Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:52, курсовая работа
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.
  Завершая 
рассмотрение проблем международной 
экономической интеграции, следует 
подчеркнуть, что интеграционные процессы 
являются многомерным и сложным явлением, 
не поддающимся единой и окончательной 
оценке. Поэтому та или иная региональная 
(субрегиональная, государственная) модель 
интеграции не может быть механически 
«перенесена» - ни в теоретическом, ни 
(тем более) в практическом плане - на другой, 
даже очень «похожий» регион, но с иными 
социокультурными и экономическими особенностями 
и традициями.  
4. Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами Европейского Союза
  Национальные 
интересы любого государства определяют 
приоритеты ее внешней политики. Ключевую 
роль в определении главных 
Основной целью внешней политики Республики Беларусь является обеспечение благоприятных внешних условий эффективного внутреннего развития страны. В этой связи желательно присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и соответствует ее национальным интересам.
Беларусь геополитически расположена на перекрестке европейских дорог с Запада на Восток и с Севера на Юг. Это объективно обусловило многовекторный характер ее международных связей.
  История 
отношений Беларуси с Евросоюзом 
началась в 1992 году, после обретения 
Беларусью государственной 
Первый этап отношений охватывает 1992-1996 годы. Его можно охарактеризовать обоюдным стремлением к интеграции Беларуси в Евросоюз. Это проявилось в реальных политических и экономических шагах.
В ходе визита в Минск делегации Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.
  Отношения 
между Беларусью и Евросоюзом 
в разные периоды складывались по-разному. 
Но после присоединения к объединенной 
Европе в 2004 году стран - непосредственных 
соседей Беларуси они стали особенными: 
соседскими. А соседи, как известно, при 
всех сложностях пытаются жить дружно, 
развивать взаимовыгодные контакты и 
учиться понимать друг друга.  
Дипломатические отношения Беларусь и 
ЕС установили в августе 1992 года. В марте 
1995 года президент Александр Лукашенко 
подписал в Брюсселе Соглашение о партнерстве 
и сотрудничестве, закладывающее основы 
для двустороннего и многостороннего 
взаимодействия. Однако документ был ратифицирован 
только белорусским парламентом: его принятие 
странами ЕС было заморожено после белорусского 
референдума 1996 года.  
Евросоюз не признал результаты этого 
референдума, и развитие белорусско-европейских 
отношений затормозилось. Началась более 
чем десятилетняя история ограничительных 
мер. 
В сентябре 1997 года Брюссель ввел первые санкции в отношении Беларуси. Были запрещены контакты на уровне выше заместителя министра и любое сотрудничество и техническая помощь, за исключением проектов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Став непосредственным соседом ЕС, Беларусь лишь формально входила в Европейскую политику добрососедства.
  В 
2004 году Совет Европы опубликовал 
доклад об исчезновениях в Беларуси 
в 1999—2000 годах политиков и журналиста. 
После этого Брюссель внес в список невъездных 
в страны Евросоюза белорусских чиновников, 
которые подозреваются в причастности 
к исчезновениям. В него вошли экс-министр 
внутренних дел Владимир Наумов, бывший 
госсекретарь Совета безопасности Виктор 
Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков 
и экс-командир бригады спецназа внутренних 
войск МВД Дмитрий Павличенко.  
После парламентских выборов в декабре 
2004 года этот список был дополнен главой 
Центризбиркома Лидией Ермошиной и Юрием 
Подобедом, который тогда возглавлял полк 
милиции специального назначения, разгонявший 
акции протеста в период избирательной 
кампании. 
  В 
апреле 2006 года список был расширен 
до 37 человек, ответственных, по мнению 
ЕС, за нарушение прав человека в 
ходе очередных выборов президента. 
В него, в частности, были включены президент 
Александр Лукашенко, глава президентской 
администрации, два его заместителя, ряд 
министров и судей. Кроме того, счета и 
имущество этих представителей госструктур 
в странах ЕС и в 10 странах Европы, которые 
присоединились к санкциям, было заморожено. 
