1% | 956 | 1,4% | 287 | -1,7% | 
| 2.7 | финансовые вложения (строка 270) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 2.8 | прочие оборотные активы (строка 280) | - | 0,0% | 428 | 0,6% | 428 | 0,6% | 
| Баланс (строка 300) | 21 549 | 100,0% | 67 239 | 100,0% | 45 690 | X | |
Анализ структуры актива баланса показывает, что основную долю активов предприятия занимают внеоборотные активы – 84,2%.
За отчетный период наибольший рост продемонстрировали внеоборотные активы предприятия – на 42725 млн. руб.
Изменение структуры актива баланса наглядно представлено на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Изменение структуры актива баланса за 2010-2011 гг.
Проведем анализ структуры пассива баланса.
Таблица 3.2 – Анализ структуры пассива баланса за 2010-2011 гг., млн. руб.
| № п/п | Наименование статей баланса организации | Показатель структуры пассива в валюте (итоге) бухгалтерского баланса | |||||
| на начало периода | на конец периода | прирост (+),   | |||||
| абсолютная величина, млн. рублей | удель-ный вес, % | абсолютная величина, млн. рублей | удель-ный вес, % | абсолютная величина, млн. рублей | удель-ный вес, % | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| 1 | Капитал и резервы (строка 490) | 18 263 | 84,8% | 61 529 | 91,5% | 43 266 | 6,8% | 
| 2 | Долгосрочные обязательства   | 535 | 2,5% | 3 376 | 5,0% | 2 841 | 2,5% | 
| 2.1 | долгосрочные кредиты и займы   | 535 | 2,5% | 3 376 | 5,0% | 2 841 | 2,5% | 
| 2.2 | прочие долгосрочные обязательства   | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 3 | Краткосрочные обязательства   | 2 751 | 12,8% | 2 334 | 3,5% | -417 | -9,3% | 
| 3.1 | краткосрочные кредиты и займы   | 300 | 1,4% | - | 0,0% | -300 | -1,4% | 
| 3.2 | кредиторская задолженность (строка 620): | 2 333 | 10,8% | 2 220 | 3,3% | -113 | -7,5% | 
| 3.2.1 | перед поставщиками и подрядчиками (строка 621) | 909 | 4,2% | 911 | 1,4% | 2 | -2,9% | 
| 3.2.2 | перед покупателями и заказчиками   | 324 | 1,5% | 94 | 0,1% | -230 | -1,4% | 
| 3.2.3 | по расчетам с персоналом по оплате труда (строка 623) | 708 | 3,3% | 820 | 1,2% | 112 | -2,1% | 
| 3.2.4 | по прочим расчетам с персоналом   | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 3.2.5 | по налогам и сборам (строка 625) | 114 | 0,5% | 82 | 0,1% | -32 | -0,4% | 
| 3.2.6 | по социальному страхованию и обеспечению (строка 626) | 178 | 0,8% | 202 | 0,3% | 24 | -0,5% | 
| 3.2.7 | по лизинговым платежам (строка 627) | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 3.2.8 | перед прочими кредиторами (строка 628) | 100 | 0,5% | 111 | 0,2% | 11 | -0,3% | 
| 3.3 | задолженность перед участниками (учредителями) (строка 630) | 118 | 0,5% | 114 | 0,2% | -4 | -0,4% | 
| 3.4 | резервы предстоящих расходов   | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| 3.5 | прочие краткосрочные  | - | 0,0% | - | 0,0% | - | 0,0% | 
| Баланс (строка 700) | 21 549 | 100,0% | 67 239 | 100,0% | 45 690 | Х | |
Анализ структуры актива 
баланса предприятия 
За отчетный период наблюдается значительное увеличение по статье «Капитал и резервы» 43266 млн. руб.
Положительным фактом является снижение краткосрочной кредиторской задолженности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 417 млн. руб.
Вместе с тем, произошел рост долгосрочной кредиторской задолженности на 2841 млн. руб.
Изменение структуры пассива баланса предприятия в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наглядно представим на рисунке 2.2.
Рисунок 3.2 – Изменение структуры пассива баланса
Сводный анализ показателей 
финансового состояния 
Таблица 3.3 – Анализ финансового состояния предприятия
| № п/п | Наименование показателя | На начало периода | На момент установления неплатежеспособности | Норматив коэффициента | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| 1 | Коэффициент текущей ликвидности (К1): | 2,792 | 4,562 | 1,2 | |
| 2 | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2): | 0,572 | 0,464 | 0,15 | |
| 
 | Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) : | 0,152 | 0,085 | К3 <= 0,85 | |
| 4 | Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) | 0,24 | 0,41 | Кабсл>=0,2 | |
| 
 
 | Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) | 0,005 | 0,002 | К4 <= 0,5 | |
| 6 | Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | 5,27 | 5,76 | оборачиваемость оборотных средств повысилась | 
Анализ коэффициентов 
финансового состояния 
Проанализируем структуру прибыли предприятия (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Анализ структуры прибыли предприятия
| № п/п | Наименование показателей | За отчетный период | За соответствующий период прошлого года | ||
| абсолютное значение, млн. рублей | удельный вес, % | абсолютное значение, млн. рублей | удельный вес, % | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1 | Прибыль (убыток) (форма 2, строка 200): | 1 899 | 100,0% | 2 309 | 100,0% | 
| 1.1 | прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (форма 2, строка 070) | 1 746 | 91,9% | 2 220 | 96,1% | 
| 1.2 | прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (форма 2, строка 120) | 508 | 26,8% | 362 | 15,7% | 
| 1.3 | прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (форма 2, строка 160) | -355 | -18,7% | -273 | -11,8% | 
| 2 | Налог на прибыль (форма 2, строка 250) | 573 | 30,2% | 658 | 28,5% | 
| 3 | Прочие налоги, сборы из прибыли   | 87 | 4,6% | 182 | 7,9% | 
| 4 | Прочие расходы и платежи 
  из прибыли   | 18 | 0,9% | 15 | 0,6% | 
| 5 | Чистая прибыль (убыток) (форма 2, строка 300) | 1 221 | 64,3% | 1 454 | 63,0% | 
| 6 | Резервный фонд (форма 3, строка 020) | 125 | 6,6% | 137 | 5,9% |