В октябре 2006 года список невъездных пополнили 
еще четыре человека: судьи и гособвинители 
— за приговор экс-кандидату в президенты 
Александру Козулину и активистам незарегистрированной 
организации "Партнерство". В ноябре 
2006 года Еврокомиссия опубликовала неофициальную 
стратегию (non-paper) развития отношений с 
Беларусью, перечислив, что может дать 
стране в обмен на выполнение 12 рекомендаций. 
Условия ЕС включали уважение права белорусов 
на демократические выборы, прав на независимую 
информацию и свободу слова, соблюдение 
прав общественных организаций и предпринимателей, 
а также освобождение всех тех, кого Запад 
считал политическими заключенными. Почти 
два года Минск и Брюссель обменивались 
заявлениями и резолюциями, осуждающими 
нежелание другой стороны идти навстречу. 
В марте 2008 года было подписано соглашение 
об открытии в Беларуси представительства 
Еврокомиссии.  
После того, как в августе 2008 года на свободу 
вышли последние из признанных странами 
Запада белорусских политзаключенных, 
ЕС направил своего представителя для 
встречи с белорусскими властями. Несмотря 
на то, что сентябрьские парламентские 
выборы не были признаны демократическими, 
миссия ОБСЕ отметила отдельные улучшения, 
и министры иностранных дел стран Евросоюза 
частично приостановили на полгода действие 
визовых санкций в отношении белорусских 
чиновников. Тогда же был отменен действовавший 
с 1997 года запрет на контакты выше уровня 
замминистра. В октябре 2008 года, январе 
и июле 2009 года прошли встречи главы МИД 
Беларуси Сергея Мартынова с руководящей 
"тройкой" ЕС. В апреле нынешнего 
года начался диалог о ситуации в области 
прав человека.  
В феврале 2009 года впервые в истории белорусско-европейских 
отношений Минск посетил верховный представитель 
ЕС по внешней политике и политике безопасности, 
генсек Совета ЕС Хавьер Солана. Высокопоставленный 
еврочиновник встретился с президентом 
Александром Лукашенко.  
После того, как визит несколько раз откладывался, 
в июне 2009 года с белорусским президентом 
в Минске встретилась и еврокомиссар по 
внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. 
В марте 2009 года главы МИД стран ЕС продлили на 9 месяцев частичную приостановку санкций. Они выразили надежду, что белорусские власти выполнят пять основных рекомендаций, которые были выделены из 12. Так, если Беларусь к концу года реформирует избирательное законодательство, обеспечит свободу объединений и прессы, создаст условия для деятельности неправительственных организаций и снимет ограничения для свободы личности, все санкции будут полностью сняты.
  Беларусь 
уже сделала несколько 
В ответ на движение Минска навстречу в мае Беларусь официально включена в новую политику ЕС "Восточное партнерство", которая предполагает экономическую интеграцию и политическую ассоциацию со странами объединенной Европы. Для Беларуси, у которой отсутствует юридическая база для развития двусторонних отношений, эта политика — реальная возможность укреплять связи с 27 странами Европы и пятью странами-партнерами через многосторонние проекты.
  Экономическое 
взаимодействие между Беларусью 
и ЕС из года в год увеличивается. 
С 2000 года белорусский экспорт в страны 
ЕС вырос более чем в 20 раз, на долю ЕС приходится 
44% белорусского экспорта (для сравнения: 
на долю России - 32%). Начался диалог о развитии 
отношений и экспертные диалоги в сфере 
энергетики, транспорта, окружающей среды, 
таможни, сельского хозяйства, экономических 
и финансовых вопросов, стандартизации 
и сертификации.  
Заключение
В работе рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.
Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы.
Многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.
Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.
Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС.
Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу.
Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.
В работе были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.
Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост.
Рассмотрены проблемы европейской интеграции: проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; проблемы реформирования системы социального обеспечения; проблемы государственного долга; проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение; большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.
  Даже 
при простом анализе 
Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.